Герберт Норман - Становление капиталистической Японии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Становление капиталистической Японии"
Описание и краткое содержание "Становление капиталистической Японии" читать бесплатно онлайн.
Социально-экономический строй Страны Восходящего Солнца ещё в середине XIX века представлял собой классический тип феодальных отношений. Условным рубежом, отделяющим Японию феодальную от Японии капиталистической, является незавершённая буржуазная революция 1867–1868 годов, в результате которой была свергнута власть ставленника сёгунов правителя Токугава и и восстановлены легитимные права японского монарха. Годы правления взошедшего на трон императора Муцухито в японской историографии получили название «эры Мэйдзи». Исследованию характерных особенностей этого периода японской истории и посвящена предлагаемая книга крупного канадского японоведа и дипломата Герберта Нормана (1909–1957) «Становление капиталистической Японии» (оригинальное название — Japan’s Emergence as a Modern State).
Автором привлечён очень большой фактический материал, взятый главным образом из японских источников, который помогает раскрыть основное содержание событий 1867–1868 годов и характер сделки между японской буржуазией и феодальными элементами, предопределившей на длительный период особенности развития японского капитализма. Норман обстоятельно анализирует исторические предпосылки реставрации Мэйдзи, ранний период индустриализации, аграрную реформу и её социальные последствия, формирование партийной системы. Без ясного представления о том, как формировался новый экономический уклад, невозможно понять многих специфических особенностей современной Японии, её политической и экономической жизни.
7
7 Сравнивая кайсинто и дзиюто, один японский историк пишет: «Первая (кайсинто) была умеренной по своей идеологии и практической деятельности, в то время как последняя была радикальной, а иногда даже прибегала к насильственным методам борьбы» (G. Е, Uyehara, The Political Development of Japan, 1867–1909, London, 1910, p. 91).
8
8 Наиболее выдающимися полемистами в радикальном лагере были Катаока Кэнкити и Накаэ Токусукэ (или Тёмин) — философ материалистического направления, получивший известность благодаря своему труду «Ити-нэн-ю-хан» («Полтора года»). Он учился во Франции 1871–1874 гг.) и был одним из первых переводчиков Ж. Ж. Руссо. Другим писателем левого направления был Ои Кэнтаро, автор «Дзидзицу Ёран» («Руководство по текущим проблемам») и редактор радикальной газеты «Адзума Симбун». Он был одним из наиболее активных деятелей, принимавших участие в неудавшейся попытке создать демократический режим в Корее; позже он стал лидером радикальной партии тоё дзиюто (восточная либеральная партия).
Представителем умеренного направления и английского утилитаризма был Фукудзава Юкити, основатель университета Кэйо, известный очеркист и переводчик и, пожалуй, величайший публицист в японской литературе, а также мастер одного из наиболее изящных стилей прозы. Его влияние на японскую интеллектуальную и политическую жизнь было огромно.
Поборником бюрократизма и прусского абсолютизма был Като Хироюки, который выступил с возражением на петицию, представленную правительству в 1874 г., в которой содержалось требование созыва представительного собрания (JGD, стр. 433–439). Он написал много статей и книг; в одной из последних, «Кокутай Синрон» 1874 г.), которая представляет собой сборник его лекций, прочитанных в кунайсё (министерство императорского двора); содержится изложение его политических взглядов. В этом труде он обмолвился несколькими словами в пользу республиканской системы правления. В последующие годы, когда он стал членом тайного совета, он, опасаясь последствий, связанных с этой оговоркой, пытался скупить все старые экземпляры своей работы. (Тsurumi Jusuke, The Liberal Movement in Japan, New Haven, 1925, p. 68).
9
9 W. W. MсLaren, A Political History of Japan, during the Meiji Era, 1867–1912, New York, 1916, p. 132. «Что касается избирательного права, то политика правительства, по словам того же автора, заключалась в предоставлении избирательного права как можно меньшему числу людей, чтобы, с одной стороны, все же удовлетворить массовое требование о представительстве и в то же время не поставить под угрозу свое собственное господство» (там же, стр. 132–133).
10
10 Наиболее популярная газета того времени следующим образом характеризовала новое положение о газетах, строго проводившееся в жизнь: «При знакомстве с историей любой другой страны мы никогда не слышали, чтобы в течение месяца все редакторы города вызывались в суд за нарушение законов или за подстрекательство или чтобы, пока идет суд над одним редактором, другой бы привлекался к суду, а также, прежде чем вынесен приговор одному или даже до того, как судебный процесс закончится над одним, чтобы выносили приговор другому; не проходит и дня, чтобы не судили какого-нибудь редактора». Цитируется по книге Уехара (Uyehara, The Political Development of Japan, p. 83, note 2).
11
11 О строгости этих полицейских правил, ограничивающих деятельность политических организаций, можно судить, познакомившись с самим декретом, полный текст которого напечатан в сборнике «Japanese Government Documents» (JGD, p. 495–499), а также с пересмотренными правилами, напечатанными там же, стр.499–501. После целого ряда мелочных ограничений, мешавших деятельности политических партий, которых все же можно было избежать, были изданы правила, согласно которым такие действия, как объявление о собрании или дискуссии, агитация за посещение собраний, рассылка пригласительных билетов по почте, создание местных организаций политических партий или ассоциаций, любая связь между политическими партиями или ассоциациями, а также организация митингов на улицах, рассматривались как уголовное преступление (JGD, р. 496–497). Проведение этого закона в жизнь было еще более жестким, чем его условия.
