Юлия Игина - Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла"
Описание и краткое содержание "Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемая монография — первое отечественное исследование, посвященное одной из наиболее актуальных в современной исторической науке тем — «охоте на ведьм» и «ведьмомании» в Западной Европе, выполненное на английском материале. Книга представляет собой оригинальный взгляд на такое яркое и дискуссионное в истории европейской цивилизации «концепт-явление», как ведовство, через призму восприятия его в английском обществе того времени. Внимание автора сосредоточено на трех основных дискурсах ведовства: официальном, народном и ученом, а также преломлении их в коллективном сознании и повседневных практиках. Это позволило автору взглянуть на ведовство и ведьм в Англии глазами английских современников, располагавшихся на разных ступенях социальной и культурной иерархии. В работе использован обширный материал, источники из собраний европейских, американских и российских библиотек.
357
Ibid. P. 194–197.
358
Ibid. P. 212.
359
Unsworth С. R. Witchcraft Beliefs and Criminal Procedure… P. 13–14.
360
Бернард писал об этом так: «В случае, когда имело место богохульство и насылание проклятия, при ясных обстоятельствах, и, кроме того, с использованием угроз об отмщении. И некоторое время спустя вслед за тем произошло несчастье, и это происходило не однажды или дважды с одним или двумя, а часто, и с разными людьми». Bernard R. A Guide to Grand-Jury Men… P. 200–201.
361
См.: Barry J. Introduction: Keith Thomas… P. 9, 43–45; Gibson M. Understanding Witchcraft?.. P. 43–52. Полностью текст см. с. 213. Подробнее о жанре ведовских памфлетов см. специальное исследование: Игина Ю. Ф. Памфлетисты и их тексты…
362
Anon. A Detection of Damnable Driftes… P. 4.
363
Ibid. P. 16.
364
Ibid. Р. 8–9. Подробнее см. с. 215.
365
«Когда имена подозреваемых называются [околдованными — Ю. И.] в момент припадков, а также то, где они были, и что делали там-то и там-то». Bernard R. A Guide to Grand-Jury Men… P. 203.
366
The Case of Mary Smith, for Witchcraft… P. 1057.
367
Бернард трактовал это следующим образом: «Скрытое признание, когда кто-нибудь придет и обвинит их в том, что они докучают ему, вредят ему или его скоту; они должны ответить следующим образом: „Ты должен оставить меня в покое“, или „Я действительно не вредила тебе“, или „Я обещаю не вредить тебе“». Bernard R. Op. cit. P. 201–202.
368
Anon. The Wonderful Discoverie of the Witchcrafts of Margaret and Phillip Flower… P. 29.
369
Бернард писал: «Подозреваемые тщательно интересуются [после произошедшего — Ю. И.] потерпевшей стороной, и чрезмерно любопытствуют, чтобы узнать, что такое тот делает, заболев сразу после его или ее проклятия и угрозы, с приходом подозреваемых с целью навестить его или ее, без приглашения, особенно после того, как им запретят приходить в дом». Bernard R. Op. cit. P. 202.
370
Anon. A Detection of Damnable Driftes… P. 8.
371
Ibid. Р. 12.
372
Anon. Deposition against a Witch… P. 25.
373
Bernard R. A Guide to Grand-Jury Men… P. 163–169.
374
См. специально посвященную этому вопросу статью: Игина Ю. Ф. Медицина против теологии…
375
См., например, описание болезни, природу которой долго не могли определить: «Болезнь, которую он впервые перенес, протекала в форме помешательства или экстатического припадка с некоторым расслаблением конечностей. Так что за тринадцать-четырнадцать недель он находился то в прекрасной памяти, то с расстроенным и потерянным рассудком, а также суставы и части его тела онемели…». The Case of Магу Smith, for Witchcraft… P. 1058.
376
Hodgkin К. Reasoning with Unreason… P. 217–237.
377
Бернард считал, что в случаях колдовства «совершенно необходимо иметь совет какого-нибудь здравомыслящего врача». Bernard R. A Guide to Grand-Jury Men… P. 228. Александр Робертс приводит историю моряка — жертвы ведьмы, — который не мог излечиться от своей болезни никакими медицинскими средствами: «И не желая быть препятствием для других, служа себе помехой для добывания средств к существованию трудом, он оставил свое ремесло и остался дома, где его давняя напасть усилилась. Обратившись за помощью и лечению к хирургии, он, в конце концов, попал в город Ярмут, надеясь излечиться там с помощью одного человека, который считался очень искусным в этом деле. Но ни лекарства, применявшиеся по всем правилам врачебного искусства, ни опыт, не принесли желаемого эффекта. Обе руки и ноги, которые казались в какой-то мере исцеленными каждый вечер, утром опять приходили в прежнее и даже еще худшее состояние, чем были до этого. Так что хирург посчитал свои усилия тщетными и оставил лечение…». Roberts A. A Treatise of Witchcraft… P. 49. или The Case of Mary Smith, for Witchcraft… P. 1053. См. также другое описание болезни: «… и хотя он все еще жив, он испытывает величайшие страдания, и, как поистине полагают врачи, в руках которых он находится, он чахнет и гниет. И что половина его тела сгнила, в то время как сам он остается живым». Anon. The Laws against Witches… P. 8.
