» » » » Владимир Орлов - Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации.


Авторские права

Владимир Орлов - Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации.

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Орлов - Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Альтернативная история, издательство Наша Будучыня, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Орлов - Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации.
Рейтинг:
Название:
Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации.
Издательство:
Наша Будучыня
Год:
2001
ISBN:
9986-9229-5-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации."

Описание и краткое содержание "Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации." читать бесплатно онлайн.



Авторы занимательно и доступно рассказывают о наиболее значительных событиях десяти столетий, которые Беларусь прошла со времен Рогнеды и Рогвалода. Это своеобразная хроника начинается с 862 года, когда впервые упоминается Полоцк, и заканчивается 25 марта 1918 года, когда была провозглашена независимость Белорусской Народной Республики. В книге 4 основные главы: "Древние Белорусские княжества", "Великое Княжество Литовское", Беларусь в Речи Посполитой" и " Беларусь в Российской Империи". Приведены хронологические таблицы, в которых даты белорусской истории даются в сравнении с событиями всемирной истории. Много иллюстраций.

К сожалению текст достался в очень плохом виде. Плохо распознан и нет иллюстраций.






Еще в 1186 году в устье Двины на берег сошел первый немецкий миссионер Майнгард попросивший у полоцкого князя разрешение крестить ливов. Его преемник епископ Альберт в 1201 году уже основал город Ригу. Через год щи крещения языческих племен там был создан рыцарский орден Братьев по мечу. Закреплен» немцев в устье Двины сразу же перекрыло Полоцку главный торговый путь, отрезав его о моря. Колонизуя ливов и латгалов, рыцари хозяйничали в зависимых от Полоцка землях, собирали с племен дань, которую раньше получа Полоцк. Собственно полоцких земель они не трогали: княжество Володши было главной антинемецкой силой в регионе, и епископ Альберт понимал это. Он присылал полоцкому князю подарки, направлял к нему своих послов для установления хороших отношений. Совместно ливами и эстами Володша пытался было остановить рыцарей, отбросить их из устья Двины, неоднократно совершал походы на их крепости но безуспешно. Между тем в 1208 году немцы заняли Кукенойс, князь которого Вячка не попросил помощи у Полоцка, а в 1214 году полностью овладели и городом Герсика. Володша пошел на компромисс. В 1210 году он и епископ Альберт подписали договор, согласно которому Полоцк фактически отказывался от своего влияния в Нижнем Подвинье и позволял немецким купцам приплывать в свои земли, а за это получал часть дани с ливов и открытый путь в Ригу для полоцких купцов. Полоцкая земля оставалась сильнейшим восточнославянским княжеством, граничившим с новым агрессивным государством. Тем временем, подчинив ливов и латгалов, рыцари приступили к крещению эстов. Когда те попросили поддержки у Полоцка, Володша собрал для похода на Ригу большое войско полочан, ливов, литовцев и эстов, но внезапно умер.

Возрастание опасности со стороны немецких рыцарей потребовало объединения земель и проведения совместных действий. Торговый договор с Ригой и Готландом, подписанный совместно Смоленском, Полоцком и Витебском в 1229 году, свидетельствовал об определенном союзе этих крупнейших городов кривичского края. Витебский князь Брячислав — один из последних Всеславичей — в 1239 году выдал дочь за новгородского князя Александра, и в 1240 году на Неве, вместе с новгородцами и суздальцами, шведов громили и полочане. Когда со второй трети XIII века Инфлянтский (Ливонский) орден развязал войну против литовских племен, последним оказывали вооруженную помощь и кривичские земли. Сначала рыцари были наголову разгромлены в 1260 году у озера Дурбе, а через два года дружины из Полоцка и Витебска вместе с литвой, новгородцами и псковичами совершили победоносный поход на Юрьев (Тарту). Хотя инфлянтские рыцари и возвели свою крепость Динабург на границе с Полоцкой землей, на территорию белорусского Подвинья они не продвинулись.

Тем временем с запада белорусские земли в конце XIII века начал опустошать еще один опасный сосед — Тевтонский орден. Призванные Конрадом Мазовецким в 1230 году, тевтонцы за полстолетия полностью подчинили пруссов и сразу же развернули войну за Понеманье. С 1284 года рыцарские штурмы не раз приходилось отражать Городне (Гродно) и другим городам. Белорусское и литовское население более века совместно защищало от захватчиков свои земли в Понеманье.

В 1237–1241 годах на русские и украинские княжества обрушилось татаро-монгольское нашествие. Все они (за исключением Новгородской земли) были завоеваны и превращены во владения золотоордынских ханов. Батый практически не задел земель Беларуси, и они сохранили независимость от Золотой Орды. Однако трагическая судьба соседних княжеств должна была послужить наукой. Политическое положение раздробленных земель Беларуси поставило на повестку дня жизненно важный вопрос — консолидацию, объединение с соседями, так как только сильное государство могло отразить интервенцию общих врагов.