12
12 При изучении причин роспуска партий вызывает удивление безоговорочная капитуляция политических партий перед правительственной политикой репрессий. Например, в своей речи по поводу роспуска партии, произнесенной в Осака 29 октября 1884 г., Итагаки Тайсукэ привел в качестве главной причины роспуска партии введение законов о народных собраниях и выпуске газет. Он заявил также, что другой причиной роспуска партий послужили спровоцированные членами дзиюто местные инциденты, которые принимали революционный характер. См. «Дзёсобун» (Докладные записки или обращения Итагаки Тайсукэ к трону), «Мэйдзи бунка дзэнсю» («Собрание произведений о культуре периода мэйдзи», Токио, 1930, т. III, стр. 466–467).
Теми же причинами объясняют роспуск партий Осатакэи Хаяси в произведении «Сэйдзи» («Политика») в «Гэндай нихон си кэнкю» («Исследование современной истории Японии») — сборник статей различных авторов, Токио, 1938, стр. 132–133.
13
13 Одним из наиболее интересных примеров левого ответвления в либеральном движении являлась партия тоё сякайто (восточная социальная партия), организованная в мае 1882 г. в буддийском храме Котодзи в Симабара, в Хидзэн. (Избрание Симабара местом организации партии является довольно интересным явлением, так как здесь произошло одно из последних восстаний против господства дома Токугава в начале XVII столетия. Восстание в Симабара вообще рассматривалось как восстание, вызванное христианами, которые отказались капитулировать перед антихристианским декретом токугавского режима.) Лидерами этой партии были Таруй Токити и Акамацу Тайсукэ. Ее программа состояла из следующих пунктов: 1) в своих речах и своем поведении члены партии должны руководствоваться этическими нормами; 2) руководящим принципом партии является равенство; 3) конечной целью партии является обеспечение наивысшего счастья для народа. Предполагалось даже распространить деятельность этой партии на Корею и Китай. Ее манифест заканчивался следующими словами: «Мы никого не хотим сделать нашим врагом, но если появятся какие-либо препятствия на нашем пути, мы готовы отдать свои жизни для достижения нашей цели». Когда министру внутренних дел стало известно о существовании этой партии, он приказал ее распустить; однако эта партия в течение некоторого времени продолжала оказывать влияние на местные партии.
Эти сведения взяты из докладной записки, в которой описывается образование этой партии («Мэйдзи бунка дзэнсю», т. II, стр. 434–435).
14
14 Большое влияние на политические взгляды крайне левого крыла дзиюто оказала французская и русская революционная мысль. «Общественный договор» Руссо, популяризатором которого в Японии был Накаэ Тёмин (см. выше, прим. 8), оказал большое влияние на японское либеральное движение. Вдохновляющие идеи русских нигилистов и народников также встречали восторженный прием среди более отважных членов дзиюто первого периода. Переводы французских и русских революционных романов и трактатов, в особенности трудов Кропоткина, имели большое распространение в Японии в те времена (Фудзии Дзинтаро и Мория Xидосукэ, Мэйдзи дзидай си (История периода Мэйдзи), «Сого нихон си тайкэй» (Синтез японской истории), Токио, 1934, т. XII, стр. 83).
15
15 Вопрос о пересмотре системы неравноправных договоров служил предлогом для многих старых членов дзиюто и кайсинто снова выйти на арену политической борьбы. Члены распущенных политических партий вовлекались в Дайдо данкэцу, основанный Гото. По словам японских авторов, «проблема пересмотра договоров, которая привлекала внимание народа, являлась не вопросом отношений между правителями и управляемыми, как это имело место во время предыдущих конфликтов: эта проблема затрагивала интересы страны в целом. Оценивая действительное значение этой проблемы и желая несколько умиротворить народ, правительство предложило графу Окума занять пост главы министерства иностранных дел в феврале 1888 г.» (Ukitа Кazutami, Counts Itagaki and Okuma, History of Political Parties in Japan, «Fifty Years of New Japan», vol. I, p. 160–161).
Это говорит о том, что бывшие политические противники стремились отказаться не только от своих старых споров, но также и от своих принципов, для того чтобы принять участие в борьбе за выгодные служебные посты, не принимая во внимание расхождения по коренным политическим вопросам. Через несколько дней после назначения Окума в кабинет Курода вступил Гото в качестве министра путей сообщения и таким образом похоронил свой собственный Дайдо данкэцу. По иронии судьбы новый начальник Окума, премьер Курода, был тем самым человеком, на которого Окума нападал за скандал, который произошел в связи с продажей правительственных предприятий на Хоккайдо частным лицам по цене значительно ниже их стоимости (июль 1881 г.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Становление капиталистической Японии"
Книги похожие на "Становление капиталистической Японии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Герберт Норман - Становление капиталистической Японии"
Отзывы читателей о книге "Становление капиталистической Японии", комментарии и мнения людей о произведении.