Сергей Кургинян - Политическое цунами

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политическое цунами"
Описание и краткое содержание "Политическое цунами" читать бесплатно онлайн.
В монографии авторского коллектива под руководством Сергея Кургиняна рассматриваются, в историческом контексте и с привлечением широкого фактологического материала, социально-экономические, политические и концептуально-проектные основания беспрецедентной волны «революционных эксцессов» 2011 года в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Анализируются внутренние и внешние конфликтные процессы и другие неявные «пружины», определившие возникновение указанных «революционных эксцессов». А также возможные сценарии развития этих эксцессов как в отношении страновых и региональных перспектив, так и с точки зрения их влияния на будущее глобальное мироустройство.
Итак, — подводит итог Бжезинский, — в период, начавшийся после «холодной войны», Америка упустила две великие исторические возможности.
Во-первых, ей не удалось (и в этом вина не только Америки, но и остальных участников процесса) использовать потенциал Атлантического сообщества, не удалось выработать для него единую глобальную повестку дня. Союз Америки и Европы сделал бы их решающей силой в мире. Действуя по отдельности, они зайдут в тупик.
Во-вторых, Америке не удалось добиться решительного продвижения в израильско-палестинском урегулировании, и это имело колоссальные издержки. За возникшим израильско-палестинским тупиком последовали сначала вторжение США в Ирак, а затем американо-европейский раскол и взрыв враждебности арабов к США. Эта нарастающая враждебность создает риск постепенного выдавливания США из ближневосточного региона, чем не преминет воспользоваться Китай: «Ни правящие элиты, ни китайцы не проигнорируют эту перспективу. Уязвимые элиты Ближнего Востока нуждаются в иностранном защитнике, а Китай нуждается в стабильном доступе к источникам нефти, которые эти элиты контролируют»[66].
Из всего сказанного следует, что перед новым американским президентом, который придет на смену Бушу, стоит монументальная задача: восстановить легитимность Америки в качестве глобального лидера, главного гаранта международной безопасности. Но для этого новый американский президент должен извлечь уроки из ошибок своих предшественников. А также глубоко осознать суть исторического момента. А она в том, что произошло глобальное политическое пробуждение. Но пробудившийся мир уже не поддается имперскому доминированию.
Только правильно оценив происходящие в мире изменения и возглавив эти изменения, Америка имеет возможность получить второй — и последний — шанс на глобальное лидерство.
Что же подразумевает Бжезинский под «глобальным политическим пробуждением»?
По его оценке, сегодня впервые в истории все человечество политически сознательно и политически активизировано. В той части мира, которая травмирована воспоминаниями о долгих годах иностранного или имперского владычества, эта глобальная политическая активность выражается в энергичном поиске человеческого достоинства, культурных ценностей и экономических возможностей. Политическое пробуждение глобально по своей географии и охватывает все социальные слои. С политической точки зрения, оно радикализовано.
«Особенно неустойчива молодежь «третьего мира». Демографический взрыв, произошедший в возрастной группе до 25 лет, создал огромную массу людей, заряженных нетерпением. Революционная заостренность этой группы рождается среди миллионов студентов, сосредоточенных в вузах развивающихся стран, часто весьма сомнительного интеллектуального уровня. Полуорганизованные в крупные объединения и общающиеся посредством Интернета, они готовы не только повторить то, что происходило в Мехико несколько лет назад и на площади Тяньаньмэнь, но и пойти намного дальше. Потенциальные революционеры, они представляют собой эквивалент воинствующего пролетариата XIX и XX веков»[67].
Опасность, по оценке Бжезинского, состоит в том, что глобальное политическое пробуждение огромных человеческих масс может обратиться против США. Ведь оно является антизападным, антиимперским и по большому счету антиамериканским. В своем развитии глобальное политическое пробуждение «вызывает смещение центра глобального притяжения. А это, в свою очередь, в глобальном масштабе меняет расположение центров власти и оказывает серьезное влияние на роль Америки в мире»[68].
Чтобы не утратить доминирующего положения, Америке необходимо идентифицировать себя с идеей всеобщего чувства политического достоинства, которое подразумевает отнюдь не только свободу и демократию. Оно включает и социальную справедливость (чтобы стать привлекательной социальной моделью для пробудившегося человечества, американскому обществу придется постепенно преодолеть собственный «персональный гедонизм»). И равенство полов. И уважение к культурной и религиозной мозаике мира (без этого уважения обречены на провал любые усилия по «демократизации извне»).
