Сергей Патянин - Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Описание и краткое содержание "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания" читать бесплатно онлайн.
Настоящий том посвящен одной из самых интересных и динамичных кампаний Второй мировой войны — Норвежской, длившейся 62 дня.
На основе богатых архивных материалов и других документальных источников в книге рассказывается о проведении операции «Везерюбунг», целью которой был захват Германией территории Норвегии и Дании.
Книга содержит обширные комментарии, документы и справочные материалы. Будет интересна как специалистам, так и любителям военной истории.
Книга содержит таблицы. — DS
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS
И все же в Норвегии одномоторным истребителям не удалось добиться успехов, соизмеримых, скажем, с последующими действиями во Франции. До капитуляции норвежской армии пилотам II/JG 77 удалось одержать всего 17 побед, причем пять из них принадлежали фельдфебелю Менге, ставшему, таким образом, единственным (в обычном понимании) асом Норвежской кампании.
В начале мая в Тронхейм из Ольборга прибыла эскадрилья ночных истребителей 11.(N)/JG 2, на вооружении которой состояли устаревшие Bf-109С. Очень скоро выяснилось, что «старичкам» явно не хватает скорости, чтобы успешно перехватывать цели. Хотя в мае на данной широте ночи довольно светлые, ночные перехватчики не одержали ни одной победы, понеся при этом потери со своей стороны. Видя бесполезность дальнейшего пребывания эскадрильи на севере, 21 мая ее перебросили в Кристиансанн, а затем отправили обратно в Германию.
Основные аэродромы Действия боевых частей 5-го воздушного флота на 26 апреля 1940 г.Тронхейм
1 эскадрилья KG 30
1 эскадрилья I/StG 1
St., 1. и 2./Ku.Fl.Gr. 506
Ставангер
I/KG 26
(Z)./KG 30
I/ZG 76
St., 1. и 3.(F)/ObdL
1.(F)/120
1.(F)/122
Кристиансанн
II/JG 77
Осло
часть II/KG 4
2 эскадрильи I/StG 1
Ольборг
St., II и III/KG 26
I/ZG 1
Копенгаген
I/KG 40
Вестерланд
KG 30
Люнебург
III/KG 4
KGr 100
Фассберг
St. и часть II/KG 4
Перлеберг
I/KG 4
Большие расстояния и малое количество аэродромов заставили переложить задачу борьбы с неприятельскими самолетами на двухмоторные Bf-110, обладавшие значительным радиусом действия. В условиях практически полного отсутствия у противника истребителей, эти машины сумели добиться определенных успехов. Особенно отличился обер-лейтенант Гельмут Лент из 1./ZG 76, за два месяца сбивший четыре самолета противника: один «Сандерленд» и три «Гладиатора».53 Не менее важной работой для тяжелых истребителей стало оказание поддержки сухопутным войскам. Благодаря своему мощному стрелково-пушечному вооружению и возможности нести бомбовую {300 --> нагрузку, Bf-110 частенько использовались для штурмовки неприятельских позиций в горных долинах. Это было довольно опасным занятием, и львиная доля немецких потерь (25 машин суммарно для двух «церштёрер»-групп) пришлась на зенитную артиллерию и летные происшествия.54
Высадка контингентов союзников на норвежскую территорию заставила пересмотреть как состав и организацию группировки Люфтваффе, так и поставленные перед ней задачи. 14 апреля была образована должность «флигерфюрера Тронхейм», на которую был назначен майор Мартин Харлингхаузен. 24 апреля возникло авиационное командование «Ставангер». Его возглавил коммодор KG 26 кавалер Рыцарского креста полковник Роберт Фухс. Наличие разветвленной системы командования позволяло немцам гибко реагировать на изменения обстановки, направляя те или иные авиационные подразделения на наиболее напряженные участки. В качестве наглядного примера можно привести KGr 100, которая за семь недель активного участия в боевых действиях семь раз меняла аэродром базирования:
8—12 апреля — Нордхольц;
12—15 апреля — Шлезвиг;
15—16 апреля — озеро Йонсватн;
16 апреля — 2 мая — Ольборг;
2—15 мая — Тронхейм-Вернэс;
15—22 мая — Ставангер;
22—31 мая — Тронхейм-Вернэс.
Вполне предсказуемым ответом немцев на активизацию боевых действий на суше стало усиление авиационной группировки. 13 апреля в состав Х авиакорпуса была передана LG 1, в полном составе перебазировавшаяся в Норвегию; 18-го в Копенгаген прибыла 1./KG 40, оснащенная дальними бомбардировщиками FW-200 «Кондор» (позже к ней присоединились еще две эскадрильи группы); а с 19-го к {301 --> участию в операции подключилась KG 54, также в полном составе. Эти шаги позволили прибавить к первоначально имевшимся трем с половиной сотням ударных самолетов еще 150–200 машин. Таким образом, в двадцатых числах апреля в норвежском небе действовало до 500 бомбардировщиков — факт, совершенно игнорирующийся в исторической литературе!
