» » » » Юрий Семенов - ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.)


Авторские права

Юрий Семенов - ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.)

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Семенов - ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.)"

Описание и краткое содержание "ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.)" читать бесплатно онлайн.



Данная книга - заключительный выпуск серии "Введение во всемирную историю". Он содержит изложение истории человечества в эпоху цивилизации. Этот, по необходимости краткий, очерк носит теоретический характер. В центре внимания- не исторические события сами по себе, а то, что в них проявляется, - исторический процесс. В книге выявляется необходимость, внутренняя объективная логика развития классового общества, пробивающая себе дорогу через массу конкретных исторических явлений, каждое из которых случайно. В результате всемирная история предстает не как сумма историй отдельных стран, а как единое целое.

Начиная с IX в. н.э. составной частью всемирной истории становится история Руси-России. В книге выявляется ее место в истории человечества и раскрываются особенности ее развития, в частности, отличие от эволюции стран Западной Европы.

Хотя книга представляет собой продолжение двух первых выпусков, она является законченным целым и вполне может использоваться совершенно самостоятельно.

Пособие предназначено для студентов и аспирантов технических и гуманитарных высших учебных заведений, а также для всех интересующихся проблемами всемирной и отечественной истории.






3.1.3. Архаическая Греция и революции VII-V вв. до н.э.


Классовое общество в Греции стало возникать в VIII в. до н.э. Древнегреческие социоисторические организмы, которые одновременно были и государствами, обычно называют полисами. При этом не всегда обращают должное внимание на то, что слово "полис" фактически имеет не одно, а два тесно связанных, но различных значения. Население древнегреческого социора совершенно отчетливо делилось на две части. Первая - члены великообщины, которая была ядром социора, - граждане. Другая - свободные и несвободные люди, которые не входили в великообщину, неграждане. Исходное значение слова "полис" - классовая великообщина, гражданская община. Производное - социоисторический организм, имеющий своим ядром гражданскую общину.


Таким образом, слово "полис" означает, во-первых, полис-общину, полисную общину, во-вторых, полис-социор, полисный социор. Усложняет дело еще и то, что в состав социора наряду с полисной общиной могло входить несколько зависимых крестьянских общин. И, наконец, могущественный полис мог подчинить себе несколько слабых полисов. В последнем случае перед нами - полисный ультрасоциор.


Так как наибольшим числом сведений историки располагают об архаическом обществе Афин, то его и можно взять за образец. Высший слой полисной общины составляла знать - эвпатриды. Они были прежде всего крупными землевладельцами, на которых работали различные категории зависимых людей.


Эвпатридам противостоял демос (народ), делившийся прежде всего на геоморов (крестьян) и демиургов (ремесленников). Особую категорию составляли люди, которые либо не имели хозяйства, либо не могли обеспечить себя доходами собственного хозяйства и жили за счет продажи своей рабочей силы. Это - феты, которые могли быть, а могли не быть членами полисной общины. Кроме фетов, в хозяйствах эвпатридов работали слуги и рабы. Последние, конечно, были вне общины. И, наконец, в Афинах жили свободные люди, чаще всего занимавшиеся ремеслом и торговлей, но не имевшие гражданства, - метеки.


С переходом к архаическому обществу исчезла власть басилея. Его заменила коллегия из 9 магистратов - архонтов, избираемых на год ареопагом, пополнявшимся за счет бывших архонтов. Архонтами могли быть только знатные и богатые люди. Вся власть в архаических Афинах полностью находилась в руках эвпатридов.


Переход к архаическому обществу был ознаменован развитием внешней и внутренней торговли и возрастанием роли ремесла, рынков и товарно-денежных отношений. Все это сделало необходимым появление монеты. В свою очередь, возникновение монеты оказало огромное воздействие на всю экономику. Иногда даже пишут о возникновении в Греции того времени денежной экономики, никогда четко не определяя этот термин. При этом обычно имеется в виду утверждение власти денег.


Скорее всего нужно говорить не о денежной экономике, а о более или менее глубокой монетизации всех существующих экономических отношений, в том числе и тех, что не были прямо связаны с торговлей и рынками. Монетизация в огромной степени способствовала интенсификации плутарного, т.е. чисто имущественного расслоения. Результатом было разорение не только рядовых великообщинников, но и части знати и обогащение немалого числа лиц незнатного происхождения. И аристократы, из числа тех, что не только сохранили, но и приумножили свои состояния, и плутократы использовали свои богатства для закабаления разорявшихся крестьян.


