Артур Вейгалл - Эхнатон. Фараон-вероотступник

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Эхнатон. Фараон-вероотступник"
Описание и краткое содержание "Эхнатон. Фараон-вероотступник" читать бесплатно онлайн.
Артур Вейгалл, принимавший участие в раскопках в Египте, избегая предвзятых оценок и непроверенных мнений, предлагает увлекательную и наиболее полную из существующих биографий египетского фараона Аменхотепа IV, который вошел в историю как религиозный реформатор. Утвердивший культ единого бога Атона, он принял имя Эхнатон – «угодный Атону».
У стены располагался саркофаг Эхнатона, упавший с погребальных носилок. С саркофага постарались стереть имя фараона, но его все же можно было прочитать, сохранились и золотые ленты, опоясывавшие тело сзади и спереди, с них также стирали надписи.
Мы уже описывали золотого коршуна и его местоположение, на груди мумии лежало сохранившееся ожерелье, само тело усопшего было обернуто листами золота. Рядом с саркофагом стояли закрытые канопы, в другом углу камеры археологи обнаружили туалетные принадлежности Тиу, с которых также было стерто имя Аменхотепа.
Поскольку саркофаг подгнил, при его транспортировке требовалась особая осторожность. Только по прошествии нескольких месяцев саркофаг был собран и занял свое место в экспозиции Каирского музея. Теперь стала видна надпись, выгравированная на задней стенке саркофага. Оказалось, что это короткая молитва, обращение фараона к его богу. Вероятно, ее составил сам Эхнатон в виде своеобразной эпитафии, поскольку имеются очевидные доказательства того, что она выгравирована позже, чем прочие надписи.
Ниже впервые приводится перевод, сделанный доктором Аланом Гардинером:
«Я пью сладкое дыхание, которое исходит из твоих уст. Я ежедневно лицезрею твою красоту. Да смогу я слышать твой мелодичный голос даже при северном ветре, да оживятся мои члены твоей любовью. Дай мне руки твои, чтобы удержать дух твой, чтобы мог я принять его и жить им. Назови имя мое в вечности, и о нем никогда не забудут».
Нет никакой надобности говорить о том особом пафосе, с которым юный царь обращается к богу, во имя которого он потерял все. Очевидно, что и в конце его жизненного пути, когда несчастья обрушились на него со всех сторон, его вера оставалась незыблемой и, находясь на пороге телесной смерти, он по-прежнему верил в бесконечную жизнь духа, в которой он мог пройти сквозь вечность и служить далее своему Создателю с неиссякаемой любовью и преданностью.
Разложившаяся мумия, от которой сохранились только отдельные кости, была отправлена автором настоящих строк в Каирский музей, исследована профессором Эллиотом Смитом, который сообщил, что эти останки принадлежат человеку, которому было не более тридцати лет. Иначе говоря, оказалось, что это тот самый возраст, в котором, как уже говорилось выше, умер Эхнатон. Неправильной формы череп, без сомнения, принадлежал человеку, который страдал от эпилептических припадков и, вероятно, был склонен к галлюцинациям. Любопытно, что череп подобного типа Ломброзо считал характерной особенностью всех религиозных реформаторов.
Заключение
Таким образом, человечеству была явлена одна из самых выдающихся личностей в истории Древнего Востока, и здесь мы закончим краткий очерк его жизни. В этой книге мы смогли лишь в самых общих чертах описать деяния и характер Эхнатона, какими открывают их нам сохранившиеся надписи и памятники.
Но надеюсь, даже самый придирчивый читатель смог убедиться, что перед нами личность удивительной жизненной силы и поразительной оригинальности, и, конечно, она заслуживает более пристального изучения. В то время, когда во всем мире господствовали суеверия, в той стране, где была создана сложнейшая и самая развитая политеистическая религия, Эхнатон создал монотеистическое учение, которое по своей чистоте уступает лишь христианству.
Он стал первым, кто правильно понял природу божественного. В эпоху непрекращающихся войн он выступил с первой в истории человечества проповедью мира; и, пока сердца его подданных прельщались блеском военных побед и величия, он намеренно отвернулся от всего героического.
Эхнатон со своего трона проповедовал простоту, честность и искренность. Он стал первым гуманным фараоном и первым человеком, в сердце которого не было места варварству. Три тысячи лет назад он подал нам пример, которому можно следовать и сегодня, пример того, каким должен быть муж и отец и просто честный человек. Он показал нам, как должен чувствовать поэт, чему должен учить учитель, чего следует добиваться художнику, во что верить ученому и о чем думать философу.
