Михаил Кураев - Записки беглого кинематографиста
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Записки беглого кинематографиста"
Описание и краткое содержание "Записки беглого кинематографиста" читать бесплатно онлайн.
По плану боевой подготовки на двадцать третье июля было назначено вождение танков на плаву.
Нас, "средняков", это, естественно, не касалось, но я обратился к командиру полка с просьбой разрешить присутствовать на вододроме во время учебных занятий батальона плавающих танков.
- Решите этот вопрос с вашим командиром, - глядя мимо меня, проговорил Б-в, давая понять, что власти командира роты вполне достаточно для управления моей судьбой. Дескать, пусть Генеральный штаб и Толя Вальтер занимаются вами, а у него есть и кроме этого много важных дел.
- Благодарю, товарищ полковник!
В армейском обиходе в обращении к подполковникам приставка "под" как бы случайно опускается. Этикет позволяет такую извинительную и лестную для самолюбия старшего офицера оговорку в отдельных случаях. Я же не упустил возможность показать знакомство с тонкостями армейского этикета. Подполковник меня не поправил.
На вододром для выполнения упражнений на плаву прибыли со своим плавающим танком и ребята из разведроты под водительством капитана Федорова, с которым дружил мой Вальтер, и нам пару раз случалось встречаться в застолье. Федоров принадлежал к тем серьезным, без позы людям, которые не признают легкого приятельства, на приятельские сближения не податливы, долго приглядываются к людям, но в дружбе бывают немногословны и самоотверженны. Мне хотелось сойтись поближе с Федоровым, я чувствовал в нем человека основательного, интересного. Но, сохраняя доброжелательность, он ждал с моей стороны подтверждения серьезного отношения к делу, которое он выбрал для себя сознательно и, похоже, на всю жизнь. Собственно, сказать "ждал" было бы преувеличением. Так, наблюдал как бы издали и, может быть, не без своего интереса.
- Дадите машину сплавать? - подошел я к Федорову. Я был старше капитана лет на десять минимум, но обращаться на "ты", как к большинству его ровесников, почему-то не хотел.
- Знаете "плавуна"?
- Только посуху.
"Т-76", танк плавающий, четырнадцать тонн, "катер с пушкой", по ироническому определению почти сорокатонных "средняков", мне довелось водить только по танкодромам и стрельбищам на земле, а плавать не пришлось.
- Надо попробовать, - улыбнулся Федоров, и даже в том, как он это сказал, был виден человек спокойный и решительный.
Дело осталось за малым.
Я подошел к командиру полка, внимательно следившему за тем, как ловят и ставят на место сорванный ветром один из трех буйков, расставленных углом и обозначающих "дворик". Танк должен войти в этот угол, остановиться и выйти задним ходом, и все это не касаясь буйков ни в коем случае.
- Товарищ полковник, разрешите провести заезд? - обратился я, не очень уверенный в правильности терминологии. И действительно, командир смотрел на меня так, словно я еще только что-то собирался сказать. Похоже, что из услышанного он понял лишь "товарищ полковник". Увидев, что меня то ли не поняли, то ли не хотят понять, пояснил:
- Проехать хочу.
- Да-да, пожалуйста, - с неожиданной готовностью откликнулся Б-в, будто давно ждал моей просьбы, - заряжающим?
Едва ли не танкист сможет оценить меру унижения, вложенную в этот вопрос. Заряжающие, "закидные", - это, как бы сказать, илоты в танковых войсках. А ехать заряжающим на не стреляющем танке - это занятие для перспективной девушки...
Все, стоявшие у командной вышки, прячась от ветра, деликатно сделали вид, что не слышали убийственного вопроса командира.
- Нет, товарищ подполковник, - я четко выговорил все буквы в его звании, на рычагах. Заряжающий на стрельбах нужен, - продемонстрировал я глубокое понимание специфики сегодняшних занятий.
Все, кто стоял рядом, с немалым удивлением обернулись ко мне и со вниманием ждали, что же ответит командир.
- Мне разведчики дают свою машину, - сказал я, подтверждая решительность своих намерений.
- Ну, раз разведчики дают машину, ну что ж, поплавайте, поплавайте... - И как бы в предвкушении забавы, командир позволил себе как бы улыбку. И тут же улыбку сдуло новым порывом колючего ветра: - Под их ответственность.
Это был настоящий, опытный, может быть, уже обжегшийся на каких-то ЧП командир. Он знал, как важна для следствия, подтвержденная свидетелями, всего лишь одна реплика "под их ответственность". Если этот непонятно зачем в полку объявившийся "кинщик" нырнет сейчас вместе с танком и не вынырнет, вот эта коротенькая фразочка, "под их ответственность", не даст ему, командиру, утонуть вместе со мной. На это словечко он надеялся гораздо больше, чем на танк-спасатель, стоявший, как говорится, под парами и готовый ринуться на выручку в случае необходимости.
- Разрешите? - по-строевому произнес я.
Командир только покивал головой.