То есть Америка (против которой, в основном, и направлено глобальное политическое пробуждение) должна стать мировым лидером, чуть ли не революционным локомотивом, с которым пробудившиеся народы связывали бы свои надежды и чаяния.
Бжезинский отмечает, что антизападничество — это больше, чем популистское отношение. Это проявление глобального демографического сдвига (который тянет за собой изменение и политического, и экономического баланса). По оценке, приводимой Бжезинским, совокупное население Европы и США к 2020 году будет составлять всего 15 % населения мира[69]. Но миллиарды людей — политически пробудившаяся часть незападного населения — жаждут утвердиться. И это качественно новый фактор, влияющий на перераспределение власти в мире.
Дальше Бжезинский переходит к главному:
«В сегодняшнем значительно усложненном глобальном контексте многое зависит от того, удастся ли Америке восстановить некоторую степень взаимного доверия в ее отношениях с исламским миром. Затянувшаяся неспособность сделать это создаст для Китая возможности повысить свою роль не только в отношении Индонезии и Пакистана, но и в отношении Ирана и государств Персидского залива. Если позиции Америки в регионе будут ухудшаться, китайское политическое присутствие здесь будет горячо приветствоваться. Это значительно повысило бы глобальное влияние Китая и могло бы подвергнуть некоторые европейские страны искушению считать, что укрепление особых отношений с энергично развивающимся сообществом стран Восточной Азии отвечает долговременным интересам Европейского Союза»[70].
Книга завершается призывом осознать, что для Америки нет ничего опаснее, чем «восприятие американской политики в постимперскую эру как самонадеянно имперской, увязшей в колониальном прошлом вопреки наступившему постколониальному времени»[71].
Итак, внешняя политика Америки должна соответствовать реалиям постколониального и (что крайне важно!) постзападного времени. США еще могут сделать это — если следующий президент «ощутимо свяжет силу Америки с устремлениями политически пробудившегося человечества».
Для этого, согласно рекомендациям Бжезинского, новому американскому президенту, идущему на смену Дж. Бушу-младшему, необходимо восстановить отношения с исламским миром. В противном случае взрыв исламского антиамериканизма выбросит США из ближневосточного региона, а его место займет Китай.
Поскольку в описании Бжезинского глобальное политическое пробуждение — это масштабный и необратимый процесс, погасить энергию огромных разогретых масс (в частности, энергию исламского антиамериканизма) нельзя. Ее можно только перенаправить.
Как это сделать? Например, найти внутри исламского мира союзников, готовых направить клубящуюся энергию исламского населения на «революционные» преобразования в регионе.
Глава 6
Избывание «первородного греха»: сдвиги в ближневосточном процессе
Анализируя бурные события в Египте, газета Nahdet Masr назвала египетскую революцию уникальным явлением. И пояснила: уникальность ее в том, что революционная молодежь свергла режим с помощью не применявшегося ранее оружия — новых медиатехнологий. Причем не имея харизматического лидера.
В главе 4 мы уже приводили мнение ряда аналитиков, согласно которому социальные медиа сами по себе не вызывают революцию. Они инструмент, который может дать определенный эффект только в умелых руках.
То есть вопрос все-таки в субъекте, в «умелых руках». У вышедшей на улицу энергичной молодежи, жаждущей перемен и самореализации (и являющей собой иллюстрацию на тему «глобального политического пробуждения», описанного Бжезинским), не было харизматического лидера. Но это не значит, что ее вообще никто не направлял. Мало вывести на улицу большую толпу с помощью медиатехнологий. Для того чтобы толпа не была разогнана в два счета, она должна вести себя соответствующим образом. И на стихийную самоорганизацию тут рассчитывать не приходится.
Как мы помним, в 2005 году, во время парламентских выборов в Египте, светские силы либеральной направленности выглядели на фоне «Братьев-мусульман» очень бледно. В отличие от «Братьев», они не были готовы к уличным столкновениям, к применению насилия. Да, с тех пор много воды утекло. Да, за это время либеральные силы «подросли» и энергетизировались. А «Братья-мусульмане» на парламентских выборах в октябре 2010 года не смогли (Мубарак учел уроки 2005 года!) закрепить и приумножить собственный триумф пятилетней давности. Но означает ли это, что баланс светских и исламистских оппозиционных сил в Египте к 2011 году коренным образом изменился?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политическое цунами"
Книги похожие на "Политическое цунами" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Кургинян - Политическое цунами"
Отзывы читателей о книге "Политическое цунами", комментарии и мнения людей о произведении.