Юлиус Белох - Греческая история, том 1. Кончая софистическим движением и Пелопоннесской войной
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Греческая история, том 1. Кончая софистическим движением и Пелопоннесской войной"
Описание и краткое содержание "Греческая история, том 1. Кончая софистическим движением и Пелопоннесской войной" читать бесплатно онлайн.
Подобные процессы случались, конечно, редко. Но масса народа, и не одни только низшие классы, была твердо уверена, что каждый софист, т.е., по тогдашнему словоупотреблению, каждый преподаватель философии и риторики, — безнравственный человек, вроде того, как теперь верующий католик представляет себе масона, или многие из тех, которые называют себя образованными людьми, — материалиста. Отсюда само собой следовало, что преподавание таких людей развращает молодежь. Как ни несправедлив был этот упрек в большинстве случаев — достаточно вспомнить, что по такому обвинению был осужден и Сократ, — но в известном смысле он мог казаться до некоторой степени основательным, потому что молодых людей приводила в школы софистов не столько жажда отвлеченного философского образования, сколько стремление усвоить себе ораторское искусство, необходимое для достижения практических целей, все равно как теперь опустели бы университеты, если бы они перестали служить средством для практической карьеры. А риторика сама по себе в нравственном отношении безразлична. Она — оружие, которое дает или, по крайней мере, тогда давало тому, кто им владеет, преимущество над всеми остальными людьми; за способ пользования этим оружием учитель так же мало ответственен, как купец, продающий револьвер, — за убийство, которое совершает им покупатель. Единственная задача оратора, как такового, — убедить слушателей в справедливости защищаемого им дела; справедливо ли дело по существу, — это для его цели совершенно безразлично. И чем более несправедливо дело, тем искуснее должна быть защита, чтобы дело все-таки могло восторжествовать. В этом смысле противники софистики были правы, утверждая, что цель нового искусства сводится к тому, чтобы слабое дело сделать сильным. Но несправедливо упрекали риторику в том, что она возвела в систему искусство, которым люди эмпирически пользовались с тех пор, как существует человеческое общество. Еще менее справедливо было делать ответственными за это отдельных учителей красноречия, тем более что софисты — именно потому, что они хорошо понимали опасность одностороннего изучения формальной риторики, — старались одновременно внушать своим ученикам твердые нравственные убеждения. Что в среду софистов проникали и нечистые элементы, что некоторые из тех, кто получил образование в их школах, делали безнравственное употребление из приобретенных знаний, — это было вполне естественно; но осуждать за это новое просвещение было так же неразумно, как если бы в наше время кто-нибудь захотел уничтожить железные дороги, потому что на них иногда случаются катастрофы.
И несмотря на все препятствия, просвещение победоносно совершало свой путь. Оно отвечало настойчивой потребности тогдашнего общества. Если еще воспитание сверстников Перикла ограничивалось гимнастикой и музыкой, то с середины V столетия эти предметы преподавания — хотя им все еще придавали большое значение — отступили уже на задний план; теперь всякий, кто хотел считаться образованным человеком, должен был, по крайней мере отчасти, быть знаком с философией и риторикой. Правда, это увеличило пропасть, которая искони существовала между высшими и низшими слоями общества; но это разъединение всегда было необходимым условием всякого умственного прогресса и останется им до тех пор, пока этот самый прогресс не приведет нас к золотому веку социального равенства.
Во всемирной истории было мало переворотов, которые бы в такое короткое время так сильно изменили духовную физиономию народа. Софокл и Еврипид, Геродот и Фукидид — современники; разница в их возрастах не превышает немногих десятилетий; между тем — какая коренная противоположность в их мировоззрениях! Там, у Софокла и Геродота,— еще старая наивная вера и суеверие; здесь, у Еврипида и Фукидида, — уже непредубежденность научного мышления. И это было началом новой эпохи в истории человечества.
Примечания
1
Harrington J. The Commonwealth of Oceana and other works. London, 1887. P. 61,64.
2
Robertson W. The History of America. Vol. 2. London, 1821. Ρ 1.
3
Millar J. The Origin of the Distinction of Ranks. London, 1781. Ρ 14.
4
Meek R. L. Social Science and Ignoble Savage. Cambridge etc., 1976. P. 161.
5
Джонс Р. Вводная лекция по политической экономии //Экономические сочинения. JL, 1937. С.221.
6
Кареев Н.И. К вопросу о свободе воли с точки зрения исторического процесса//Вопросы философии и психологии. 1890. Кн.4. С. 120.
7
Тарле Е.В. Чем объясняется современный интерес к экономической истории //Вестник и библиотека самообразования. 1903. № 17. Стб.739.
