Владимир Ильин - Бомбардировщики. Том I

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бомбардировщики. Том I"
Описание и краткое содержание "Бомбардировщики. Том I" читать бесплатно онлайн.
В книге содержится подробная информация о самолетах бомбардировочной авиации, созданных с конца 1940-х до 1990-х годов. Освещена история создания самолетов, дано описание конструкций, основных бортовых систем, вооружения. Содержатся сведения о боевом применении бомбардировщиков. Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга любителей авиации.
F-111G, модифицированный из FB-111A, перед дозаправкой топливом в полете
RF-111C на стоянке
Через год, 22 декабря 1969 г., последовал новый удар – выполняя горку на малой высоте для выхода из учебной атаки, один из F-111А, балка на котором уже была упрочнена, потерял целиком левую поворотную консоль крыла. Экипаж погиб. Причиной катастрофы оказалась большая раковина в проушине шарнирного крепления поворотной консоли к балке. Этот дефект не был обнаружен магнитным и ультразвуковым неразрушающим контролем. Вновь были предприняты дорогостоящие меры: каждый из 340 построенных или строившихся к тому времени самолетов еще раз прошел неразрушающий контроль и, кроме того, подвергся на стенде максимальным эксплуатационным нагрузкам (перегрузки +7,33 и -2,4 при стреловидности крыла 56°). При этом конструкцию двух самолетов пришлось упрочнить. Подобной операции не подвергался ранее ни один из американских самолетов и F-111 в этом отношении уникален.
EF-111А – один из основных американских самолетов подавления средств ПВО
Экспериментальный самолет TACT/F-111 со сверхкритическим крылом
Один из поучительных примеров, встретившихся в программе F-111, связан с эргономическими проблемами компоновки рабочего места летчика. При выборе направления перемещения ручки управления стреловидностью крыла столкнулись два мнения. Одни специалисты говорили, что летчик мысленно представляет себе форму крыла в плане и направление перемещения ручки должно совпадать с направлением движения консолей крыла – то есть при перемещении ручки вперед консоли отклоняются вперед. Другие считали, что эта ручка, как и рычаг управления двигателем, ассоциируется у летчика со скоростью полета, и ее перемещение вперед должно соответствовать росту скорости и, следовательно, отклонению консолей крыла назад.
Вначале возобладала вторая точка зрения. Но спор был решен катастрофой опытного самолета F-111А, происшедшей 19 января 1967 г. При заходе на посадку экипаж обратил внимание на чрезмерную скорость снижения самолета. Быстро выяснилось, что консоли крыла были установлены под углом 26°, тогда как рычаг управления двигателем занимает положение, соответствующее стреловидности 16°. Командир экипажа мгновенно отреагировал перемещением рукоятки управления стреловидностью крыла. Но, забыв в спешке установленное правило перемещения, вместо того, чтобы отклонить ручку назад, он рефлекторно толкнул ее вперед. Самолет просел и ударился о землю в момент, когда крыло имело уже угол стреловидности 50°. До ВПП самолет не долетел около 2 км, но экипаж сумел благополучно погасить скорость до полной остановки самолета (посадка осуществлялась на дно высохшего озера на авиабазе Эдварде). Второй летчик, целый и невредимый, быстро выпрыгнул из кабины, обежал нос самолета и попытался помочь вылезти находящемуся в шоке командиру. В этот момент возник пожар и второй летчик получил смертельные ожоги. Командиру удалось уцелеть. После этого была принята схема управления, при которой направление перемещения ручки совпадает с направлением движения консолей крыла.
EF-111A с выпущенным тормозным щитком
Истребитель-бомбардировщик Макдоннелл-Дуглас F-15E
Несмотря на создание усовершенствованных модификаций самолета, которое позволило частично решить технические проблемы, всего в 1964-1976 гг. было построено лишь 562 самолета F-111 в следующих вариантах:
F-111A – построено 159 самолетов в 1964-1969 гг., включая 17 опытных, один разведчик RF-111A и два YF-111A, построенные первоначально для Великобритании под обозначением F-111K и использовавшиеся ВВС США для НИОКР после аннулирования Великобританией заказа на 50 самолетов F-111К. Снят с вооружения.
F-111B – 7, включая 5 опытных и 2 серийных, в 1965- 1968 гг., F-111C – 24 в 1968- 1973 гг.
F-111D – первый полет первого серийного 15 мая 1970 г., поставлено 96 в июне 1970 г. – феврале 1973 г. Снят с вооружения в декабре 1992 г.).
F-111E – первый полет первого серийного 20 августа 1969 г., построено 94 в 1969-1971 гг.
F-111F – поставлено 106 в 1971 г. – ноябре 1976 г.
FB-111A – 76 в 1968- 1971 гг. Снят с вооружения.
