» » » » Владимир Орлов - Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации.


Авторские права

Владимир Орлов - Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации.

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Орлов - Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Альтернативная история, издательство Наша Будучыня, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации.
Издательство:
Наша Будучыня
Год:
2001
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации."

Описание и краткое содержание "Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации." читать бесплатно онлайн.



Авторы занимательно и доступно рассказывают о наиболее значительных событиях десяти столетий, которые Беларусь прошла со времен Рогнеды и Рогвалода. Это своеобразная хроника начинается с 862 года, когда впервые упоминается Полоцк, и заканчивается 25 марта 1918 года, когда была провозглашена независимость Белорусской Народной Республики. В книге 4 основные главы: "Древние Белорусские княжества", "Великое Княжество Литовское", Беларусь в Речи Посполитой" и " Беларусь в Российской Империи". Приведены хронологические таблицы, в которых даты белорусской истории даются в сравнении с событиями всемирной истории. Много иллюстраций.

К сожалению текст достался в очень плохом виде. Плохо распознан и нет иллюстраций.






Усяслаукнязьлюдзям чыту суды,

радз/у князям гарады,

а самуночы вауком рыскау,

з Ю'ева паспявау да пеуняу

да Тмугараканя,

Хорсу вялікаму шлях перащнау.

Яму у Полацку пазвоняць ютрань рана

у званы у святое Сафіі,

а ён той звон чуе у Ю'еве.

Повествуя о несчастьях родной земли, автор «Слова» дает глубоко трагическую картину битвы на Немиге, где, отстаивая независимость древне-белорусского государства, полоцкие дружины встретились с войском князей Ярославичей.

На Яям/'зе галовы сцелюць снапам/,

харалужнымі малоцяць цапам/',

жыццё кладуць на такузлю цела,

веюць душу ад цела.

Нямт крывавыя берап

не збожжам был/ засеяны зноу —

засеяны косцьм/руск/х сыноу.

Глубокое знание автором «Слова о полку Игореве» истории Полоцкого княжества, обеспокоенность его судьбой, сочувствие самому знаменитому из Рогволодовичей приводят к мысли, что гениальный поэт имел с кривичской землей тесные связи, а возможно, и был рожден ею. Такое предположение неоднократно высказывалось всеми исследователями «Слова», начиная с XIX века.

Древнего песняра считали нашим соотечественником Владислав Сырокомля, Максим Богданович, Вацлав Ластовский, Владимир Пичета и другие белорусские литераторы и историки.

Необычайная схожесть идей «Слова» с теми, что были высказаны в песенном цикле XII века о Евфросинии Полоцкой, позволяет говорить о вероятности знакомства поэта с его выдающейся современницей.

«Трудная повесть» о князе Игоре создана человеком высокообразованным, несомненно, близким к высшим слоям общества, который тем не менее остается носителем народного, еще дохристианского мировосприятия. Наиболее ярко это проявляется в описаних природы, которая живет с человеком одной жизнью, помогая и предупреждая об опасности.

Поэт не раз вспоминает Стрибога, Даждьбога и других языческих богов. Любопытно, что именно в Полоцком княжестве позиции язычества после официального крещения были по сравнению с другими восточнославянскими землями наиболее сильны. Своеобразное двоеверие существовало тут даже в великокняжеской среде.

«Слово» было открыто в конце XVIII века. Наш соотечественник Адам Мицкевич сказал об этом произведении так: «Поэма об Игоре всегда будет народной и актуальной». «Слово» десятки раз переводилось на современные славянские и неславянские языки. Первые полные переводы на белорусский принадлежат перу Янки Купалы и Максима Горецкого. Талантливо и очень близко к оригиналу перевоплотил древнее произведение Рыгор Бородулин.

Смерть полоцкого князя Володши

Долгое время и в научной, и в художественной литературе этого князя называли Владимиром. Ни раньше, ни позже Владимиров в полоцкой династии не было: после «кровавой свадьбы» Рогнеды Рогволодовичи не называли сыновей именем врага. Нелюбимое полочанами княжеское имя пошло гулять по книгам благодаря написанной на латыни в XII веке «Хронике Ливонии». Ее автор Генрих Латвийский неизменно называет полоцкого властелина королем Вальдемаром, что всегда переводили как князь Владимир. В своем исследовании «Старажытная Беларусь» историк Микола Ермалович доказал, что в действительности «короля Вальдемара» звали Володшей.

Он занимал полоцкий престол тридцать лет и все это время вынужден был почти беспрерывно противостоять натиску немецких рыцарей. В 1186 году когда началось княжение Володши, в Полоцк вместе с немецкими купцами приплыл на корабле монах-католик Мейнгард. Через переводчика он просил у князя только одного: позволения проповедовать слово Божие в подвластной Полоцку земле язычников-ливов, живших в низовьях Двины. Володша, не желая портить хороших торговых связей с немецкими городами, дал монаху согласие.

Это было крупной политической ошибкой. Начав крестить ливов по латинскому обряду, Мейнгард сделался епископом и развернул в устье Двины строительство замков. Немцы стали отбирать у ливов землю. При преемнике Мейнгарда епископе Бертольде папа римский объявил отпущение грехов всем, кто нашьет крест и отправится служить в епископское войско на берегу Варяжского моря. Война в земле ливов была приравнена к крестовым походам в Палестину.