Как и другие великие учителя, он принес все в жертву своим принципам; и его собственная судьба доказывает, к сожалению, непрактичность его учения, однако нет никакого сомнения в том, что его идеалы будут жить «до тех пор, пока лебедь не станет черным, а ворон – белым, пока горы не сойдут с места и воды не обрушатся в бездну».
Будем надеяться, что раскопки, которые проводит Египетское исследовательское общество на месте города Эхнатона, пополнят наши знания об этой удивительной эпохе. И когда-нибудь кто-нибудь сможет точнее и подробнее рассказать ту историю, которую мы изложили на этих страницах.
Примечания
1
Профессор Зете ошибается, утверждая, что в картушах оксфордского фрагмента видны следы более древних надписей. (Здесь и далее примеч. ред.)
2
Некоторые филологи читают первую букву имени фараона как И, называя фараона «Ихнатоном» вместо «Эхнатон». Написание имени как «Кхенатен», встречающееся в ранних работах, следует признать неправильным.
3
Так говорится на табличке сфинкса.
4
На это сходство указывает Петри. Возможно, однако, что на портрете, который послужил основанием для его выводов, изображена не Тиу, а Эхнатон (см. его портрет в данной книге). Рот и подбородок очень похожи на рот и подбородок Юаа, насколько можно судить по его мумии, но в то же время они сильно напоминают черты Аменхотепа. Конечно, подобные свидетельства зыбки и на них не следует особенно полагаться.
5
Его статуя находится в Турине. См. также книгу Эрмана «Жизнь в Древнем Египте».
6
О его возрасте свидетельствует мумия, она принадлежит человеку в возрасте не более пятидесяти лет.
7
Мы знаем, что мудрый Аменхотеп, сын Хапу, был управляющим имения принцессы Сетамон, но эти сведения могут относиться и ко временам до того, как принцесса была изображена в гробнице Юаа и Туа.
8
Ныне эта находка хранится в Берлинском музее, и ее фотографии еще не опубликованы. В гробнице Аи в Эль-Амарне имеется надпись, в которой он желает царице Нефертити вечно оставаться рядом с Эхнатоном. Здесь же говорится о ее красоте, нежном голосе, «прекрасных руках».
9
Украшения в виде скарабеев иногда подписывались Neb-nef-nezem, что означает то же самое.
10
Точная дата начала строительства неизвестна, но на фрагменте, находящемся сейчас в Берлине, имеются следы полустертого картуша с именем Аменхотепа III, поверх которого написано имя Эхнатона.
11
Для обозначения храма используется слово benben, которое заканчивается иероглифом обелиска, что привело к неточностям в переводе. Возможно, храм напоминал комплекс в Абусире, во дворе которого стоял обелиск.
12
Возможно, что слово «находится» – ошибка перевода.
13
Это вполне согласуется с тем фактом, что на плите из Силсилеха также высечена сцена поклонения Амону.
14
Похоже, что строительство гробницы Хоремхеба началось и закончилось в первые годы правления Эхнатона. Гробница стояла пустая до конца его царствования, а после смерти Эхнатона в ней были сделаны новые двери. Находки из гробницы теперь находятся в музеях Лейдена, Болоньи, Вены, Александрии и Каира, и похоже, что все они, кроме дверных створок, находящихся в Каире, относятся к раннему периоду. Перечень титулов на каирских створках пышнее и более длинный, чем остальные.
15
В короне Верхнего Египта Эхнатон изображен на стеле, находящейся в Каирском музее, и на фрагменте, переданном полковником Андерсоном в музее Ашмола (Оксфорд).
16
Из надписи на «палермском камне» нам известно, что царство Нижнего Египта гораздо древнее, чем царство Верхнего Египта.
17
Известно имя еще одного художника – Тутмоса, работавшего в конце царствования Эхнатона.
18
Позднее имя Тиу и второе имя фараона были стерты, сохранилось только имя Аменхотеп. Автор книги снял факсимильное изображение надписи, чтобы скорректировать запись, сделанную Голенищевым. Факсимиле напечатано в «Путешествии в пустыни Верхнего Египта».
19
Имеется в виду бог.
20
Текст надписи приводится по переводу, выполненному Дэвисом. В нем, однако, имеется ошибка – надпись никак не может датироваться четвертым годом правления фараона, поскольку Апиу в упомянутом нами письме указывает в качестве даты пятый год и при этом называет своего повелителя Аменхотепом, в то время как в данной надписи его уже именуют Эхнатоном.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Эхнатон. Фараон-вероотступник"
Книги похожие на "Эхнатон. Фараон-вероотступник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Артур Вейгалл - Эхнатон. Фараон-вероотступник"
Отзывы читателей о книге "Эхнатон. Фараон-вероотступник", комментарии и мнения людей о произведении.