Важнейшим средством были долги под залог земли и личности. В результате задолженности под залог земли последняя переходила в распоряжение кредитора, и крестьянин, если и продолжал на ней трудиться, то с условием уплаты кредитору части урожая. Разорившиеся крестьяне могли на сходных условиях обрабатывать и собственные поля аристократов. Таких работников называли пелатами и гектеморами. Слово "гектемор" означает шестидольник. По одним толкованиям они отдавали хозяевам 1/6 часть урожая, по другим - 5/6. За счет обнищавших крестьян пополнилось число фетов. В результате долгов под залог личности несостоятельные должники и члены их семей оказывались в зависимости от кредиторов и были вынуждены работать на них. Несостоятельных должников и членов их семей обращали в рабов и продавали за границу.


При переходе к архаическому обществу вместе с падением власти басилеев исчезли нобиларные отношения. Зато получили мощное развитие магнарные отношения. Последние существовали прежде всего в виде магнарно-кабальных и, возможно, магнарно-арендных отношений. Продолжали бытовать наймитство и рабство, причем последнее уступало по значению первому.


Магнарные отношения господствовали в архаическую эпоху не только в Афинах. В значительном числе древнегреческих социоров они продолжали существовать долгое время и после того, как в Афинах были уже уничтожены. Примерами магнарно-зависимых производителей (магнариев) являются пенесты в Фессалии, мноиты и клароты (амафиоты, войкеи) на Крите, гимнеты в Аргосе, катонакофоры в Сикионе, киллирии в Сиракузах, мариандины Гераклеи Понтийской. Все эти люди вели хозяйство на земле, которая являлась чужой собственностью, и были вынуждены отдавать хозяевам земли определенную часть продукта. Отличает их от магнарно-зависимых афинян то, что они не были членами полисной общины. К этому шло развитие и в Афинах, но не дошло.


Таким образом, общество архаической Греции не было рабовладельческим. Оно являлось доминомагнарным, относилось к доминомагнарной общественно-экономической параформации.


Интенсивное плутарное расслоение, разорение и обезземеливание основной части населения греческих полисов - крестьянства и развитие магнарных отношений имели следствием нарастание социальной напряженности. Один выход заключался в выселении части населения в местности со свободной землей и образовании там новых полисов. VIII-VI вв. до н.э. были временем великой греческой колонизации, в ходе которой почти все восточное и в значительной степени западное Средиземноморье, а также берега Черного моря покрылись цепочками греческих полисов.


Однако социальная борьба в полисах продолжалась и привела к огромным переменам в их общественной структуре. Историки говорят о социальных революциях в Греции VII-V вв. до н.э. Они принимали различные формы, но по своей сути не отличались друг от друга. В Афинах в 594 г. до н.э. Солон ликвидировал все долги, лежавшие на земле крестьян, и запретил продавать людей за долги в рабство. Тем самым были уничтожены магнарные отношения. Правовое неравенство внутри полисной общины сохранилось, но приобрело иной характер. Раньше знатность и только знатность давала право на занятие высших должностей. Теперь все члены великообщины были разделены по имущественному (в основе - земельному) признаку на четыре группы, имевшие разные права и разные обязанности.


Все члены полисной общины имели право участвовать в народном собрании и суде. Но избранными в совет четырехсот могли быть члены только трех первых групп, а стать архонтами - лишь представители высшей группы. Важнейшие должности по-прежнему занимались только богатыми и знатными.


Но это было лишь началом. В результате реформ Клисфена (509 г. до н.э.) и последующих преобразований, связанных с именами Эфиальта и Перикла, по существу все члены полисной общины получили равные права. Высшим органом власти окончательно стало народное собрание (экклесия). Все члены полисной общины получили доступ в совет пятисот, который избирался по жребию. Были крайне ограничены права архонтов и ареопага. Важную роль приобрела коллегия стратегов, которые избирались на год. Главным судебным учреждением Афин стал избираемый по жребию суд присяжных (гелиэя). В первой половине V в. до н.э. в Афинах утвердилась демократия. Подобного рода сдвиги произошли во всех передовых полисах Греции.


3.1.4. Серварный способ производства


Уничтожение магнарных отношений и запрет долговой кабалы сделало не только возможным, но и необходимым развитие рабства. Но прежде чем заняться исследованием этого процесса, нужно уточнить понятие рабства.


В нашей литературе рабство обычно определяли как особый способ производства, существующий наряду с феодальным, капиталистическим и т.п. А между тем это неверно. Рабство, взятое само по себе, вовсе не способ производства, а особое экономическое, а тем самым и правовое состояние людей. Рабы - это люди, всегда являющиеся полной собственностью других людей, но совершенно не обязательно занятые в производстве материальных благ. Рабы могли быть домашними слугами, стражниками, учителями, писцами, певцами, музыкантами, врачами, государственными служащими, даже министрами и военачальниками и т. п.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.)"

Книги похожие на "ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Семенов

Юрий Семенов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Семенов - ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.)"

Отзывы читателей о книге "ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.