И Кубатько - Охота на флагманов
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Охота на флагманов"
Описание и краткое содержание "Охота на флагманов" читать бесплатно онлайн.
Но на следующий день, 7 сентября, пришло тревожное известие: сначала сигнал от Рааба, который был почти немедленно подтвержден первым же "Спитфайером", который вылетел из Ваенги в Альтен фьорд. Стоянка немецкого флота была пуста.
В Альте
Если команды Тирпица и "Шарнхорста" надеялись, что их перевод в Альтен фьорд приведет, наконец-то, к каким-то боевым действиям, то их ждало глубокое разочарование. По рекомендации адмирала сэра Брюса Фрезера, сменившего Тови на посту командующего флотом метрополии, Кабинет решил, что присутствие в Альтен фьорде сильной немецкой группировки делает проведение дальнейших конвоев полярным днем слишком рискованным делом.
Иначе говоря, в какой-то степени простое присутствие тяжелых кораблей в Альтен фьорде сыграло свою роль: союзники на какое-то время прекратили снабжение России по северному пути - и при этом без всякого риска для немцев. Но это было слабым утешением для команд обоих кораблей.
Итак, все дерзкие схемы и совершенно правильные, хотя и очень запоздалые решения Деница по организации наступательных действий флота были сведены к нулю35.
Прошли весна и лето 1943 года, настроение команд Тирпица, "Шарнхорста" и "Лютцова" становилось все более угнетенным. В Фоеттен фьорде по крайней мере рядом был город, а на этой пустынной стоянке не было вообще ничего вокруг.
Поэтому стало острой необходимостью придумать хоть какую-нибудь операцию. И такая нашлась.
Русское и норвежское поселения на Шпицбергене в 600 милях к северу от норвежского побережья были эвакуированы ещё в начале войны, но время от времени команды обеих сторон посещали остров для проведения метеорологической разведки. В настоящее время там находились британская и норвежская команды, которые регулярно передавали сообщения о погоде в Лондон. Их защищал небольшой норвежский гарнизон.
Разрушение нескольких радиоустановок и захват метеорологов - задача, едва ли достойная мощного морского соединения, не говоря уже о расходах такого драгоценного топлива, но ничего иного под рукой не было. 6 сентября Тирпиц, "Шарнхорст" и десять эсминцев под командованием адмирала Кюмметца отплыли из Альтен фьорда и, подняв английские военные флаги, появились в Шпицбергене на рассвете следующего дня. Здесь они подвергли артобстрелу слабые оборонительные сооружения, а также радио и метеоустановки (в первый единственный раз Тирпиц опробовал свою артиллерию главного калибра на наземных целях), затем была высажена команда в 600 человек, чтобы взорвать все, что ещё осталось после артиллерийского огня, и забрать в плен гарнизон.
Зрелища для народа
Отряд сопровождала группа кинооператоров, которые сняли волнующие кадры для публики. Ведь кадры побед немецкого оружия к тому времени уже стали гораздо реже, чем кадры поражений. И потом кое-кто уже стал вообще сомневаться, существует ли немецкий надводный флот...
В время операции все, что необходимо было, разрушили, несколько англичан и норвежцев погибли и в плен попало шестьдесят три человека; сопротивление гарнизон оказал и огнем береговой артиллерии было повреждено три немецких эсминца.
Один из английских метеорологов на Шпицбергене, Е. С. Дебнер, спрятался в заброшенной шахте, когда началась бомбардировка. Его ранило гранатой, которую немцы бросили в шахту, а вскоре после этого его взяли в плен.
"Меня везли в лодке вдоль форта, затем мы приблизились к большому кораблю. Бог мой, подумал я, неужели это Тирпиц? Вот уж никогда не думал, что увижу этот корабль, не говоря уже о том, что окажусь у него на борту.
Меня положили в лазарет и обращались хорошо. Я был единственным англичанином на корабле и чувствовал гордость, когда кто-то произносил "англичанин".
...На следующий день отряд вернулся в Альтен фьорд. Здесь разразилась стычка между матросами Тирпица и "Шарнхорста". Дело в том, что для поднятия боевого духа моряков, было выделено большое количество железных крестов второго класса. Ими предполагалось наградить участников операции. Команда Тирпица, которая в течение восемнадцати месяцев не участвовала в военных операциях, была рада этому награждению, но матросы "Шарнхорста", которые таким трудом добывали эти кресты в Северном море, Атлантике и Ла Манше, посчитали несправедливым давать кресты за такую пустяшную вылазку и громко говорили об этом. Естественно, дело дошло до мордобоя.
...На следующий день "Спитфайер" пролетел над Альтен фьордом и отправил ободряющий сигнал в Лох Кернбаун: птички снова в гнезде...
Тысяча миль на северо-восток...
11 сентября в 16 часов шесть океанских подлодок со своим "выводком" на буксире покинули Кернбаун с интервалом в два часа и направились на север.