Из этого числа тактическому авиационному командованию ВВС США было поставлено 455 самолетов в вариантах F-111A/D/E/F, имеющих идентичные геометрические характеристики и отличающихся составом БРЭО, конструкцией воздухозаборников и модификацией установленных двигателей. Например, второй серийный вариант – F-111Е – отличается от F-111A большими размерами воздухозаборников двигателей (в расчете на улучшенный двигатель TF30-P-100, который оказался готовым для установки только на F-111F). На варианте F-111D была установлена новая авионика (прицельно-навигационная система Мк.2, ИЛС). Как считалось, F-111D превосходил другие варианты F-111 и единственным среди них мог достаточно эффективно вести воздушный бой, но из-за недоведенности авионики возможности машины не были полностью реализованы, и с середины 1980-х годов он использовался в роли учебно-тренировочного самолета. Планы создания разведчика RF-111D не были осуществлены.
Один из недостатков первых вариантов двигателя TF30, используемого на F-111, состоял в малой тяге. Двигатель TF30-P-100, установленный на F-111F, значительно улучшил характеристики самолета: тяговооруженность машины увеличилась с 0,41 у F-111А до 0,50 у F-111F.
Бомбардировщики FB-111А (описание приводится отдельно) с крылом увеличенного размаха, более мощными двигателями и усиленным шасси поставлены стратегическому авиационному командованию ВВС США. В 1990 г. 29 оставшихся самолетов FB-111А были модифицированы в тактический вариант F-111G и переданы тактическому авиационному командованию. Однако они использовались в основном для тренировочных полетов и в середине 1993 г. были сняты с вооружения. Ударные самолеты F-111С, идентичные по размерам самолету FB-111А, были поставлены ВВС Австралии, которые планируют также закупить 15 самолетов F-111G, состоявших ранее на вооружении ВВС США. В результате парк австралийских F-111 сможет эксплуатироваться до 2020 г.
Заходящий на посадку F-111 демонстрирует мощную механизацию крыла
Механизация крыла работает и на взлете (F-111A без поворотных наплывов крыла)
В 1981-1985 гг. 42 самолета F-111A были модифицированы в самолеты РЭБ EF-111A «Рейвен». Один из F-111 был модифицирован вначале в экспериментальный TACT/F-111 (первый полет в ноябре 1973 г.), который имел сверхкритическое крыло и использовался для исследований по программе техники околозвукового самолета TACT (Transonic Aircraft Technology), а затем в экспериментальный AFTI/F-111 (первый полет 18 октября 1985 г., испытания завершены в марте 1989 г. после налета около 145 ч), который имел адаптивное крыло и использовался для исследований в рамках комплексной программы изучения техники перспективного истребителя AFTI (Advanced Fighter Technology Integration). Четыре австралийских F-111C модифицированы в разведчики RF-111С.
Общая стоимость НИОКР, испытаний и производства самолетов F-111 составила 7,9 млрд долл. Цена одного оборудованного F-111A – 8,2 (11,8 с учетом НИ- ОКР и модификаций) млн долл., F-111D 8,5 (12,8) млн долл., F-111F – 10,9 (13,7) млн долл., FB-111A – 12,5 млн долл.
Фонарь кабины F-111
Приборная доска в кабине EF-111A
F-111F после тренировочного полета. Хорошо видны стабилизатор и эжекторные сопла двигателей
Воздухозаборники F-111 расположены под корневыми частями крыла
К середине 1993 г. ВВС США свели все свои самолеты F-111E, F-111F и EF-111A «Рейвн» в одно 27-е «супер авиакрыло» в составе пяти эскадрилий самолетов F-111 на авиабазе Кэннон (шт.Нью-Мексико). Все остальные варианты самолета F-111 сняты с вооружения. Это авиакрыло – одно из десяти авиакрыльев восьмой воздушной армии в составе боевого авиационного командования. Штаб-квартира армии находится на авиабазе Барксдейл (шт.Луизиана). Задачи армии состоят в осуществлении устрашения неядерными и ядерными средствами. На ее вооружении находится большинство тяжелых бомбардировщиков США, а также все самолеты F-111. К началу 1994 г. на вооружении ВВС США остались около 150 самолетов F-111. В составе 27-го авиакрыла находятся (без учета резервов) 16 самолетов F-111Е (используются для тренировки), 64 F-111F (боевые самолеты) и 25 EF-111A (самолеты РЭБ).
С начала 1970-х годов самолет F-111 прошел несколько модификаций. Вариант F-111F – единственный F-111 с системой «Пейв Тэк». 82 самолета F-111F проходят дальнейшую модификацию по программе «Пейсер Страйк», которая началась в 1989 г. (первоначально планировалось также модернизировать по этой программе и самолеты F-111D, но в 1990г. от этого отказались). Первый модернизированный самолет F-111F поставлен в конце 1993 г., программа завершится в 1998 г. Авионика самолетов F-111F, модернизированных по программе «Пейсер Страйк», будет на 80% аналогична авионике самолетов F-111E и EF-111A, которые были модернизированы ранее по программе AMP. В 1996-2003 ф.гг. будет модернизировано оборудование самолетов EF-111A.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бомбардировщики. Том I"
Книги похожие на "Бомбардировщики. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Ильин - Бомбардировщики. Том I"
Отзывы читателей о книге "Бомбардировщики. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.