Владимир Ильин - Бомбардировщики. Том I

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бомбардировщики. Том I"
Описание и краткое содержание "Бомбардировщики. Том I" читать бесплатно онлайн.
В книге содержится подробная информация о самолетах бомбардировочной авиации, созданных с конца 1940-х до 1990-х годов. Освещена история создания самолетов, дано описание конструкций, основных бортовых систем, вооружения. Содержатся сведения о боевом применении бомбардировщиков. Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга любителей авиации.
После Англии наиболее масштабным было боевое использование индийских «Канберр». Индия применяла свои самолеты в ряде мелких конфликтов: например, в 1961 г. в Бельгийском Конго (ныне Заир) в рамках поддержки сил ООН, направленных туда для восстановления порядка, нарушенного столкновениями различных политических группировок после предоставления в 1960 г. этой стране независимости (с этим конфликтом связано имя Патриса Jlyмумбы, убитого в ходе борьбы за власть). Более широким было использование индийских «Канберр» в индо-пакистанских войнах 1965 г. и, особенно, 1971 г.
Война 1971 г., как известно, началась 21 ноября столкновением в Восточном Пакистане, а 3 декабря открылись военные действия и на западной границе Индии. В этом конфликте замысел Индии состоял в проведении, в основном, оборонительных мероприятий на западном фронте и в упоре на молниеносную компанию на востоке. В то же время наиболее масштабные действия воздушных сил развернулись на западном фронте, где боевые самолеты ВВС Индии совершили более 4000 вылетов, а ВВС Пакистана – около 2840. Воздушные операции здесь в основном предназначались для изоляции района боевых действий и главная задача индийских ВВС состояла в нарушении коммуникаций пакистанских вооруженных сил, выводе из строя пакистанских аэродромов, уничтожении складов ГСМ и боеприпасов, предотвращении концентрации пакистанских наземных сил с тем, чтобы обезопасить себя на западе от крупного пакистанского наступления и освободить руки для операций в Восточном Пакистане. На востоке самолеты индийских ВВС выполнили примерно в два раза меньше вылетов – около 2000 (плюс еще около 400 вылетов приходится на палубную авиацию), из них примерно 1200 для непосредственной поддержки наземных войск. Преобладание ударных задач связано с тем, что ВВС Индии добились господства в воздухе на обоих фронтах благодаря превосходству в численности самолетов и широкому использованию хорошо себя зарекомендовавших истребителей МиГ-21. По словам одного из индийских летчиков, он совершил на МиГ-21 18 вылетов на свободную охоту на западном фронте и не встретил ни одного пакистанского перехватчика.
«Канберры», которых, как отмечалось выше, у Индии было больше сотни, наряду с другими ударными самолетами ВВС Индии (Су-7 и «Хантер»), наносили удары с малых высот, в том числе ночью. Боевая нагрузка «Канберр» включала бомбы калибра до 1815 кг, оставшиеся от английских арсеналов периода второй мировой войны. Широко применялись и «Канберры»-разведчики. По утверждению пакистанских представителей, индийские «Канберры» и Су-7 во время ночных операций управлялись в Западном Пакистане по радиоканалу с. помощью самолета ДРЛО, предупреждавшего их о вылете пакистанских перехватчиков Дассо «Мираж»III, F-6 (МиГ-19) китайского производства, Норт Америкен F-86 «Сейбр» и Локхид F-104 «Старфайтер». В сообщениях по свежим следам событий говорилось, что это мог быть советский Ту-126 или модифицированная «Канберра». Подтверждения ни одной из этих гипотез автору в позднейших публикациях не встречалось.
Как заявляют представители Пакистана, в ходе 15-дневных военных действий с 3 по 17 декабря 1971 г. только на западном фронте было уничтожено шесть индийских «Канберр», причем четыре из них – огнем зенитной артиллерии и два – пакистанскими истребителями (F-104 и «Ми- раж»Ш), а всего, по данным Пакистана, сбито 10 «Канберр», что составляет почти 10% от общего заявленного Пакистаном числа (106) уничтоженных индийских самолетов и вертолетов. Индия вначале признала потерю только трех «Канберр» (двух на западном фронте – причем одной над Карачи – и одной на востоке) – это около 6% от общей численности (54 самолета и вертолета) понесенных ВВС Индии, по ее первоначальным данным, потерь. В дальнейшем Индия уточнила свои данные: индийские «Канберры» всего произвели 99 вылетов, было потеряно пять «Канберр», т.е. 7% от уточненных потерь ВВС (69 летательных аппаратов) или те же 6%, но от уточненного числа (83 летательных аппарата) общих индийских потерь, с учетом ВМС. Любопытно, что «Канберры» фактически использовались в этом конфликте и пакистанской стороной, только в американизированном варианте В-57, причем пакистанские потери были несколько выше (см. раздел по В-57).
