Владимир Ильин - Бомбардировщики. Том I

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бомбардировщики. Том I"
Описание и краткое содержание "Бомбардировщики. Том I" читать бесплатно онлайн.
В книге содержится подробная информация о самолетах бомбардировочной авиации, созданных с конца 1940-х до 1990-х годов. Освещена история создания самолетов, дано описание конструкций, основных бортовых систем, вооружения. Содержатся сведения о боевом применении бомбардировщиков. Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга любителей авиации.
В-57С ВВС Пакистана
Пакистан использовал свои В-57 в обеих войнах с Индией. Наиболее интенсивным было их применение во время конфликта 1971 г. К тому времени у ВВС Пакистана осталась на вооружении одна эскадрилья с 16 самолетами В-57. Во второй половине дня 3 декабря 1971 г., когда открылись масштабные боевые действия, пакистанские ВВС нанесли удар по 12 аэродромам на западной границе Индии, однако, не добились большого успеха. Это связано с тем, что при усилении напряженности на западной границе Индии в сентябре-октябре, Индия предприняла меры по защите своей авиации против возможных атак. Были задействованы передовые и запасные аэродромы, а ПВО аэродромов постоянного базирования была усилена дополнительными установками зенитной артиллерии и зенитных ракет. В первом пакистанском воздушном ударе помимо В-57 участвовали самолеты Норт Америкен F-86 «Сейбр» и Дассо «Мираж»Ш. Наибольший ущерб был нанесен индийскому аэродрому в Амритсаре, где был выведен из строя участок ВПП длиной около 300 м и поврежден радиолокатор, однако все аэродромы продолжали действовать, а на земле был потерян лишь один легкий индийский самолет. В то же время, по индийским данным, было сбито четыре пакистанских самолета, из них один В-57 под Агрой. Большинство атак наземных целей производилось с малой высоты и, за исключением одного самолета, сбитого зенитной ракетой, все остальные машины были поражены огнем зенитных пушек L70 (40 мм) шведского производства.
В дальнейшем пакистанские В-57 продолжали совершать ночные налеты на индийские аэродромы, пытаясь вывести из строя прежде всего взлетно-посадочные полосы. По индийским данным, всего в ходе 15-дневных военных действий с 3 по 17 декабря 1971 г. было уничтожено 10 пакистанских В-57 (из них один под Карачи на аэродроме, остальные сбиты в воздухе), т.е. почти 11% от 94 заявленных Индией уничтоженных пакистанских самолетов. Пакистанцы признали потерю лишь 4-5 самолетов В-57, т.е. 15-19% от 26 потерянных ими, по собственным данным, самолетов.
Тайваньские RB-57D широко использовались для разведывательных полетов над территорией КНР. По некоторым данным, именно с RB-57D (а не с разведчиком Локхид U-2, как принято обычно считать) связано боевое крещение советского ЗРК С-75. Имеются свидетельства, что 7 октября 1959 г. один из тайваньских RB-57D был уничтожен в районе столицы Китая на высоте 20600 м тремя зенитными ракетами, стартовавшими с пусковых установок С-75 советского производства. Огонь вел китайский боевой расчет. Но в подготовке техники и личного состава, выполнявшего стрельбу, участвовали советские военные инженеры.
Так же, как и «Канберры», самолеты RB-57 участвовали в полетах для разведки ПВО прибалтийской зоны Советского Союза. В 1950-е годы для этого использовались несколько RB-57А, оснащенных, в основном, фотоаппаратурой. Лишь одна из машин была оборудована РЛС AN/APN-107 в носовом обтекателе и РЛС бокового обзора AN/APQ-56 в фюзеляжном обтекателе. В 1959-1964 гг. шесть RB-57D совершали полеты вдоль границ СССР в рамках операции «Бордертаун» (Bordertown – «пограничный город»).
США. НОРТ АМЕРИКЕН. ХВ-70 «ВАЛЬКИРИЯ». Экспериментальный самолет
Экспериментальная «трехмаховая» «Валькирия» долгое время была символом прогресса в авиации
Вначале 1950-х годов на вооружение стратегической авиации США поступили средние дозвуковые бомбардировщики Боинг В-47, начались испытания тяжелого дозвукового Боинг В-52. Развивая линию высотных бомбардировщиков в направлении перехода к сверхзвуку, американцы одновременно вплотную приступили к разработке самолета Конвэр В-58. Параллельно развернулись масштабные работы по межконтинентальным крылатым (Норт Америкен «Навахо» и Нортроп «Снарк») и баллистической (Конвэр «Атлас») ракетам, на которые возлагались огромные надежды вплоть до полной замены ими пилотируемых самолетов. Командование стратегической авиации не проявляло особого энтузиазма в отношении В-58, основанного на технологии реактивных самолетов первого поколения. Обладая ограниченными дальностью полета и боевой нагрузкой, он не мог претендовать на роль сверхзвукового эквавалента тяжелой «стратокрепости» В-52. А полноценный сверхзвуковой преемник В-52 считался необходимым, поскольку перспективность межконтинентальных ракет еще предстояло доказать и грядущее долголетие В-52 никто не мог предвидеть.