8
О понятии социоисторического организма см.: Семенов Ю.И. Философия истории: общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М., 2003. С.15—35.
9
Rogers J.E.T. A History of Agriculture and Prices in England. Vol.1. Oxford, 1866. P.VI.
10
Ковалевский М. Развитие народного хозяйства в Западной Европе. СПб., 1899. С.2.
11
Чернышевский Н.Г Примечания к переводу „Введения в историю XIX века" Г. Гервинуса //Поли. собр. соч. Т. 10. М., 1953. С.441.
12
Стеклов Ю.М. Н.Г Чернышевский. Его жизнь и деятельность. 1828—1889. СПб., 1909. С. 175—176.
13
Лучицкий И. Джемс Сорольд Роджерс //Юрид. вестн. 1891. Т.7. Кн. вторая (сентябрь). С. 172.
14
Л-кий И. Обзор литературы по философии истории за 1872 год //Знание. 1873. №9. С.88.
15
Довнар-Запольский М.В. Исторический процесс русского народа в русской исторической науке. М., 1906. С. 30-31.
16
Тарле Е.В. Указ. работа. Стб. 741.
17
См.: Тарле Е.В. Всеобщая история: (очерк развития философии истории). СПб., 1908. С.90—102.
18
Пикус Н.П. Белох Карл Юлиус //Сов. ист. энцикл. Т.2. М., 1962. Стб. 277.
19
Там же.
20
См.: Семенов Ю.И. Эдуард Мейер и его труды по методологии и теории истории //Мейер Э. Труды по теории и методологии исторической науки. М., 2003.
21
См. подробнее об этом: Семенов Ю.И. Философия истории... С.310—312, 343—347.
22
Маркс К. Нищета философии //Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Τ.4. С. 142.
23
См.: Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Экономика первобытного и раннего предклассового общества. Ч. 1—3. М. 1993.
24
Мейер Э. Рабство в древности //Мейер Э. Труды по теории и методологии исторической науки. М., 2003. С.118.
25
См.: Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Вып.З. История цивилизованного общества (XXX в. до н.э. — XX в. н.э.). М., 2001. С.50—51, 64—67.
26
Сергеев B.C. Феодализм и торговый капитализм в античном мире. М. 1926. С.213.
27
Кушнер (Кнышев) П. Предисловие //Гуковский А.И. и Трахтенберг О.В. Очерк истории докапиталистического общества и возникновения капитализма. М.; Л., 1931. C.XXVII—XXVIII.
28
См.: Семенов Ю.И. Об одном из типов традиционных социальных структур Африки и Азии: прагосударство и аграрные отношения //Государство и аграрная эволюция в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1980; Он же. Введение во всемирную историю. Вып.З. С.23—24, 35—42, 50—51.
29
См.: Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Вып.З. С.25.
30
См.: Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Вып.2. История первобытного общества. М., 1999. С. 143—147.
32
31
См.: Семенов Ю.И. В.И. Сергеевич и его труд „Древности русского права" („Русские юридические древности") и проблема исторического пути Руси-России //Сергеевич В.И. Древности русского права. Т.1. М., 2007. С. 3—81.
32
Валлон А. История рабства в античном мире. М., 1941. С. 107.
33
Настоящее издание. T.I. С.325.
34
Sargent R.L. The Size of the Slave Population of Athen during he Fifth and Fourth Centuries before Christ. Urbana, 1925.
35
Homme A.W. The Population of Athens in the Fifth and Fourth Centuries b. C. Oxford, 1933.
36
Erenberg V Der Staat der Griechen. Bd. 1. Leipzig, 1957. S. 24.
37
Westermann W.L. The Slave Systems of Greek and Roman Antquity. Philadelphia, 1955.
38
См.: Микульский К.И. Рабочий класс //Экон. энцикл. Политическая экономия. Τ.3. М. 1979. С.434; Комерон Ρ Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней. М., 2001. С.234.
39
Белох Ю. Греческая история. Т.1. М., 2008. С.209.
40
Белох Ю. Греческая история. Т.1. М., 2008. 267—268.
41
Беранже П.Ж. (в пер. В.С.Курочкина). Тиран Сиракузский //Избранные песни. М., 1936. С.253.
42
См.: Пикус Н.П. Указ. работа; Историография античной истории. М., 1980. С.146.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Греческая история, том 1. Кончая софистическим движением и Пелопоннесской войной"
Книги похожие на "Греческая история, том 1. Кончая софистическим движением и Пелопоннесской войной" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юлиус Белох - Греческая история, том 1. Кончая софистическим движением и Пелопоннесской войной"
Отзывы читателей о книге "Греческая история, том 1. Кончая софистическим движением и Пелопоннесской войной", комментарии и мнения людей о произведении.