Михаил Галактионов - Париж 1914 (темпы операций)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Париж 1914 (темпы операций)"
Описание и краткое содержание "Париж 1914 (темпы операций)" читать бесплатно онлайн.
Аннотация издательства: Марнская битва — один из ключевых моментов Первой мировой войны. Вышедшая ранее в серии «Военно-историческая библиотека» книга Б. Такман «Первый блицкриг. Август 1914» заканчивается в канун Марны, вечером 4 сентября, когда «неслышно перевернулась и открылась новая страница мировой войны». Этой «новой странице» и посвящена работа М. Галактионова, которая может рассматриваться как эталон военно-исторического исследования. Она сочетает богатейший фактический материал с развернутым и дисциплинированным анализом, логику изложения с блестящим литературным языком.
Изменение австрийских сил на Балканском ТВД расчетное и учитывает переброску семи дивизий 2–й армии. Учтены второочередные германские и австро-венгерские ландверные части и исключены части, полностью потерявшие боеспособность и не допускающие восстановления соединения сторон (прежде всего это относится к русским корпусам, разбитым под Танненбергом).
Приложение 3
«1914–1940 гг.: Отражения плана Шлиффена»
1. План Шлиффена и германский военно-морской флот
К августу 1914 года Германия обладала вторым по величине флотом в мире. В его состав входили 15 линейных кораблей, 22 броненосца додредноутного типа, 5 линейных крейсеров, 44 крейсера различных типов, 153 эсминца и миноносца, 28 подводных лодок. По своей численности ВМС Германии превосходили русский и французский, флоты вместе взятые и лишь на треть уступали британскому флоту. Создание в сжатые сроки такой армады потребовало от страны колоссальных усилий.
Казалось логичным ожидать от флота самого активного участия в войне, призванной решить судьбу породившей его империи. Но при рассмотрении летне-осенней кампании 1914 года бросается в глаза, что германский флот вообще не взаимодействует с сухопутными войсками. Перефразируя знаменитое высказывание Петра Великого, можно сказать, что Германия имела в лице своей армии и флота две руки, но правая рука не ведала, что делает левая.
Картина действительно поразительная. Б то время как армия напрятала все силы, осуществляя решающее для хода и исхода войны наступление во Франции, второй в мире флот пребывал в полном бездействии. По возвращении от берегов Норвегии линейные корабли Флота открытого моря зачем-то разделяют между Килем, и Вильгельмсхафеном. Позднее флот сосредотачивают в Северном море, но при прохождении Кильского канала, глубины которого недостаточны, некоторые корабли получают повреждения рулей и винтов, флот несет потери, еще не вступив в бой. Крейсера и миноносцы отстаиваются в базах или несут рутинную службу в ближних дозоpax. Действуют только подводные лодки, но их операции, при всей. своей эффектности, не имеют большого значения. (Столь же пассивно ведет себя австро-венгерский флот.)
Вынужденное под давлением общественного мнения сделать хоть что-нибудь, командование находит наиболее безопасный, с его точки зрения, способ. Корабли Балтийского флота в августе начинают совершать ночные рейды силами крейсеров и миноносцев в устье Финского залива. Целью этих походов были минные постановки и поиск русских дозоров. Подобно многим другим операциям, проводимым «просто так», эти рейды обошлись немцам дорого. Туманной ночью 27 августа новейший крейсер «Магдебург» выскочил на камни у острова Оденсхольм (Осмусаар). Снять корабль миноносцем за ночь не удалось, и утром «Магдебург» пришлось срочно подорвать. Под огнем русских крейсеров были утеряны шифровальные книги, обнаруженные впоследствии водолазами. Значение этого факта для дальнейшего хода событий широко известно. Что касается заградительных операций, то тягаться в минной войне с русским Балтийским флотом 1914 года немцам было непросто. Русские обнаружили мины в тот же день и получили лишнее доказательство отсутствия у немцев наступательных планов, которых так опасались.
На этом немецкие неприятности не кончились. В тот же день, 28 августа, англичане провели хорошо спланированную и подготоленную атаку немецкого гельголандского дозора. В результате немцы потеряли еще три крейсера и старый миноносец, англичане погибших кораблей не имели. Среди пленных оказался сын морского министра Тирпица. Результатом этих неприятных, но отнюдь, не катастрофических событий стало запрещение кораблям выходить в море без личного разрешения кайзера[509]. Отныне англичане могли чувствовать себя спокойно.