Отправной точкой работ по новому самолету стало предложение командующего стратегической авиацией ВВС США генерала K.JIeмея, который в конце 1954 г. поднял вопрос о создании нового бомбардировщика, обладающего дальностью без дозаправки в полете не менее 11000 км и «максимально возможной скоростью». Этот самолет, пригодный для эксплуатации с существующих аэродромов, должен был заменить В-52 и состоять на вооружении ВВС в 1965-1975 гг. В октябре 1954 г. было выпущено ТЗ к системе оружия WS-110A и объявлен конкурс предварительных проектов стратегического бомбардировщика с крейсерским числом М=0,9 и максимально возможной скоростью на максимальной высоте при проникновении в воздушное пространство потенциального противника на расстояние 1600…1850 км. Поставки нового самолета намечались с 1963 г. В июле 1955 г. шесть фирм представили предварительные проекты, а 11 ноября этого же года Боинг и Норт Америкен получили заказы на проработку своих эскизных проектов, которые были готовы в апреле следующего года.
Самой трудной проблемой при проектировании WS-110A было одновременное достижение высокой сверхзвуковой скорости и межконтинентальной дальности полета. Для этого требуется получить высокое сверхзвуковое аэродинамическое качество – задача, не решенная полностью и в наши дни. В 1950-х годах трудности усугублялись малой экономичностью имевшихся двигателей, недостаточной изученностью аэродинамики сверхзвуковых скоростей, отсутствием высокопроизводительных ЭВМ для проведения расчетов. В результате оба спроектированных самолета WS-110A имели небывало высокую размерность. Проектом фирмы Норт Америкен предусматривалось создание бомбардировщика массой 340 т с треугольным крылом, к которому крепились дополнительные консоли с расположенными посередине огромными топливными баками. В районе цели консоли с баками, в которых размещалось по 86 т топлива, должны были сбрасываться с последующим разгоном самолета до М=2,3. Фактически это было «звено» из трех аппаратов. Эксплуатировать его с существующих аэродромов не представлялось возможным.
Схема самолета ХВ-70А «Валькирия»
Старт'межконтинентальной крылатой ракеты Нортроп SM-62A «Снарк»
Схема ракеты «Снарк»
Оба представленных проекта были отклонены в октябре 1956 г. и после переработки вновь представлены через девять месяцев – к июлю 1957 г. Проектировщики учли требование ВВС уменьшить взлетную массу. Но, главное, они существенно изменили свои проекты под вновь поставленную задачу обеспечить полностью сверхзвуковой полет. Требовалась дальность до 9600 км с крейсерским числом М=2 и возможностью броска с М=3 в районе цели. ВВС, формулируя новое ТЗ, опирались на рекомендации ученых из NACA (аналог российского ЦАГИ), которые по словам Х.Драйдена, тогдашнего директора NACA, добились к тому времени крупных успехов в изучении аэродинамики, прочности и силовых установок сверхзвуковых самолетов. Был учтен и опыт проектирования фирмой Рипаблик «трехмахового» истребителя перехватчика XF-103, разработка которого была прекращена в том же 1957 г.
Для уменьшения потребного запаса топлива и размерности самолета фирмы Боинг и Норт Америкен решили перейти к борово- дородному топливу, предложенному как горючее еще в 1929 г. в Советском Союзе Ю.В. Кондратюком. Предпочтение отдали пентаборану, хотя исследовались также диборан и декаборан. Пентаборан имеет меньшую плотность, по сравнению с керосином, и, соответственно, занимает больший объем, но, отличаясь высокой теплотой сгорания («высокой калорийностью», как у нас говорили в то время), позволяет снизить массу топлива дальнего самолета. По проекту фирмы Норт Америкен при уменьшенной почти до 200 т взлетной массе крейсерское число М повысилось с дозвукового до 1,52, максимальное число М – до 3, дальность полета 9600 км достигалась на крейсерской высоте 15000 м.
Норт Америкен применила ряд компоновочных мер, направленных на повышение сверхзвукового аэродинамического совершенства. Первым шагом стал традиционный способ – установка цельноповорот- ного переднего оперения, играющего роль дестабилизатора и уменьшающего балансировочное сопротивление самолета на сверхзвуке. Но этого оказалось недостаточно и Норт Америкен пошла на риск, использовав новое оригинальное техническое решение. Идея, которая лежала в основе концепции полностью сверхзвукового бомбардировщика, состояла в повышении подъемной силы за счет сжатия воздушного потока. Она была предварительно апробирована в ходе экспериментальных исследований NACA в 1955-1956 гг., а в проекте Норт Америкен воплощена размещением двигателей в единой подкрыльевой гондоле с применением плоского воздухозаборника, имеющего выдвинутый вперед неподвижный клин. Создаваемая при этом на сверхзвуке система косых скачков уплотнения приводила к образованию области повышенного давления под крылом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бомбардировщики. Том I"
Книги похожие на "Бомбардировщики. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Ильин - Бомбардировщики. Том I"
Отзывы читателей о книге "Бомбардировщики. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.