Станислав Олефир - Колымская повесть
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Колымская повесть"
Описание и краткое содержание "Колымская повесть" читать бесплатно онлайн.
Я удивился. Как же так? Эвены давно приняли христианскую веру и вдруг шаманский бубен! Мне в Гижиге говорили, что когда крестили эвенов, все шаманские бубны вместе с различными божками сожгли на костре.
— Так уже и все, — рассудительно заявил Абрам. — Хороший бубен дороже десяти самых лучших оленей. Знаешь, скольким людям он жизнь сохранил? Раньше, когда у нас никаких врачей не было, только на него и надеялись. А ты его в костер! Даже сейчас, хотя мы и в космос давно летаем, все равно иногда в бубен стучать нужно…
— Не люблю ваш Бог, — вдруг ни с того ни сего заявил дед Кямиевча. — Бабушка Веем — Бог лучше!
— Какой из нее может быть Бог? — возразил я. — Кто это вам такое наговорил? Просто, сейчас мы справляем ей поминки. А Бог это мужчина. Он святой. Его на кресте распяли. Иисус Христос называется. Понимаете?
Дед Кямиевча прервал меня на полуслове:
— Думаешь, тундра живем, ничего не знаем? Все очень хорошо знаем. Я два раза сам Бога видел. Еще, когда совсем молодой и глупый, все равно, что Толик был, к нам в стойбище поп приехал. Большую ярангу, все равно наших три, нет, четыре яранги поставил. Много нючи (русских-эвенск.) с ним тоже приехало. И дьячок вот такой толстый, все равно Абрам четыре раза будет. В яранге костер разожгли, два, нет, три Бога на столик поставили. Два Бога мужики, один Бог — баба с ребенком. Поп книжку читает, все равно радио кричит, а все поют. Потом вот так упали и землю головой бодают. Свечи много, все равно сейчас возле бабушки Веем зажгли. Красиво!
Я упряжку возле яранги привязал. Зашел, слушаю. Потом жарко стало. Костер большой, тепла много. Снял кухлянку, юколу в костре нагрел, сижу кушаю, никому не мешаю. А те, которые поют, на меня смотрят и смеются. Тогда дьячок, толстый который, на меня сердито так смотрит и попу показывает. Поп читать перестал, подошел ко мне, взял за штаны сзади, все равно чайник, из яранги вынес и бросил на снег. Говорит, иди отсюда и больше не ходи. Грех! Бог рассердится. А что я плохое сделал для этот Бог? Совсем, как директор совхоза. Хэччо к нему в кабинет пришел, кухлянку снял, снег выколачивает, а он сердится. Нельзя так делать, говорит. Иди на улицу выколачивать. А как он туда пойдет выколачивать, все равно там новый снег идет. Одинаково снова полная кухлянка снега будет.
Сейчас водку пьем, карты играем, разговариваем громко, а бабушка Веем совсем не сердится. Бабушка Веем — Бог лучше!..
И здесь в эвенском стойбище застолье идет тем же порядком, что у нас на Украине. Когда разливали первую бутылку, все были вежливые, предупредительные. Даже на ворчание Элита отзывались веселыми шутками. К концу четвертой больше спорили, чем играли в карты. Затем Абрам заявил, что никто не сможет его побороть, мы по очереди возились с ним, наконец, все пастухи, кроме Толика, уснули здесь же среди разбросанных по яранге карт, малахаев и пустых бутылок.
Я тоже принял участие в борьбе, и меня Абрам укусил за ухо. Но сделал он это без всякого умысла. Просто у Абрама такая мода — чуть, что не по нему — кусать за уши. Когда они возвращались с корализации, он сел на учика бригадира Коли, благо у того два подседельных оленя, и похвастался, что приедет в стойбище первым. Но что-то у него не заладилось. То ли отвязалось седло, то ли споткнулся олень — уже никто не помнит, но так или иначе Абрам с учика упал и, конечно, отстал. Когда, наконец, приехали в стойбище и зашли в ярангу, все увидели, что лицо Абрама в крови. Решили, что разбился о ветку или валежину. Дали выпить еще полкружки водки и уложили спать. Утром смотрят, а у Колиного учика нет ушей. Оказывается, Абрам в отчаянии, что никак не получается догнать пастухов, грыз бедному учику уши… Примерно то же вышло и со мною. Я прижал его к шкурам, а он меня зубами за ухо…
Толик прижег укушенное ухо водкой и сказал, что раньше таким способом каждый пастух отмечал своих оленей. Один кусает уши повыше, другой пониже, третий вообще, выхватывает целые куски. Если случится, что олень попадет в чужое стадо, его по этой метке узнают. Сейчас я могу спокойно причислить себя к Абрамовым оленям и благодарить Бога за то, что метка у этого оленевода довольно таки аккуратная.
Залечив мое ухо, Толик полюбовался работой, сказал, что так даже симпатичнее, и предложил сегодня же просверлить дырки в подаренных бабе Мамме блеснах. Снег у нас почти круглый год, если блесны плохо пришить к кукашке, они оторвутся, упадут в сугроб и потом их не доискаться. В блеснах на заводе сделали всего по одному отверстию, да и те такие маленькие — не всякая иголка пролезет.
