Николай Шундик - Белый шаман
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Белый шаман"
Описание и краткое содержание "Белый шаман" читать бесплатно онлайн.
– Ну ничего, ничего, мы тебя оторвали от оленей всего на несколько дней. Спасибо папаше твоему за то, что тебя отпустил. Больно мне нравится твой папаша. Серьёзный, понимаешь ли, мужик этот Майна-Воопка – Большой Лось. Интересно вы себя именуете, дорогие мои иноязычные братья. Красиво звучит. Большой Лось. Вес, понимаешь ли, имя имеет. Ну ладно, займёмся мотором.
Чугунов полистал книжицу, разглядывая чертежи руль-мотора. В задумчивости чуть было не полез рукой в свою буйную шевелюру, да вовремя вспомнил, что пятерня в машинном масле.
– Ну и пишут же… умники, мозги свихнешь. Нет чтобы, понимаешь ли, простым человеческим языком объяснить, так нет, надо с выкрутасами…
Пойгин тоже заглядывал в книжицу, и чувство уверенности покидало его. Конечно же, ему никогда не понять помещённые в книжицу советы, как обходиться с мотором. О своей неспособности овладеть тайнами чтения и письма он в последнее время думал с мучительной болью. Можно было бы ходить на ликбез каждый вечер, сидеть, подобно мальчишке, за партой. Но ему же некогда! Это сколько же времени надо потратить, чтобы сидеть в школе, как сидит его Кайти. Хорошо бы понять тайну немоговорящих вестей как-то сразу, постигнуть её вдруг пришедшим наитием. Это должно быть как прозрение! Пойгину иногда снилось, что такое прозрение пришло, и он теперь умеет читать и писать, и не гнетёт его больше стыд за немощь своего рассудка.
Прошлой зимой он просил Кайти научить его читать и писать. «Поясняй мне то, что ты поняла в школе». Кайти поясняла, а Пойгин мало что понимал и отстранялся от букваря, от тетради, презирая себя за тупоумие. Потом он попросил Тильмытиля научить его тому, чему он сам научился в школе. Он брал мальчишку с собой на проверку капканов, останавливал нарту где-нибудь под горой, в затишке, где не таким был пронзительным ветер, и требовал: «Учи здесь». И тогда Тильмытиль вычерчивал на снегу буквы, цифры и, стараясь подражать Надежде Сергеевне, громко говорил:
– Запомните на сегодня главное. Есть в чукотском языке две группы гласных, это как два отдельных стада оленей. Их ещё называют рядами гласных. В первом ряду, или стаде, находятся «и», «э», «у»; во втором – «э», «а», «о»…
– Ты что разговариваешь так, будто здесь не я один? К тому же в твоей речи слишком много русских слов, которых я не понимаю.
Тильмытиль смущённо умолкал, обдумывая, с чего же начинать. Хочешь не хочешь, надо разговаривать с Пойгином, как с первоклассником. Стыдно со взрослым человеком так обращаться, но что поделаешь? Не станешь же ему объяснять падежи чукотского языка: абсолютный, творительный, сопроводительный. А жаль. Если бы дали волю Тильмытилю, он даже птицам, сидящим на скалах, растолковал бы, что такое детально-направительный падеж, отправительный, определительный. А ещё – слушайте, слушайте, птицы! – есть ещё и назначительный падеж. Но рано Пойгину знать это. Если бы он понял, что такое слог, – и то уже было бы хорошо.
– Ты меня не учи пустякам. Ты главному учи, – между тем требовал Пойгин, стараясь скрыть за строгостью тона смущение. – У меня рассудок не хуже, чем у Ятчоля, получше внуши – и я всё пойму.
– Ладно. Постараюсь внушить. Только не обижайся, если я буду разговаривать с тобой, как с первоклассником.
– Разговаривай как хочешь. Однако о почтении не забывай… Я постарше твоего отца…
И Тильмытиль не забывал о почтении. Особенно он помнил об этом, когда Пойгин учил его своей грамоте охотника-следопыта.
Однажды Тильмытиль не смог отличить след волка от следа обыкновенной собаки. Пойгин на второй день, перед уходом на охоту, зашёл в класс, сказал Надежде Сергеевне:
– Отпусти его со мной.
– Нельзя. Уроки только начались.
Пойгин мрачновато усмехнулся, поманил пальцем учительницу из класса.
– Иди, иди сюда, я кое-что тебе объясню. Надежда Сергеевна, несколько недоумевая и сердясь, вышла из класса.
– Дети наши научились различать знаки немоговорящих вестей, как я умею различать следы зверя. Это хорошо. Но плохо то, что Тильмытиль вчера не отличил след волка от следа собаки.
– Научится.
– Когда? Это надо познавать сразу же, как только мальчик забывает вкус молока своей матери.
– Пусть дети познают это на каникулах, в конце концов, после занятий.
– Нет, так не познаешь. Это надо видеть даже во сне.
Надежда Сергеевна с досадой поглядывала на дверь класса.
– Ты мне мешаешь, Пойгин, – сказала она. – Я тебя уважаю, но нельзя же так…
– Я тоже тебя уважаю. Но почему ты не хочешь понять, что в моё сердце вселилась тревога?