Все это представляет странный контраст на фоне деятельности флотов Антанты. Английский флот, оказавшийся стечением обстоятельств и волею сэра Уинстона Черчилля отмобилизованным еще до начала войны, разделился на Гранд — Флит и Флот Канала. Гранд — Флит, в состав которого входили 20 дредноутов, 9 додредноутов, 4 линейных крейсера и 24 броненосных и легких крейсера, перешел 29 июля в свою базу военного времени Скапа — Флоу. Находясь в этих водах, он господствовал над выходом из Северного моря, перекрывая океанские сообщения Германии. Флот Канала, в составе 29 додрендноутов и 2 линейных крейсеров (дополнительно усилен французскими крейсерами) прикрывал перевозку английского экспедиционного корпуса во Францию. Колониальные эскадры английского флота еще до объявления войны повели не слишком результативный, но, во всяком случае, энергичный поиск немецких крейсеров и торговых судов, находящихся в океане. Одновременно была организована «дальняя блокада» германского побережья и открыта охота за немецкими торговыми судами, Принятые меры убили немецкую морскую торговлю, хотя в 1914 году блокада не была абсолютно герметичной, и выходы вспомогательных крейсеров были возможны.
Русский флот, быстро и без помех завершив мобилизацию, оборудовал минно-артиллерийскую позицию в Финском заливе. После этого его командование, приятно удивленное немецкой пассивностью, приступило к подготовке новых операций.
Французский флот обеспечивал перевозку колониальных войск в Средиземном море. Его крейсера в колониях присоединились к английским в охоте за неприятельскими рейдерами.
Своими активными действиями в течение августа — сентября 1914 года Антанта установила неоспоримое господство на океанах, сократив оперативную зону германского флота до размеров Гельголандской бухты. Этот стратегический результат был достигнут союзниками удивительно легко; немцы даже не предпринимали попыток получить хоть какую-то «контригру».
Самое интересное при этом, что бездействие германского флота протекало в полном соответствии с полученными от высшего командования приказами. Оперативная директива морского генерального штаба 30 июля 1914 года гласила:
«Его величество император для ведения войны на Северном море приказал:
1). Целью операций должно явится нанесение потерь английскому флоту как путем нападения на его силы, несущие дозор или блокаду Немецкой бухты, так и путем простирающихся до английских берегов наступательных минных операций, а если возможно, то и наступательных действий подводных лодок.
2). После того как подобным ведением войны будет достигнуто уравнение сил, надо пытаться, сосредоточив все свои силы, вступить при благоприятных условиях в бой. Если благоприятный случай для боя представится ранее, то он должен быть использован. 3). Война против торговли должна вестись сообразно призовому праву. Ее объем в отечественных водах устанавливается командующим флотом… Предназначенные для войны против торговли вне отечественных вод суда должны выйти как можно раньше»
Таким образом, флоту была поставлена сугубо оборонительная задача[510].
Боевые действия предполагается вести посредством так называемой малой войны, при помощи мин и подводных лодок. Главная часть флота, его краса и гордость — линейные корабли надлежит всячески оберегать как национальное сокровище и залог для будущих переговоров. Тирпиц дал подобному подходу следующее название: «упаковать флот в вату».
Вся инициатива отдана «благоприятному случаю», а выбор последнего предоставлен командующему Флотом открытого моря. Он понимал, что в случае неудачи все шишки посыплются на него. В подобной ситуации почти все командиры предпочитают выполнять приказ «от и до» и не высовываться. Адмирал фон Ингеноль, видимо, относился к такому большинству.
Параллельно выяснится, что флот недостаточно подготовлен и к предписанной ему «малой» войне. Ведь он создавался для эскадренного боя с английскими линкорами, которых никто пока и не видел! Высочайший приказано выставить активные минные заграждения у вражеского побережья, но делать это нечем. В составе флота нет быстроходных минных заградителей специальной постройки, для постановки мин оборудованы только крейсера последних серий. Тральщиков тоже нет. Приходится срочно заниматься импровизациями: приспосабливать под минные заградители круизные лайнеры, а потом восхищаться смелостью их экипажей и умением моряков преодолевать трудности. С подводными лодками положение немногим лучше. Германия занимала пятое место в мире по подводному флоту. Лодок было всего 28 (по другим данным 20), причем для операций в открытом море годились всего девять. «Укусы» этих лодок были болезненны для самолюбия британского флота, но потеря нескольких кораблей решающего значения в войне на море не имела.
Хуже всего обстояло дело с борьбой на океанских коммуникациях. «На свободе» оказались десять крейсеров из сорока четырех имевшихся:
Дальневосточная эскадра адмирала фон Шпее — два броненосных крейсера («Шарнхорст» и «Гнейзенау») и три легких («Лейпциг», «Нюрнберг» и «Эмден»);
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Париж 1914 (темпы операций)"
Книги похожие на "Париж 1914 (темпы операций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Галактионов - Париж 1914 (темпы операций)"
Отзывы читателей о книге "Париж 1914 (темпы операций)", комментарии и мнения людей о произведении.