Я подбежал к разведчикам, стоявшим неподалеку от старта своей командой. Отдал фуражку и с удовольствием натянул теплый шлемофон.
С вышки управления раздалась команда, разорванная на куски ветром, пока летела к нам, но и в обломках можно было узнать: "К машине!" За командира в танке шел механик-водитель, я за механика, так что в строю перед танком младший сержант занял место командира, а я одесную.
"...ою!" - это стало быть: "К бою!"
Прыжком в машину, захлопнута двойная башенная крышка, закрываю водительский люк, запускаю двигатель, но, припав к триплексам, ничего не понимаю, вижу только вправо и влево, а впереди все закрыто. "Командир! Не вижу ни хрена..." - докладываю в башню по ТПУ. "Перископ!" - кричит мой спаситель. Мне закрывает обзор вперед не опущенный после предыдущего заезда (спасибо! я бы и не вспомнил) волноотбойный щиток! Поднимаю перископ, движение двумя пальцами - и я уже зрячий. Очень вовремя. По радио четкая команда: "Вперед!" Пошел секундомер.
У "Т-76" коробка с прославленной "тридцатьчетверки", уж можно было бы и обновить, кулиса переводится с трудом, особенно без навыка. Скрежет стоит такой, будто я в шестерни кость засунул и теперь ее, давясь, перемалывают. Уходят секунды, а я на месте. Наконец утроба харкнула и проглотила. Можно ехать!
Слишком резко взял на себя бортовые, волнуешься как черт.
Машина рванула с места прыжком, так недолго на редукторе зубцы выбить...
За минуту до старта по вододрому, как мне потом рассказали, разнеслось: "Кинщик едет! Кинщик едет!" Из всех закутков, из всех укромностей, где прятался народ от непогоды, люди ринулись к командной вышке, чтобы развлечься немножко в этот аспидский день.
В подтверждение ожиданий танк не вошел в воду, откинув поднятым щитком волну, а плюхнулся прыжком на манер жабы. Поднятые брызги, подхваченные ветром, тут же залепили мне перископ. Только этого не хватало. Дворников на перископе нет, не легковушка. "Водомет", - спокойно, как профессор подсказывает на операции новичку, напоминает сержант из башни. Перехожу с гусениц на водомет. Плывем!
Даже этого не все ожидали. "Поплыл! Плывет! Ай да кинщик!" спешили удивиться и похвалить те, кто не предполагал от "кинщика" такой прыти.
По тому, как ветер валил буйки к воде, можно было прикинуть направление сноса. Ветер дул неудачно. В правый борт. А "боковая стенка" в "дворике", третий буек, была слева, и ветром машину на него могло навалить в два счета. Увидев, что я беру поправку на снос, мой командир тут же подсказал: "Еще правей! Больше вправо!" Спасибо, сержант! Тебе сверху из башни получше видно. Во "дворик" нужно только сунуться - и сразу назад. Черт с ним, пусть внесет во "дворик" ветром, изготовлюсь к заднему ходу загодя. Лишь корпус зашел за буйки, кормовые заслонки вниз и полную нагрузку на движитель. Выскочили из "дворика" чуть не в полуметре от буйка, коснуться которого было страшно, как мины. Смешно, конечно, но на рычагах все кажется ужасно важным.
Кормовые заслонки вверх и полным ходом к "змейке". Танк не глиссер, и "полный ход" - плавание неспешное, особенно в препирательствах с ветром.
- Чистенько выскочили, товарищ старший лейтенант! Чистенько! - это кричит из башни механик, мой главный болельщик и помощник. Вижу его первый раз в жизни, впрочем, не вижу - вижу впереди первый буек "змейки", их четыре в линию, пройти надо так, как проходят среди вешек слаломисты, только им разрешается вешки задевать и корпусом, и палками, а нам за каждое касание балл долой, а всего-то этих баллов три, дальше идет уже "неуд".
- Пожалел ветерок вашего кинщика, - бросил командир, когда мы благополучно выбрались из "дворика". Что произошло, понять было непросто, может, и действительно ветром надуло, ветры в этих краях и не такой успех надували.
Вспоминать о том, как на "змейке" по командам сверху перекидывал рычаги, дело пустое. Лбом в перископ, а руки уже сами хватают, тянут, отжимают... Только помню, как подхлестывали азарт и поднимали настроение выкрики по ТПУ с командирского места.
- Есть, товарищ старший лейтенант!.. Есть, товарищ старший лейтенант!.. Резко правый! Резко левый! - и так после каждого обойденного с миром буйка.
- Мужчина едет! - объявил Федоров, когда мы вывернулись от последнего буйка и, откидывая броневым щитком лезущую на нос воду, расплевываясь водометом, пошустрили к каменистому мысу, разделяющему два озера, две "воды".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Записки беглого кинематографиста"
Книги похожие на "Записки беглого кинематографиста" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Кураев - Записки беглого кинематографиста"
Отзывы читателей о книге "Записки беглого кинематографиста", комментарии и мнения людей о произведении.