20 апреля штаб 5-го воздушного флота получил личный приказ фюрера сосредоточить усилия против группировок союзников в Намсусе и Ондальснесе. Бомбардировочные эскадры Люфтваффе активизировали действия против неприятельских военно-морских и сухопутных сил в указанных районах. «Встречая лишь незначительное сопротивление, Люфтваффе действовали почти без потерь, и лишь когда немецкие самолеты отваживались появляться над соединениями Королевского флота или французскими кораблями, их потери начинали расти. Все новые части включались в сражение, доводя число участвовавших в налетах бомбардировщиков до внушительных размеров», — пишет Крис Шорес.
20–22 апреля ожесточенной бомбардировке подвергался Намсус. За три дня против него было произведено 135 самолето-вылетов. Город был разрушен почти полностью. Начиная с 22 апреля основной целью опустошительных воздушных налетов, интенсивность которых росла день ото дня, становится Ондальснес. За 22–25 апреля на город, его окрестности и прилегающие воды было сброшено 159 тонн бомб, а 27-го немцы поставили своеобразный рекорд — 81,5 т. Небольшой городок с населением около 4 тысяч человек получил больше смертоносного металла и взрывчатки, чем было сброшено всеми английскими бомбардировщиками за весь период Норвежской кампании! В результате он практически перестал существовать как морской порт.
Не менее важными целями, чем порты, стали наземные линии коммуникаций, прежде всего, железнодорожные. Бомбежке подвергались пути и станции, а тяжелые истребители развернули настоящую охоту за подвижным составом. В то же время две группы 4-й боевой эскадры продолжали оказывать непосредственную поддержку группам {302 --> Пелленгара и Фишера, ведущим наступление на север. Британские и норвежские части, державшие оборону вдоль железных дорог между Домбосом и Ондальснесом и изо всех сил пытавшиеся задержать продвижение немцев, были вынуждены прекратить любые передвижения в течение долгого светового дня из-за губительных воздушных налетов.
То обстоятельство, что немецкая авиация сумела обеспечить себе господство в воздухе, сыграло основную роль в вытеснении союзников с их плацдармов. После эвакуации англо-французских контингентов из Центральной Норвегии война в воздухе вступила в новую фазу, для участия в которой наличных сил 5-го воздушного флота было даже избыточно. Немедленно лишние части были выведены из Норвегии и переброшены на Западный фронт. К 10 мая KG 4 и KG 54 были переданы в состав II, а KG 30 и LG 1 — IV авиационных корпусов 2-го воздушного флота; I/ZG 1 перешла в подчинение 2-го истребительного командования (Jagdführer 2) в Дортмунде.
Результаты операции были высоко оценены в Берлине. Она стала рассматриваться как пример решительных действий Люфтваффе, обеспечивших выполнение поставленной задачи и сумевших не только надежно поддержать и прикрыть наземные войска, но и нанести поражение британскому флоту. Командир Х авиационного корпуса генерал Ганс Гайсслер и начальник штаба корпуса майор Мартин Харлингхаузен были награждены Рыцарскими крестами, вслед за ними список кавалеров пополнили коммодор KG 4 подполковник Мартин Фибиг, семь пилотов KG 30, четверо из KG 26, четверо из StG 1 и первый пилот транспортной авиации — капитан Петер Ингенхофен.
* * *Германское вторжение в Норвегию открыло для Бомбардировочного командования RAF (главный маршал авиации Ладлоу-Хьюитт, позже — маршал авиации сэр Чарльз Портал) новый театр боевых действий, заставив перенацелить на него часть своих эскадрилий. Британской стороне в значительно большей степени пришлось приспосабливаться {303 --> к разнообразию задач и условиям театра, которые были очень сложными. Тысячемильные расстояния приходилось преодолевать над морем, что требовало особой выучки штурманов. Отсутствовал какой-либо истребительный эскорт. При этом доступны были только цели в Южной Норвегии, воздушное пространство над которой полностью контролировалось немцами, никакой помощи союзным войскам в Северной Норвегии бомбардировщики оказать не могли.
Непосредственно в Норвежской кампании принимали участие следующие части Бомбардировочного командования:
2-я группа (Бристоль «Бленхейм»)
107-я, 110-я эскадрильи — Уоттисхэм.
3-я группа (Викерс «Веллингтон»)
9-я эскадрилья — Хонингтон;
37-я, 75-я эскадрильи — Фелтуэлл;
38-я, 115-я эскадрильи — Мархэм;
99-я эскадрилья — Ньюмаркет;
149-я эскадрилья — Мидленхолл.
4-я группа (Армстронг-Уитворт «Уитли»)
51-я, 102-я эскадрильи — Дишфорт;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Книги похожие на "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Патянин - Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Отзывы читателей о книге "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания", комментарии и мнения людей о произведении.