ВВС Родезии, имевшие в 1959-1987 гг. на вооружении до 20 «Канберр», использовали их для борьбы с повстанцами, выступавшими против осужденного ООН режима белого меньшинства Я.Смита. Аналогичным образом применялись и самолеты ЮАР. Эскадрилья бомбардировщиков ВВС Австралии в 1967-1971 гг. была направлена в Южный Вьетнам, где они в течение четырех лет выполняли всепогодные операции по поддержке австралийских наземных сил, сбросив за это время почти 77 тыс.бомб и потеряв два самолета. В 1977 г. в период военных действий между Эфиопией и Сомали эфиопские вооруженные силы вели с помощью «Канберр» (наряду с самолетами Нортроп F-5) воздушную разведку. Разведывательные полеты эфиопских «Канберр» продолжались до декабря 1977 г., после чего их сменили более совершенные разведчики МиГ-21Р, пилотируемые кубинскими летчиками.
Экспорт вооружений всегда сопряжен с опасностью, что оружие собственной разработки может быть обращено против тебя же самого. История «Канберры» подтверждает этот риск. В англоаргентинском конфликте из-за Фолклендских (Мальвинских) островов в 1982 г. аргентинцы не преминули использовать свои самолеты (начиная с 1970 г. им было поставлено 10 бомбардировщиков В.Мк62 и два учебнотренировочных Т.Мк64) против англичан. Однако уже устаревшие машины успеха не имели, одна из них была сбита ракетой «Сайдуиндер» с истребителя «Си Харриер», еще одна – поражена корабельной зенитной ракетой.
Одна из малоизвестных глав истории «Канберры» связана с ее разведывательными полетами в 1950-е годы над территорией СССР. В этом «Канберра» (наряду с американскими самолетами Боинг RB-29, RB-50 и RB-47, Норт Америкен RB-45) стала продолжателем операций, начатых сразу после второй мировой войны поршневым английским разведчиком «Mockhto»PR.34 . Англичане использовали четыре «Канберры», входившие в состав эскадрильи радиотехнической разведки, базировавшейся в Уоттоне, но регулярно совершавшей полеты и с аэродромов других стран (Бодо и Андоя в Норвегии, Ларбрюк в ФРГ, Тегеран в Иране, Акротири на Кипре и т.д.). Особенно напряженным в то время был балтийский сектор. Именно через этот район вторгались в советское воздушное пространство разведчики «Канберра». Пользуясь отсутствием противодействующих им высотных средств ПВО, «Канберры» не раз пронизывали небо Прибалтики, Белоруссии, долетая даже до Подмосковья. Обычно полет совершался по профилю большая-малая-большая высота. На высоте порядка 11000 м над Балтийским морем, задолго до подхода к воздушному пространству СССР уточнялось местоположение самолета с помощью РЛС «Блю Шэдоу», а затем полет происходил в режиме радиомолчания с использованием для навигации лишь доплеровского измерителя скорости и сноса (который, впрочем, часто давал большую погрешность при спокойном море). Приближаясь с юга к острову Готланд, самолет снижался, чтобы у операторов советских РЛС создалось впечатление о намерении самолета совершить посадку в Швеции. Проскочив остров, летчик «Канберры» продолжал снижение до высоты 150 м и менее, «ныряя» ниже зоны обзора советских РЛС, и, пройдя еще некоторое время на север, поворачивал на восток, а затем брал курс на юг с набором высоты, направляясь к побережью СССР. Такая тактика была нацелена на то, чтобы раньше времени не «вспугнуть» советских операторов (которые могли выключить новейшие системы, представлявшие наибольший интерес для англичан) и получить полную картину советских радиолокационных средств ПВО по результатам анализа излучаемых ими сигналов.
США. КОНВЭР. В-36. Дальний стратегический бомбардировщик
Бомбардировщик В-36 на взлете
Изучавшие диалектику по К. Марксу, наверное, помнят одно из основных положений этого учения о взаимодействии форды и содержания: новое часто обтекается в консервативную старую форму, которая в конечном ;чете «сбрасывается» с возникновением новой формы, соответствуощей изменившемуся содержанию. Историки техники быстро взяли этот закон на вооружение, гем более, что примерам, его подтверждающим, «несть числа». В ах перечне первые автомобили, напоминающие по форме конные экипажи, пароходофрегаты, сочетавшие паровые двигатели с парусами, первые турбореактивные истребители, имевшие прямое крыло, и т.д. В этом ряду стоит и «мастодонт» В-36 – первый в мире бомбардировщик с межконтинентальной дальностью полета, ставший также последним бомбардировщиком с поршневыми двигателями. Созданный на пороге эры реактивной авиации и атомного оружия, по облику он принадлежит к поколению своих поршневых предшественников Боинг В-29 и «Ланкастер», но по глобальности поставленных задач, атомному вооружению, оснащенности дополнительными реактивными двигателями он претендовал на Важную роль в новом мире, сложившемся после второй мировой войны. Претензии эти в полной мере не осуществились. В-36 пробыл на вооружении ВВС США менее десяти лет и во второй половине 1950-х годов был сменен самолетом В-52, приведшим «форму в соответствие с содержанием».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бомбардировщики. Том I"
Книги похожие на "Бомбардировщики. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Ильин - Бомбардировщики. Том I"
Отзывы читателей о книге "Бомбардировщики. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.