Стремясь восстановить власть над своими традиционными данниками в Нижнем Подвинье, Володша не раз совершал походы на рыцарей, однако баланс сил был не в пользу Полоцка. Вначале вынужден был сжечь свой город и идти с дружиной в белый свет полоцкий вассал князь Вячка, который владел Кукенойсом. Затем войско рижского епископа Альберта взяло второй форпост полочан в балтских землях — город Герсику, где правил Всеволод из рода Рогволодовичей. Чтобы вернуть плененных немцами жену и детей, Всеволод признал себя вассалом Риги.

В начале 1216 года в Полоцк пришли послы от эстов, которые просили кривичского князя идти на Ригу, а сами обещали восстать и теснить ливов и леттов, выступавших уже на стороне немцев. Володша рассчитывал использовать вражду между епископом Альбертом и созданным на захваченных немцами прибалтийских землях Орденом меченосцев. Князь надеялся на помощь аукштайтов и Пскова с Новгородом, над которым также нависла угроза немецкого нашествия, однако псковичи и новгородцы, вспомнив былые обиды, участвовать в войне отказались. Начало похода князь назначил на май, когда подсохнут дороги. В Полоцк собрались полки из удельных княжеств. Пешие ратники, пращники и лучники должны были двигаться дальше на плотах и стругах, конная дружина — по суше.

Отстояв с дружиной заутреню в Софии, великий князь Володша первым взбежал на княжеский струг. Берег был красным от щитов. Майское солнце играло на шлемах ратников, стоявших под многоцветными стягами и белыми хоругвями. «Слава! Слава!» — неслось с берега. Но не успело успокоиться над Двиной эхо, как полоцкий властелин на глазах у княгини, малолетних сыновей Бориски и Глеба и всего города схватился за мачту и начал оседать на помост.

Так загадочно оборвалась жизнь князя Володши.

Летописец рижского епископа Генрих не осмелился записать в своей хронике, что полоцкого князя покарало небо. Видимо, епископ сам побаивался кары за грехи и не хотел, чтобы упоминание о них дошло до будущих поколений.

В 1216 году немцы добились своего. Обезглавленное войско в поход не пошло. Напрасно в княжеской вотчине за Борисовым камнем грузили на корабли грозные катапульты. Напрасно ждала герсикская дружина. Тщетно всматривались с придвинских сосен в речную даль дозорные аукштайтов.

Уже в год смерти полоцкого князя отряд меченосцев и рыцарей епископа Альберта напал на Новгородскую землю. Спустя несколько лет бывший князь Кукенойса Вячка погиб в рукопашной схватке, защищая от крестоносцев город Юрьев (нынешний Тарту, где сегодня именем отважного Рогволодовича названа улица).

Политическая ситуация толкала Полоцк и Новгород к альянсу. В 1239 году новгородский князь Александр Ярославич венчался с Александрой, дочерью полоцкого Брячислава. Теперь два княжества роднились не так, как во времена Рогволода и Рогнеды, не под звон мечей, а под радостный благовест. Вместе с приданым молодая княгиня везла икону Богородицы, которую прислал некогда игуменье Евфросинии ее родственник византийский кесарь Мануил. Правда, Александр Ярославич, которого еще не звали Невским, больше рассчитывал не на чудотворную икону, а на силу полоцких полков, не раз ходивших на рыцарей.

В сече на невских берегах снискал себе вечную славу ловчий князя Александра полочанин Яков. Вооруженный одним мечом, он блестяще выдержал бой с несколькими десятками рыцарей и заслужил личную похвалу князя. Прошло еще два года, и рядом с новгородцами и псковичами полоцкие ратники, которые вместе с витеблянами составляли треть всего войска, насмерть стояли у Вороньего Камня на Чудском озере. После Ледового побоища они гнали пленных тевтонов до Пскова, а оттуда повернули на родину, в Полоцк.

В той дороге, возле веселых вечерних костров, старшие по возрасту дружинники много раз вспоминали Володшу и верили, что князь, который так и не пустил захватчиков на кривичские земли, видит все из заоблачных высей и радуется теперь вместе с ними.

Полоцкие воины еще не раз праздновали победу над захватчиками с запада. Вместе с литовцами, латышами и эстами они наголову разбили крестоносцев у озера Дурбе в 1260 году. Два года спустя полочане помогли псковитянам и новгородцам штурмом взять Юрьев. Но это были последние страницы истории могущественного Полоцкого государства. Под Юрьев наших предков водил уже не Рогволодович, а князь Товтивил.

Эпоха Великого Княжества Литовского

В середине XIII века начинается новая эпоха белорусской истории — эпоха Великого Княжества Литовского. Объединение слабых и разрозненных земель в одно крупное государство было в интересах как балтского, так и восточнославянского населения, поскольку с востока угрожали монголотатары, а с запада начинали теснить немецкие рыцари. Между литвой и кривичами существовали давние тесные связи. Поэтому создание совместного государства произошло естественно и без особого насилия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации."

Книги похожие на "Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Орлов

Владимир Орлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Орлов - Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации."

Отзывы читателей о книге "Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.