Сергей Патянин - Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Описание и краткое содержание "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания" читать бесплатно онлайн.
Настоящий том посвящен одной из самых интересных и динамичных кампаний Второй мировой войны — Норвежской, длившейся 62 дня.
На основе богатых архивных материалов и других документальных источников в книге рассказывается о проведении операции «Везерюбунг», целью которой был захват Германией территории Норвегии и Дании.
Книга содержит обширные комментарии, документы и справочные материалы. Будет интересна как специалистам, так и любителям военной истории.
Книга содержит таблицы. — DS
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS
Однако «птенцы Геринга» не собирались выпускать противника из своих цепких когтей, сумев под занавес эвакуации громко хлопнуть дверью. С первыми проблесками рассвета Не-115 506-й береговой авиагруппы вылетели на разведку, вскоре обнаружив эскадру Каннингхэма, успевшую удалиться от берега всего на 70 миль. В половине десятого утра начались воздушные атаки. Бомбардировщики Люфтваффе преследовали эскадру Каннингхэма до 16:30, удаляясь при этом на расстояние до 200 миль от побережья.
Первая волна нападавших, состоявшая из шести «Штук» и семи Не-111 100-й группы, не добилась существенных результатов. Менее чем через час в воздухе показалось еще четырнадцать Ju-87, которых вел сам капитан Хоццель. Они нанесли соединению первую чувствительную потерю. В 11:08 французский лидер «Бизон» получил прямое попадание в носовую часть, вызвавшее детонацию погребов. Соотечественники с «Монткальма» ясно видели зависшее в воздухе 138-мм орудие лидера. Сразу погибли капитан 1 ранга Буан (командир корабля и 11-го дивизиона лидеров), начальник штаба дивизиона и еще несколько офицеров. Уцелевшие отчаянно боролись за жизнь корабля, надеясь исключительно на собственные силы, так как эскадра полным ходом уходила на юго-запад. «Бизон» продержался на плаву два часа, однако спасти его не удалось.
Последним кораблем, покинувшим Намсус, был британский эскадренный миноносец «Африди». Ему поставили задачу принять арьергардное подразделение саперов, взрывавших мосты, железнодорожную станцию и другие объекты. На востоке уже появились первые проблески рассвета, когда эсминец вышел в море. Во время первого налета корабль не получил заметных повреждений, затем подобрал экипаж «Бизона» и полным ходом нагонял конвой, когда пикировщики появились снова. В своих мемуарах «Action This Day» Филип Вайан так рассказывал о дальнейших событиях:
«Мы нагнали соединение адмирала Каннингхэма к трем часам пополудни и немного расслабились, надеясь, что к этому времени конвой должен был выйти за предел радиуса действия пикирующих бомбардировщиков. Но это было не так; группа «штук» появилась одновременно с нами. Один из них зашел в пике справа от нас, явно целясь по «Африди». Начался роковой бой. Мы круто повернули в направлении самолета, чтобы сделать угол пикирования чрезмерным для пилота. В этот момент Гэммон [сигнальщик] сообщил о втором пикировщике, приближавшемся с левого борта. Морис [старший помощник] посоветовал переложить руль, но я решил, что корабль успеет закончить маневр, и приказал продолжать поворот».
И все же избежать попаданий не удалось. В 15:46 эсминец содрогнулся от двух мощных взрывов. Первая бомба ударила позади ходового мостика и разорвалась в котельном отделении, разворотив борт и вызвав большое число жертв; начался сильный пожар. В тот же момент вторая бомба угодила в полубак, разломив корабль надвое. «Африди» стремительно затонул; погибло 49 членов экипажа, 13 солдат и 30 французских моряков с «Бизона». Остальные были спасены «Гринэйдом», «Гриффином» и «Интрепидом». Другие корабли и суда не пострадали, а зенитчики доложили об уничтожении двух самолетов противника, хотя в налете участвовало всего четыре Ju-87, вернувшиеся на аэродром без потерь.
Последний налет произвели пятнадцать пикировщиков (группа Хоццеля, успевшая дозаправиться и подвесить бомбы). Они атаковали и потопили отставшие от конвоя вооруженные траулеры «Эстон Вилла», «Гол» и «Сэнт Джоран». 5 мая экспедиция вернулась в Скапа-Флоу.
Вечером 4 мая девятка Ju-87 наведалась в Намсус еще раз. В гавани и окрестных фьордах были потоплены норвежские пароходы «Блофьельд», «Секстант», «Пан» и «Офьорд». Германское командование высоко оценило заслуги пилотов пикирующих бомбардировщиков — 8 мая четверо из них были награждены Рыцарскими крестами. Кавалерами высшей награды Рейха стали командир I/StG 1 капитан Пауль-Вернер Хоццель, командир 3-й эскадрильи обер-лейтенант Эльмо Шефер, лейтенант Мартин Мёбиус и унтер-офицер Герхард Гренцель.
Потери англичан составили 1402 человека в районе Ондальснеса и 147 человек в районе Намсуса. Эвакуация вполне боеспособных частей союзников так и не была понята норвежцами, моральный дух которых был окончательно сломлен. В 18 часов 3 мая полковник Шёц от имени командующего норвежскими войсками южнее Тронхейма генерала Хвинден Хауга подписал акт о капитуляции, в тот же день полковник Гец отдал приказ о прекращении огня частям к северу от Тронхейма. В течение ночи 100 офицеров и 1950 солдат 5-й бригады сложили оружие.
