Кайса Орландер - Репортаж из «общества благоденствия»
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Репортаж из «общества благоденствия»"
Описание и краткое содержание "Репортаж из «общества благоденствия»" читать бесплатно онлайн.
Опубликовано в журнале "Иностранная литература" № 3, 1974
...Буржуазная пропаганда создала миф о шведском обществе как о модели капиталистического преуспеяния. Издавая сборник репортажей шведских публицистов, прогрессивные издатели ФРГ ставили своей целью довести до сознания среднего читателя суровую правду о том, что шведская модель благоденствия — это шведская модель эксплуатации...
Кайса Орландер
Репортаж из «общества благоденствия»
Репортаж Кайсы Орландер «Женщины-рабыни[1]» взят из сборника «Шведская модель эксплуатации. Тексты о жизни рабочих и классовой структуре в государстве благоденствия», опубликованного прогрессивными издателями ФРГ на немецком языке (1971 г.). Он представляет собой серию выдержек из интервью, собранных автором в шведских городах Люлео, Хёганес и Стокгольм.
Кайса Орландер является членом группы NJA, куда входят актеры, музыканты, писатели и журналисты. NJA — сокращение, скрывающее двойной смысл; одно его значение — «Norboftisches Eisenwerk A.G.» («Норботтское Металлургическое акционерное общество»); второе значение — Нильс Йохан Андерсон (нарицательное имя среднего шведа, соответствующее примерно немецкому «Ганс Мюллер» или английскому «Джон Смит»), Группа NJA сама собирает материалы для своих политических спектаклей-репортажей. Первое представление было дано в Стокгольме в театре «Драматен» осенью 1969 года.
Во время представления в г. Люлео рабочие-металлурги с завода NJA, принимавшие участие в репетициях, публично подтвердили, что спектакль точно воспроизвел условия труда на их предприятиях. В декабре 1969 года на предприятиях концерна NJA началась забастовка, во время которой группа NJA, несмотря на запрещение директора театра «Драматен», сыграла свой спектакль несколько раз перед забастовщиками в городах Кируна и Мальмбергет. Одновременно отдельной книгой вышла публикация собранных репортажей. Общественный резонанс, вызванный этими выступлениями, был настолько велик, что вопрос о положении рабочих и условиях труда на предприятиях концерна был вынесен на обсуждение в парламенте.
Провести интервью и зафиксировать его результаты — своего рода искусство. Кайса Орландер владеет этим искусством. Она заботится о том, чтобы сохранить не только язык и стиль собеседника, но и его особые, неповторимые интонации. Собеседники Кейсы Орландер — люди разные: от крупных предпринимателей до простых работниц у конвейера. Автор стремится показать читателю мир таким, каким видят его эти люди.
Мир пожилой швеи из провинции, служащей на корсетной фабрике Арнберга, не похож на мир работницы с конфетной фабрики «Марабу» в Стокгольме: для первой высшей ценностью является уверенность в завтрашнем дне, для второй — независимость и мобильность, возможность повидать свет. Женщин, всю жизнь проведших у машины, угнетает мысль о том, что они не могут достаточно времени отдавать детям и домашнему очагу. Напротив, женщины, проведшие почти всю жизнь у кухонной плиты, страдают от своей зависимости от мужа, они остро ощущают ограниченность собственного кругозора. Те и другие жалуются на узость и слабость социальных контактов, отсутствие друзей и просто хороших знакомых, на трудность завязывания товарищеских отношений. Во всех репортажах звучит одна и та же нота одиночества, семейной замкнутости и духовного голода.
Кайса Орландер весьма сдержанна. Приводя интервью с предпринимателями, она ничего не декларирует, не поясняет от себя. Она дает своим собеседникам высказаться. И читатель получает возможность составить свое мнение об этих людях. Иногда а качестве ненавязчивых параллелей автор приводит отзывы о них работниц. Читатель же видит вещи с двух сторон.
Современные проблемы рабочего движения в такой экономически высоко развитой стране, как Швеция, сложны. Простые и четкие лозунги повышения заработной платы и сокращения рабочего дня сейчас уже не исчерпывают всего многообразия задач, стоящих перед рабочим классом Швеции. Психологические проблемы, вызванные интенсификацией труда, рост числа психических заболеваний, урбанизация и массовые миграции усиливают чувство одиночества, развивают ощущение неуверенности в завтрашнем дне. Многие из этих проблем возникли лишь в последние годы, и рабочее движение в капиталистических странах не накопило еще достаточно опыта в их решении. Вот почему Орландер хочет привлечь к этим проблемам внимание широкой общественности.