Период древних княжеств в Беларуси стал временем важных изменений в социальной и экономической жизни населения этого края, первым этапом формирования белорусского народа. Единой древнерусской народности, из которой будто бы происходят белорусы, украинцы и русские, в действительности не было. Ничто не доказывает ее реального существования. Этногенез трех восточнославянских народов с самого начала проходил на разных территориях, в результате взаимодействия разных этнических составляющих, находившихся на разных уровнях общественного развития. Регион древнего балтского населения, где в IX–XIII веках началось формирование белорусов, выделился даже антропологически: здесь сформировался длинноголовый и среднелицый тип людей. Между славянскими древностями белорусских территорий, например Полотчины, и русских (Владимиро-Суздальской земли) — значительный хронологический разрыв. Киевская Русь не была единой ни этнографически, ни тем более политически. Полоцкая земля, как отмечалось выше, вообще держалась отдельно и всегда враждовала с Киевом.

Разные земли державы Рюриковичей не имели и главного признака, характеризующего этническую общность, — общего самосознания и самоназвания. До середины — второй половины XII века в летописях в отношении населения Беларуси использовались еще прежние племенные этнонимы — кривичи, дреговичи, радимичи. Не только Полоцк, но и Новгород, и Ростов, и Суздаль, и Рязань не считались Русью и часто даже противопоставлялись ей. За Владимиро-Суздальской землей название «Русь» закрепилось только во второй половине XIII века — тогда, когда жители Беларуси уже составляли особую этническую общность.

В те времена белорусские земли, особенно Полотчина, выделялись и особенностями общественно-политической жизни. На Полотчине в отличие от большинства других восточнославянских княжеств рано начали устанавливаться свои династические линии. Уделы Полоцкой земли уже после Всеслава получили князей, которые не переходили с престола на престол, а оставались княжить постоянно. Интересы этих князей совпадали с интересами населения, что способствовало лучшему развитию волости и ее выделению в самостоятельное княжение. Со стольным городом земли Полоцком, который оставался наследственным для всех Всеславичей, удельные княжества согласовывали только внешнюю политику, да и то тогда, когда это было им выгодно. Во внутренних же делах они оставались полностью самостоятельными. Подобный автономизм уже с XII века был характерен государственно-правовой жизни на территории Беларуси.

Второй характерной чертой государственного устройства, особенно свойственной Полоцку и Смоленску, стал демократизм, обусловленный важной ролью веча. Вече — это общее собрание граждан княжества, решавшее все значительные вопросы управления землей и внешней политики. Традиции этой древней формы народовластия восходят к доисторическим временам. Власть веча была выше, чем княжеская. Вече возводило на княжеский престол того из представителей благородной крови, кто больше соответствовал такой роли по своим личным качествам, и требовало от князя отчета: за проигранные битвы, большие потери, неудачные походы. И если вече было недовольно князем, то изгоняло его и приглашало на престол другого. В Полоцке народное вече активно действовало вплоть до XVI века.

Сохранение этой традиции было возможно на землях, которые никем не завоевывались. В других восточнославянских княжествах (кроме Новгорода) вечевой строй не получил такого развития. Особенно отличалась от Полотчины Владимиро-Суздалькая земля. Там уже Андрей Боголюбский нарушил старые правовые нормы и ввел свою диктатуру, из-за чего сам же и погиб: князь, которого не могли низложить постановлением веча (как это обычно случалось в Полоцке), умер от мечей заговорщиков. Впоследствии включение этих земель в состав золотоордынских владений способствовало утверждению в государственно-правовой жизни азиатского деспотизма и тоталитаризма.

В IX–XIII веках на территории Беларуси произошли чрезвычайно важные изменения и в развитии экономики и культуры. В начале этого периода здесь стали появляться поселения нового типа — города. Они возникали либо на месте древних племенных центров (как Полоцк, Туров), либо как пограничные крепости (Менск, Берестье, Городня и др.) или княжеские резиденции, административные центры, а затем становились центрами ремесла и торговли, очагами просвещения и культуры. В XIII веке в Беларуси насчитывалось уже около полусотни городов. Крупнейшим из них был Полоцк, число жителей которого могло достигать 10 тысяч. Недаром скандинавские саги и саксонские легенды называли этот древний город Беларуси наряду с Киевом и Новгородом третьим центром восточного славянства. Имеющий собственные связи с Византией, Западной Европой и Востоком, Полоцк действительно был прославленным культурным центром, где создавались выдающиеся произведения искусства, складывались собственные традиции летописания, зодчества, живописи. В «полоцком» стиле возводились храмы не только на других землях Беларуси (в Новогородке, Смоленске), но в далеком Новгороде. Традиции полоцкой живописи благотворно отразились на развитии монументального искусства в Смоленске.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации."

Книги похожие на "Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Орлов

Владимир Орлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Орлов - Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации."

Отзывы читателей о книге "Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.