Владимир Ильин - Бомбардировщики. Том I

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бомбардировщики. Том I"
Описание и краткое содержание "Бомбардировщики. Том I" читать бесплатно онлайн.
В книге содержится подробная информация о самолетах бомбардировочной авиации, созданных с конца 1940-х до 1990-х годов. Освещена история создания самолетов, дано описание конструкций, основных бортовых систем, вооружения. Содержатся сведения о боевом применении бомбардировщиков. Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга любителей авиации.
F-117, впервые взлетевший в 1981 г., долгое время держался в тайне, поскольку на нем впервые применена новая малоотражающая форма и его основной секрет – внешние обводы. Сведения о самолете все же просачивались в печать, ему приписывались различные ошибочные обозначения (например, F-19), строились догадки о его облике. Поэтому громкой сенсацией стала состоявшаяся 10 ноября 1988 г. пресс-конференция, на которой было впервые официально объявлено о существовании этого самолета и распространена его единственная ретушированная фотография. Прошло еще полтора года, во время которых F-117 успел получить боевое крещение, прежде чем 21 апреля 1990 г. состоялась первая публичная демонстрация самолета.
Налет сенсационности не сразу позволил осознать тот факт, что F-117 родился отнюдь не на пустом месте и явился кульминацией длительных предшествующих исследований, хотя и отличается «революционными» новинками (многогранная форма корпуса и плоские сопла двигателей). Выяснилось также, что он занимает промежуточное положение – своеобразная форма корпуса не оптимальна, она была обусловлена техническими возможностями в момент проектирования самолета и на малозаметных самолетах следующих поколений (стратегическом бомбардировщике Нортроп В-2, истребителе Локхид F-22) не находит столь выраженного применения. Для оценки роли F-117 в исторической перспективе остановимся подробнее на малоизвестных предшествующих работах по снижению заметности самолетов.
Схема самолета F-117
F-117 в полете
Скрытность и внезапность действий давно уже стали основой успеха боевых операций и проблема уменьшения заметности (или контрастности, как говорили у нас раньше) самолетов возникла сразу же с началом военного применения авиации. Обнаружение самолетов возможно разными способами и, прежде всего, по электромагнитному излучению (собственному или отраженному в радиолокационном, ПК и видимом диапазонах) и издаваемому шуму. На первых порах наибольший интерес вызывало снижение визуальной контрастности, поскольку основным средством обнаружения было зрительное наблюдение невооруженным глазом и с помощью оптических приборов.
В мае 1912 г. П.фон Петроши (Petrocz von Petroczy, известен так- же работами по привязным вертолетам, в отечественной литературе по вертолетостроению именуется Петроцци), офицер летной школы в Винер Нойштадте (Австро-Венгрия), покрыл самолет Этрих «Таубе» обшивкой из прозрачного материала типа целлулоида под названием «эмаллит». Наземные наблюдатели отмечали, что во время летных испытаний самолет был практически невидим на высотах более 300 м, а на высоте 200 м можно было с трудом увидеть каркас машины и очертания двигателя, летчика и пассажиров. В результате точное прицеливание считалось почти невозможным. В середине 1913 г. на моноплане своей конструкции подобную попытку предпринял француз Моро (Moreau), а в конце этого же года на биплане «Фарман» – В.А.Лебедев (один из первых русских летчиков-спортсменов, организовавший впоследствии завод по выпуску самолетов «Лебедь»).
В годы первой мировой войны большие экспериментальные работы по самолетам с прозрачной обшивкой были выполнены в Германии (легкие самолеты «Таубе» А.Кнюбеля, Фоккер E.III, Альбатрос B.II, Ави- атик В.508/15, Румплер С.1, а также тяжелые по тому времени бомбардировщики Гота VGO.I и Линк-Гофман R.I 8/15). Некоторые из этих машин получили оценку в боевых действиях. Спустя два десятилетия, в 1935-1936 гг., на основе спортивного самолета АИР4 пытался построить невидимый самолет С.Г.Козлов, профессор Военно-воздушной академии им.Н.Е. Жуковского. Обшивка самолета была выполнена из родоида – органического стекла французского производства. Однако используемые материалы имели повышенную массу и невысокие эксплутационные свойства (плохая влагостойкость, быстрая потеря прозрачности и прочности).
Первая фотография самолета F-117, обнародованная 10 ноября 1988 г. на пресс-конференции
Опытный истребитель Локхид YF-22 не имеет столь выраженной многогранной формы фюзеляжа, как у F-117
Они не обладали высокой прочностью и не могли играть роль работающей обшивки, которая получила большое распространение. Кроме того, оставались заметными внутренние элементы и экипаж самолетов. Маскировочная окраска была более удобным и эффективным средством снижения визуальной заметности. Единственным достаточно широко используемым в наши дни конструктивным средством уменьшения визуальной контрастности, служит, пожалуй, лишь малобликующее остекление кабин вертолетов – плоские панели, ориентированные таким образом, чтобы не давать блики в направлении вероятного наблюдателя.