Многие шведские рабочие, пишет автор предисловия, открывая сборник, поняли, что их эксплуатируют; некоторые из них осознали, почему это так происходит, а есть среди них и такие, которые проявляют твердую волю изменить существующее положение вещей... Речь идет не только о материальной стороне дела, не только о повышении заработной платы, но об осуществлении прав человека, о защите зависимого большинства неимущих от произвола крупных собственников; о требовании практической демократии на предприятиях, о собственности на средства производства; ставится вопрос о том, «можно ли и как регулировать однажды сложившееся несправедливое распределение имущества и, в конечном счете, ликвидировать эту несправедливость».
Буржуазная пропаганда создала миф о шведском обществе как о модели капиталистического преуспеяния. Издавая сборник репортажей шведских публицистов, прогрессивные издатели ФРГ ставили своей целью довести до сознания среднего читателя суровую правду о том, что шведская модель благоденствия — это шведская модель эксплуатации, что в благополучной Швеции так же, как и в других капиталистических странах, те, кто создает материальные ценности, ведут жестокую борьбу за существование и что единственный выход для них — в сознательной классовой борьбе.
В.Ч.ОТ АВТОРА
Этот репортаж показывает, как относится шведское так называемое государство благоденствия к тем, кто его обслуживает. Речь пойдет здесь о женщинах: ниже мы приводим интервью с работницами, которые рассказывают о своей жизни. Люлео, Хёганес и Сундбюберг — шведские города и районы, условия жизни в которых далеко не одинаковы. Для Люлео характерна безработица и отлив населения. Это всегда тяжелее всего отражается на женщинах как на наемной рабочей силе. В первую очередь на женщинах, оказавшихся без работы.
Хёганес — индустриальный город. Сюда переселяются многие люди из северной Швеции. Интервью из Хёганеса дают представление о том, каково приходится переселенцам.
Сундбюберг — типичный район Стокгольма. Именно здесь оседают те, кто приезжает в столицу из малонаселенных областей Швеции. В Сундбюберге хорошо обстоит дело с детскими садами и с устройством на работу.
Выбор объектов интервью во всех трех городах был произвольным. Меня интересовали «обычные» условия, а отнюдь не особые случаи. Все интервью подтверждены респондентами, все приведенные в них данные проверены. Из них явствует, что в шведском государстве благоденствия существует социальная группа, о которой никто никогда не говорит. Это — женщины из рабочего класса. Люди, для которых свобода выбора практически равна нулю. Люди, с утра до поздней ночи занятые рабским трудом.
КАЙСА ОРЛАНДЕРЭМАНСИПАЦИЯ
Что сие означает?
Освобождение от зависимости. В частности, стремление женщин к гражданскому равенству.
Равенство?
Равенство — с кем?
С мужчинами.
С какими мужчинами?
С безработными на бирже труда, с фабричными рабочими, с квалифицированными рабочими, с мастерами, с булочниками, с инженерами, со старшими инженерами, с руководителями отдела социального обеспечения, с министрами, с генералами, с промышленными тузами? Между фабричными рабочими и генералами не так уж много общего. Гораздо больше общего у фабричного рабочего с его женой и у генерала — с его женой.
Организации наемных рабочих вместе с работодателями вошли в женские комитеты. Женский вопрос превратился в вопрос рентабельности. Исследования показывают, что женщины — дешевая рабочая сила, что они выносливы и непритязательны. Комитеты по сотрудничеству представляют одно исследование за другим: «Индустрия и женщины». «Проблема занятости в торговле», «Половое воспитание в школе», «Оплата труда надомниц» и т.д. Работодатели нажимают на все педали — только бы привлечь женщин в сферу производства. Завод «Сандвикен» планирует широкую вербовочную кампанию, помещает в газетах объявления, непосредственно обращается с предложениями обучать их на фрезеровщиц, сварщиц, сверловщиц и т.д.
Что это? Борьба за освобождение женщин? Едва ли.
Женщина не получит свободы, даже если и получит низкооплачиваемую аккордную работу на фабрике. Просто фабрикант хочет повысить рентабельность производства. Иногда в газетах публикуются отчаянные письма читательниц, которые тщетно пытаются поведать миру, что свобода для них вовсе не в том, чтобы устроиться куда-нибудь в качестве уборщиц или упаковщиц хлеба и получать нищенское жалованье за выматывающую работу. В настоящее время у нас в Швеции никто не делает попыток принять всерьез интересы женщин-работниц. Никто не спрашивает, чего они хотят. Голос работниц — это голос угнетенных, забитых, затравленных, измученных, презираемых. Их в нашей стране более миллиона. Некоторые из них описали здесь всю свою жизнь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Репортаж из «общества благоденствия»"
Книги похожие на "Репортаж из «общества благоденствия»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Кайса Орландер - Репортаж из «общества благоденствия»"
Отзывы читателей о книге "Репортаж из «общества благоденствия»", комментарии и мнения людей о произведении.