Немцы приступили к подсчету трофеев: в их руки попало 5300 норвежских винтовок, 200 пистолетов, 250 ручных и 60 тяжелых пулеметов, 460 противотанковых ружей, 7 артиллерийских орудий, 44 зенитных орудия и автомата, более 200 тысяч патронов, 10,5 тысяч 75-мм снарядов и многое другое. Двадцать девять немецких солдат, попавших в плен к норвежцам за прошедшее время, были переданы германскому командованию. Последними, 5 мая, сдались изможденные голодом и обстрелами защитники форта Хегра. Норвежцы вышли из крепости, распевая слова национального гимна: «Господь, храни короля и отечество»!
Глава 10
Эпопея Нарвика
10.1. «Нарвик удержать не рассчитывают...»
История боев под Нарвиком — самая яркая и, наверное, самая изученная страница Норвежской кампании. Работы, так или иначе связанные с ними, превалируют в западной библиографии. «И пять десятилетий спустя после событий битва за Нарвик все еще прочно занимает первое место в сознании немцев,» — отмечает западногерманский историк Арним Ланг. Случайно ли это, и чем вызван столь широкий резонанс, — возможно, читатель сам найдет ответы на эти вопросы из дальнейшего описания. Заметим лишь, что хотя сравнения с обороной Ленинграда или Севастополя в данном случае вряд ли уместны, сам факт, что немецкие солдаты почти в полной изоляции в течение двух месяцев сражались против превосходящего по численности в четыре-шесть раз противника, вызывает заслуженное уважение. Тем более, история Второй Мировой войны хранит немало совершенно противоположных примеров: вспомним битву за Крит или падение Сингапура.
Громкий успех немецкого оружия за Полярным кругом связывается, прежде всего, с именем командира 3-й горной дивизии. Пятидесятилетний генерал-майор Эдуард Дитль был кадровым военным, испытавшим на себе все тяготы и лишения Западного фронта в прошлую войну. К моменту поражения Германской империи в ноябре 1918 года он находился в госпитале, долечиваясь после третьего ранения. После выздоровления Дитль служил в качестве командира роты в составе добровольческого корпуса Эппа и был оставлен в рядах немногочисленной армии Веймарской республики. В молодости Дитль стал заядлым спортсменом-альпинистом и считался одним из пионеров горных войск, всячески пропагандируя необходимость горнострелковой подготовки. Возможно, именно былые спортивные достижения послужили причиной назначения полковника Дитля комендантом Олимпийской деревни во время проходивших в 1936 году в Берлине игр. Он прекрасно справился с возложенными на него обязанностями, чем заслужил лестный отзыв фюрера. Вскоре его производят в генерал-майоры и после аншлюса Австрии назначают командовать 3-й горной дивизией, сформированной на основе 5-й и 7-й австрийских альпийских дивизий. На новом посту он проявил себя ярким и энергичным командиром, пользовавшимся непререкаемым авторитетом у подчиненных, которые отвечали ему беззаветной преданностью, как того требовали лучшие традиции германской армии.
«Чтобы быть командиром, — говорил Дитль, — нужно обладать двумя различными качествами. Во-первых, конечно же, жить рядом с подчиненными. Не желать того, чего не было бы у них; идти вместе с ними, прислушиваться к ним, понимать их, выручать в трудном положении. Во-вторых, быть выше подчиненных. Никогда не делать себе поблажек; всегда знать, чего ты, как командир, хочешь добиться. Быть жестким, если это необходимо, требовать невозможного, но самому первым добиваться невозможного»…
С первых дней операции под Нарвиком сложилась наиболее сложная для немецкой стороны ситуация. Большая часть артиллерии, боеприпасов и транспорта погибла или осталась на пароходах, не сумевших добраться до конечного пункта. Неожиданно выяснилось, что из-за влияния высоких широт штатные армейские радиостанции не в состоянии обеспечить устойчивую связь с вышестоящими штабами, находившимися за много километров на юге. Выход нашли, сняв мощную флотскую станцию с поврежденного эсминца «Дитер фон Редер» и установив антенну на одной из окружавших город горных вершин.
Не имея достаточного количества людей и вооружения, Дитль принял решение оголить южный фланг, сосредоточив усилия на северном и восточном направлениях. На первый взгляд решение выглядит рискованным, но риск этот был оправдан. Основная масса норвежских войск была сосредоточена севернее Нарвика. С южной стороны армейские подразделения противника находились не ближе Будё, и генерал получил информацию об этом как из предшествующих операции донесений агентурной разведки, так и от добровольно сдавшегося полковника Сундло. Попутно отметим, что, несмотря на заявления о неготовности к действиям против Норвегии, германские разведывательные службы смогли обеспечить штаб дивизии достоверными данными о противнике; не испытывал он и недостатка в картах и справочных материалах о характере местности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Книги похожие на "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Патянин - Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Отзывы читателей о книге "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания", комментарии и мнения людей о произведении.