Днем ведущие и ведомые шли в подводном состоянии, причем "миджеты" каждые шесть часов поднимались на пятнадцать минут на поверхность, чтобы провести вентиляцию помещений и аппаратуры. Ночью ведущие лодки для подзарядки батарей шли в надводном состоянии. Связь осуществлялась по телефонному проводу, протянутому сквозь буксировочные канаты.
Первые три дня похода подлодок, которые шли примерно в двадцати милях друг от друга, прошли почти без всяких приключений.
14 сентября очередной полет "Спитфайера" принес самую последнюю информацию о положении вражеских кораблей.
Тирпиц стоял на якоре на краю отмели в конце Каа фьорда, одного из ответвлений Альтен фьорда. "Шарнхорст" был в самом начале Каа фьорда, почти у его входа. "Лютцов" стоял в Альтен фьорде, в десяти милях к северу. Все корабли были окружены сетями. Кроме того, двойной ряд сетей прикрывал вход в Каа фьорд.
Цели были распределены следующим образом: Тирпиц атакуют Х-5, Х-6 и Х-7, "Лютцов" - Х-8 и "Шарнхорст" - Х-9 и Х-10. Атака должна была быть проведена 22 сентября между часом ночи и восемью часами утра.
Следующие три дня оказались менее удачными. В ранние часы 15-го сентября порвался канат между "Синимф" и Х-8. Мини-лодка Х-8 поднялась на поверхность, но не смогла найти "Синимф". Однако она удачно наткнулась на "Стабборн" и Х-7. Но вскоре, избрав неправильный курс, потеряла их, и только к вечеру 16-го сентября "Синимф" нашла её. После 36 часов самостоятельного плавания экипаж был измучен до предела, и его на резиновой шлюпке доставили для отдыха на ведущий корабль.
Тем временем несчастье случилось с Х-9. Ранним утром 16-го она ушла под воду после пребывания в течение пятнадцати минут на поверхности, и перестала отзываться. Спустя шесть часов её ведущая подлодка, "Сиртис" подала "миджету" сигнал подъема - сбросила малые глубинные бомбы. Однако Х-9 не появилась. Обнаружилось, что порвался буксирный трос. "Сиртис" вернулась по курсу их движения назад, но нигде не было никаких признаков Х-9. На субмарине продолжали поиск весь день и большую часть ночи, но Х-9 так и не была обнаружена. Скорее всего, когда порвался трос, то Х-9 резко ушла на глубину и была раздавлена давлением воды до того, как экипаж смог скорректировать дифферент и прекратить погружение; кроме того, возможно, произошли неполадки системы аварийного всплытия.
Для предстоящей атаки осталось только пять подлодок.
Утром 17-го сентября случилось новое несчастье. У Х-8, которая снова находилась на буксире "Синимф", появился и стал быстро увеличиваться крен. Было слышно, как воздух выходил из камеры плавучести в правом заряде, и лодка все больше кренилась на правый борт. Пришлось избавиться от правого заряда. Это неминуемо привело к крену на левый борт. Когда стало ясно, что начал затопляться и левый заряд, то капитан принял решение отделаться и от него. Лодка лишилась своих боевых зарядов и тем самым превратилась в бесполезную игрушку. Она была покинута, а экипаж перебрался на "Синимф".
Осталось четыре.
Между 17 и 19 сентября ведущие субмарины со своим "выводком" приблизились к норвежскому берегу.
Вечером 19 и снова 20-го лейтенант Джоппл на "Сиртисе" заметил на поверхности немецкие подводные лодки. Цели были очень заманчивыми, но имелся строгий приказ не атаковать неприятеля из опасения сорвать операцию. С сожалением лейтенант пропустил обе лодки мимо.
На рассвете 20-го сентября все команды "миджетов" заняли свои места. Вскоре испытание посерьезней произошло с Годфри Плейсом на Х-7. Плавучая мина привязалась к буксирному тросу от "Стабборна", проскользнула по тросу и закрепилась на носу Х-7. Плейс пробрался вдоль палубы и несколько минут пытался отпихнуть её ногой. Наконец, это удалось; он сказал позже, что впервые в своей жизни таскал мину за рожки.
Между 18. 30 и 20. 00 20-го сентября лейтенант Хенти-Криер на Х-5, лейтенант Кэмерон на Х-6, лейтенант Плейс на Х-7 и лейтенант Хадспет на Х-10 (чья цель после неудач с Х-8 и Х-9 была изменена с "Шарнхорста" на Тирпица) отпустили буксирные канаты своих ведущих подлодок и направили свои маленькие суденышки на восток, по направлению к немецким минным полям, которые охраняли подходы к Альтен фьорду.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Охота на флагманов"
Книги похожие на "Охота на флагманов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "И Кубатько - Охота на флагманов"
Отзывы читателей о книге "Охота на флагманов", комментарии и мнения людей о произведении.