Мы, значит, возимся с блеснами, пастухи храпят так, что в лад им позванивает жестяная труба на печке, баба Мамма, отвернувшись к окошку, скоблит оленью шкуру. Посмотреть со стороны — ни мы к ней, ни она к нам не имеем никакого отношения. То ли разругались, то ли вообще собрались малоинтересные друг другу люди и находятся вместе, потому что некуда деться.
Помню, когда был пацаном, мама возила нас с братом в гости к бабке Олянке. И сколько гостим, столько слушаем ее наставления. И то не так, и это нехорошо. Послушать — хозяйка лучше некуда, а у самой в хате черт ногу сломит. У нас в сарае и то порядка больше.
Баба Мамма в наши дела не вмешивается, советов не дает, но все время с нами. Стоит посетовать, что нет напильника или еще чего-нибудь, тут же поднимается и скоро приносит нужный инструмент. Если разговариваем о чем-то веселом — улыбается, грустном — хмурится.
Передник-кукашка у бабы Маммы пошит из тщательно выделанной кожи-ровдуги. Этой одежде, наверное, лет двести. Ее носила мама бабы Маммы, бабушка, прабабушка и прапрабабушка. Если в ровдуге протиралась дырка, это место вырезали и вшивали новый кусок. Делали это очень искусно, до того мелкими стежками, что, казалось, на кукашке появлялся новый узор, от которого она еще нарядней…
Каждая из преемниц старалась добавить к нашитым на кукашку украшениям новые. Не удивительно, что сейчас она больше походит на панцирь витязя, чем женский наряд. Здесь серебряные, медные, бронзовые и стальные пластинки, всевозможные бусы, монеты и даже солдатские пуговицы. Среди монет я узнал американский цент, венгерский форинт, старинные русские деньги с двухглавым орлом, наши советские копеечки и двушки. Но больше всего удивило, что на кукашку пришивали и медали. Совсем новая «Участника Выставки Достижения Народного Хозяйства» и потемнее «За трудовое отличие в Великой Отечественной войне». Медали отцепили от колодок, просверлили еще по отверстию и пристроили между ефимком Алексея Михайловича и небольшой пластинкой, вырубленной из винчестерного патрона.
— Наверное, тоже на оленя, как сегодня водку выменяли, — с улыбкой показал я Толику на медали. Тот тоже улыбнулся и скептически глянул на бабу Мамму. Та вдруг резво так развернулась и удивленно произнесла:
— Зачем, на оленя? Это мои медали. Одну директор давал, другую еще председатель колхоза.
— Вы и в войну оленей пасли?
— Не-е, — протянула баба Мамма. — Я оленей тогда не пасла. Мы на побережье жили и никуда не кочевали. Охотником была.
Я с удивлением уставился на нашу хозяйку:
Охотником! В такое верится с большим трудом. Ну, рыбаком или каюром — куда ни шло. Рыбаки ловят рыбу артелью, каюру больше чем сила нужны умение и ловкость, но разве эта маленькая, что гриб опенок, женщина могла охотиться? Ведь, я знаю точно, кроме лисиц, белок и зайцев, каждый охотник ОБЯЗАН был добыть за сезон пять бурых медведей. Пять огромных и злых зверей, которых даже мужчины охотники обходят стороной. А в войну план нужно было выполнить обязательно, иначе могли и судить.
Спрашиваю у бабы Маммы, выполняла ли она план по медведям? Та улыбается и с готовностью подтверждает:
— Нормально выполняла. Стахановкой была. Потом медаль председатель дал и махорки шесть пачек. Хорошая махорка. Куришь — никогда не уснешь. Только кашляешь много.
— Вы одна охотилась или с дедом Кямиевчей?
— Зачем? — удивилась баба Мамма. — Кямиевча в Омолоне аэродром строил. Я всегда одна охотилась. Две упряжки у меня было и еще учики, чтобы верхом ездить. Собаки тоже хорошие были: Дякал, Утел и Анаткан. Всю зиму с ними охотилась. Сейчас таких собак ни у кого нет.
Воспоминания бабе Мамме приятны, по душе ей и мое удивление. Она даже отложила скребок и подвинулась ко мне. Чуть полюбовалась медалями, задержала взгляд на мне, чему-то улыбнулась.
А я сижу и пытаюсь представить, как она охотилась на медведя. Ну, хорошо. Если рядом несколько хороших лаек, а в руках карабин или винтовка — летом этого зверя не так трудно убить даже бабе Мамме. Главное, чтобы не подвели собаки, и не отказало оружие. А берлога? Одному там никак не справиться.
Здесь на Севере на залегшего в берлогу косолапого охотятся совсем не так, как в Приморье или Сибири. Там к медвежьей утайке подходят, вернее, подкрадываются хорошей компанией и очень осторожно. Ружья наготове, чехлы с ножами сдвинуты на живот, в потных ладонях зажаты запасные патроны. Шаг, другой сделали и остановка. Где? Что? Даже дышать стараются потише, а уж о том, чтобы закашлять — не может быть и речи. Малейший шорох, и зверь с грозным рычанием выскакивает из берлоги, чтобы наброситься на охотников.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Колымская повесть"
Книги похожие на "Колымская повесть" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Станислав Олефир - Колымская повесть"
Отзывы читателей о книге "Колымская повесть", комментарии и мнения людей о произведении.