378
Существует интересный памфлет о случае Джоаны Петерсон, которую обвиняла в ведовстве группа сообщников, настаивавших на том, что она околдовала до смерти некую леди Павел. Памфлет не дает информации о том, кто заказал экспертизу целого консилиума врачей, созванных составить заключение по результатам вскрытия трупа леди Павел, однако это заключение было ими составлено и присовокуплено в качестве документа к памфлету. См.: Anon. A Declaration in Answer to Several Lying Pamphlets Concerning the Witch of Wapping. P. 13–14, 17–18.
379
См. цитированный ранее случай, в котором родственники околдованной женщины обращаются за помощью к священнику. Anon. Deposition against a Witch… P. 25. Об обращении к священнику см.: «Далее девочка рассказала об этом [о явлении домашнего духа — Ю. И.] своей тетке и послала за священником. Он же, прийдя, приказал ей молиться Богу и взывать к имени Иисуса». Допрос и признание известных ведьм в Челмсфорде… С. 47.
380
W W. А True and Just Recordes of the Information, Examination and Confession of АН the Witches, Taken at S. Oses… Р. 2a2–2a2v.
381
Ibid. P. 2А-2А2.
382
См. статьи о Бартонском мальчике, Билсонском мальчике, обманщике из Пендла и других похожих случаях в: Роббинс P. X. Энциклопедия… См. также: Anon. А Child possessed by the Devil… Историю Эдмунда Робертсона, обманщика из Пендла, см.: Webster J. The Displaying of Supposed Witchcraft… P. 347–349. Пагинация в приложении отсутствует, нумерация моя.
383
Описывая такого рода улики как «дела ведьм» (Witches deeds), Бернард объяснял, что они становятся уликами, «когда кто-нибудь видел их [ведьм — Ю. И] с их духами, или видел тайное кормление этих созданий, или где ведьма держит их, из-за запаха этого места, которое (как утверждают высоко ученые мужи и как было доказано на опыте) будет отвратительно вонять. Также когда будет найдено, что они сделали рисунки, отвратительные творения, или примеры ведовского искусства (Witchery Art). Более того, когда они дают какую-либо вещь другому человеку, или другому созданию, которая немедленно вызывает у него или боли, или становится причиной его смерти». Bernard R. A Guide to Grand-Jury Men… P. 217–218.
384
Конкретизируя физические улики, Бернард выделял: «…рисунки, порошки, кости, узелки, горшки или другие места, где могут храниться их духи, мази, остриженные волосы, книги по ведовству или заклинаниям и тому подобное». Ibid. Р. 230.
385
Иллюстрация процедуры поиска: «В прошедшее у марта вышеупомянутые сообщники пришли в Уоппинг и получили приказ от некоего мистера Ватерона, мирового судьи, арестовать вышеупомянутую Петерсон и обыскать ее дом на предмет фигурок из глины, ногтей и волос, что согласно этому они сделали. Но, несмотря на строгий обыск и старательное расследование, они не смогли найти таких вещей». Anon. A Declaration in Answer to Several Lying Pamphlets Concerning the Witch of Wapping. P. 11.
386
W. W. A True and Just Recordes of the Information, Examination and Confession of All the Witches, Taken at S. Oses… P. B2V-B3.
387
Bernard R. Op. cit. P. 230.
388
Anon. A Detection of Damnable Driftes… P. 9. См. также: «Упомянутый Томас Рэбит говорит, что его упомянутая мать Урсула Кемп по прозвищу „Серая“ имеет четырех разных духов. Одного зовут Тиффин, другого — Титтей, третьего — Пиджин, и четвертого — Джек». W. W. A True and Just Recordes of the Information, Examination and Confession of All the Witches, Taken at S. Oses… P. 2A3V.
389
Anon. The Laws against Witches… P. 5.
390
Бернард признавал общепринятым в случае колдовства «сжигать что-нибудь от ведьмы (волосы и т. д.)». Bernard R. A Guide to Grand-Jury Men… P. 186.
391
Ibid. P. 214.
392
H.F. A True and Exact Relation… P. 156.
393
W.W. A True and Just Recordes of the Information, Examination and Confession of All the Witches, Taken at S. Oses… P. C2V–C3.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла"
Книги похожие на "Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юлия Игина - Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла"
Отзывы читателей о книге "Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла", комментарии и мнения людей о произведении.