– Всё будет хорошо, Пойгин. Грамотный человек найдёт себе дело.
– А кто будет ловить песцов, пасти оленей?
– Ты что, хочешь сказать, что школа ни к чему? И это тебе, председателю, пришли такие мысли?
– Какой я буду председатель, если наши дети вырастут и не смогут отличить след волка от следа собаки?
К изумлению Надежды Сергеевны, Пойгин с решительным видом распахнул дверь класса, подошёл к парте Тильмытиля, схватил его за руку и увёл с собой. Тильмытиль упирался, даже заплакал, но Пойгин был неумолим.
Едва выехали в тундру, Пойгин приказал Тильмытилю сойти с нарты.
– Долго сидеть за партой ты научился. Теперь учись бегать.
Тильмытиль побежал. Шло время, а Пойгин словно забыл о мальчишке.
– Я больше не могу! – закричал Тильмытиль, задыхаясь.
– Можешь!
И Тильмытиль побежал дальше. Ему было очень трудно – от усталости, от обиды, от вины перед учительницей. Подумалось: не ослушаться ли Пойгина, не повернуть ли назад, в школу? Но он пересилил себя. И потом, когда к нему пришло второе дыхание, о котором ему было ещё не известно, он посветлел лицом, даже заулыбался: оказывается, это такое счастье – бежать, бежать, бежать и чувствовать себя неутомимым!
У одной из приманок Пойгин наконец остановил нарту. В капкане метался песец.
– Снимай его! – приказал Пойгин.
Тильмытиль не раз снимал с капканов песцов, но уже мёртвых. Видел, как Пойгин снимал и живых. Он ловко опрокидывал ногой песца на спину, прикладывал походную палку к груди зверька и наступал на оба её конца. Песец кричал, и это было похоже на плач ребёнка. Однажды, заметив на лице Тильмытиля сострадание, Пойгин спокойно сказал:
– А ты представь, как этот песец пожирает птенцов в гнёздах птиц. Никогда не видел? Летом я тебе покажу. Один раз увидишь, и вся твоя жалость исчезнет.
И вот сейчас Тильмытилю самому предстояло задушить песца. Пойгин протянул ему палку.
– Только осторожнее, не испорть шкуру.
Долго мучился Тильмытиль с песцом. Пойгин, сидя на нарте, бесстрастно курил трубку.
– Он кусается! – вскричал Тильмытиль.
– А как же. Птенцы хорошо знают, как он кусается. И не только птенцы. Гуси, лебеди, журавли в линьку, когда теряют маховые перья, не знают, куда деваться от его зубов.
Наконец песец заплакал под ногами Тильмытиля. Закрыв глаза, мальчишка крепился. А Пойгин по-прежнему продолжал бесстрастно сосать трубку.
– Все, – с трудом выдохнул Тильмытиль и принялся раскрывать капкан.
Подняв песца, он подул на его мех и сказал уже не без важности:
– Кажется, не тронул на нём ни одной шерстинки.
– Плохо, совсем плохо, – вдруг мрачно сказал Пойгин.
Тильмытиль испугался: наверное, сделал что-то не так…
– Не о тебе говорю, Тильмытиль, ты достоин похвалы. Я о себе говорю… Учишь ты меня, учишь, а рассудок мой по-прежнему постигнуть тайну не может.
– Ты бы слоги скорее понял! – с величайшим сочувствием и отчаяньем воскликнул Тильмытиль. – Наверное, плохо я объясняю.
– Нет, это я плохо понимаю. Что-то есть здесь недоступное моему рассудку.
Вот об этом Пойгин с горечью думал и сейчас, наблюдая, как Тильмытиль вместе с Чугуновым заглядывает в книжицу и что-то там, видно, понимает. А он, Пойгин, так никогда из этой книжицы ничего и не поймёт. Умолкнет мотор, и ничего не сделаешь, если не обратишься к книжице за советом.
Ветер дул с берега, и байдару всё дальше уносило в море. Трудно будет возвращаться в Тынуп, если придётся идти на вёслах. Маячат на берегу жилища Тынупа. Вон стоят рядом три новых дома – подарок райсовета тынупцам. Один для Акко, второй для Мильхэра, а третий… третий… Пойгину предназначается. Сколько раз подходил Пойгин к этому дому, заглядывал в окна, открывал дверь, внутрь заходил и чувствовал, что душа его никак не располагалась к новому очагу. Зато Кайти и во сне бредила этим домом. Ах, Кайти, Кайти, ну чем тебе не нравится родная яранга? Не так давно и поставил её Пойгин, на самом хорошем месте в Тынупе. Но не это главное. А что?
Пойгин всматривается в жилища Тынупа, напряжённо морщит лоб: что же всё-таки главное? Привычка, наверное. В яранге всё знакомо с детства, даже дымок от костра, шкуры, пропитанные дымом, пахнут по-особенному; и жить без этого запаха – это всё равно что воду пить во сне – никогда не утолишь жажду.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Белый шаман"
Книги похожие на "Белый шаман" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Шундик - Белый шаман"
Отзывы читателей о книге "Белый шаман", комментарии и мнения людей о произведении.