Сразу после первой мировой войны стали предприниматься попытки решить задачу обнаружения самолетов с помощью тепло- локации. Существование ИК лучей было обнаружено еще в 1800 г. британским астрономом У.Гершелем. Первое предложение по использованию теплового метода для обнаружения самолетов относится к 1918 г. Однако опыты в Колумбийском университете США не имели успеха, как и последующие американские попытки, выполненные в 1926 г. С конца 1920-х годов велись такие исследования и в Советском Союзе. В 1932- 1934 гг. ВЭИ создал экспериментальные теплообнаружители с автоматическим наведением на источник ИК излучения. Испытания, проводившиеся в разных условиях и по аппаратам различных типов, показали возможность обнаружения самолета по его тепловому излучению на дальности 10-12 км, но только ночью на фоне безоблачного неба. При поиске самолета в лунную ночь или в условиях облачности, теплообнаружитель сбивался на сопровождение Луны или облаков. При сплошной облачности обнаружение самолета, летящего в облаках или над облаками, оказывалось невозможным. В то же время теплоулавливатели оказались достаточно эффективным средством разведки и наблюдения надводной обстановки и в годы второй мировой войны теплообнаружение надводных кораблей противника широко использовалось на нашем флоте и в береговой обороне.
После второй мировой войны ИК-техника сделала гигантские шаги. С 1960-х годов получили распространение приборы ночного видения, с 1980-х годов – тепловизоры. Против самолетов и вертолетов используются зенитные ракеты и ракеты воздушного боя с ИК ГСН, в последние годы началось применение против воздушных целей оптикоэлектронных локаторов (одни из наиболее совершенных станций разработаны в НПО «Геофизика» и установлены на российских истребителях Су-27 и МиГ-29). До настоящего времени основным средством борьбы с оружием ИК наведения остаются ложные тепловые цели и ИК станции уводящих помех. Однако уже дают результаты исследования, проводимые с начала 1970-х годов, по снижению ИК излучения JIA за счет уменьшения видимых нагретых элементов двигателей, снижения температуры теплоизлучающих поверхностей, применения аэрозольных экранов. Созданы эффективные экранно-выхлопные устройства для вертолетных ГТД, самолетные двигатели с экранирующими и охлаждаемыми центральными телами в сопловом аппарате, аэро- золеобразующие устройства с экранирующим эффектом, двигатели с плоским соплом (F-117, В-2, F-22).
Ангары для самолетов F-117 на полигоне Тонопа
На МиГ-29 оптико-электронная станция расположена в носовой части перед фонарем кабины
Оптические средства обнаружения самолетов дают высокую точность определения угловых координат самолета, но работают только в условиях хорошей видимости, и имеют ограниченное поле зрения. Первые оптические приборы обладали и невысоким разрешением по дальности. На помощь оптическому пришел звуковой метод, который имел несколько более широкие возможности, позволяя обнаруживать самолет ночью и в плохих метеоусловиях. Мобильные звукоулавливатели впервые появились во время первой мировой войны и находились на вооружении ряда армий до конца 1950-х годов. В СССР они использовались с начала 1930-х годов в составе системы «Прожзвук», которой были вооружены прожекторные войска ПВО. В Англии в 1932-1934 гг. проводились также эксперименты с мощным береговым звуковым локатором, имеющим поле прослушивания 170° и состоящим из выполненного в виде дуги окружности акустического зеркала (высотой около Эми длиной примерно 90 м) и микрофонов, воспринимающих отраженные звуковые волны. Средняя дальность обнаружения самолетов достигала 28…32 км, максимальная (при идеальных метеоусловиях) – 48 км, точность измерения азимута – ±1,7°.
Велись исследования по уменьшению акустической заметности самолетов. Например, в июне 1932 г. в записке, адресованной начальнику Управления военных приборов Главного артиллерийского управления А.Г.Орлову, начальник штаба РККА М.Н.Тухачевский требовал «…подработать вопрос о глушении шума многомоторного самолета с учетом интерференции звуковых волн. Моторы можно настроить на такие тона, чтобы они взаимно друг друга глушили». В конце этого же месяца М.Н.Тухачевский издал директиву «О разработке вопросов глушения шума самолета при полете», в которой был утвержден состав комиссии из представителей наркомата обороны и видных ученых от ЦАГИ, МГУ, ВЭИ (Всесоюзный электротехнический институт) и других организаций.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бомбардировщики. Том I"
Книги похожие на "Бомбардировщики. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Ильин - Бомбардировщики. Том I"
Отзывы читателей о книге "Бомбардировщики. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.