Александр Чернышев - Великие сражения русского парусного флота

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Великие сражения русского парусного флота"
Описание и краткое содержание "Великие сражения русского парусного флота" читать бесплатно онлайн.
Гангут и Чесма, Наварин и Синоп — эти громкие победы вписаны в историю русской воинской славы золотом. Приступив к созданию флота на столетия позже Европы — знаменитый петровский указ «Морским судам быть!» датирован лишь 1696 годом, — уже через четверть века Россия стала одной из ведущих морских держав. И главные наши триумфы, самые славные виктории русского флота пришлись на парусную эпоху.
Новая книга ведущего военного историка посвящена важнейшим сражениям XVIII–XIX вв., в которых русские моряки стяжали бессмертную славу, но многие из которых сегодня почти забыты, хотя по ожесточенности, накалу борьбы и вкладу в военное искусство не только не уступают, но даже превосходят знаменитые Гангут, Синоп и Чесму.
25 июля флот благополучно, не встретив противника, дошел до Гангута, где простоял две недели. От Гангута суда эскадры выходили в крейсерство, причем 2 августа были взяты 5 шведских транспортов и конвоировавший их бриг «Фалк». Между тем к шведам присоединились два английских корабля, и соединенный неприятельский флот решил выйти из шхер.
9 августа русский флот, наконец, двинулся к Юнгферзунду. Подойдя к нему на следующий день, обнаружили шведско-английскую эскадру из 13 линейных кораблей (в том числе 2 английских), 6 фрегатов, 2 бригов и катера. 3 дня русская эскадра лавировала у входа в шхеры. 13 августа, получив сигнал от форзейля о том, что шведы и англичане начали выходить из пролива, П.И. Ханыков, не считая возможным вступить с ними в бой в открытом море и вдали от своих гаваней, стал отходить к востоку, чтобы не быть отрезанным от своих портов. На рассвете 14 августа русский флот подходил к Балтийскому порту, при этом строй русской эскадры расстроился, его преследовали 13 линейных кораблей и 5 фрегатов. Вперед вырвались два английских корабля «Centaur» («Центавр») и «Implacabl» («Имплекабль»). Увидев, что задний корабль русской линии «Всеволод» (капитан 2-го ранга Д.В. Руднев), сильно увалившийся под ветер, отстал на 5 миль, они атаковали его, вступив в бой в 5 часов. П.И. Ханыков приказал трем кораблям идти на помощь, но они не исполнили сигнала флагмана. Тогда адмирал на «Благодати» сам пошел на выручку отставшего корабля, за ним повернули и другие суда. Англичане, не ожидавшие такого маневра русских, повернули к шведской эскадре.
Русская эскадра продолжала отходить к Балтийскому порту. Поврежденный «Всеволод» не мог держаться в строю и самостоятельно следовать за эскадрой, он шел в сопровождении фрегата «Полукс» (капитан-лейтенант П.Ф. Трескевич). На корабле «Северная Звезда» треснула фор-стеньга, и он также вышел из строя. Ввиду превосходства сил противника П.И. Ханыков ввел эскадру в Балтийский порт и встал на якорь. В это время «Всеволод» на буксире «Полукса» находился в 6 милях от входа в порт. В 11 часов буксир лопнул, «Всеволод» увалился под ветер и, не будучи в состоянии самостоятельно обогнуть мыс острова Малый Рог вынужден был стать на якорь.
П.И. Ханыков послал со всех кораблей шлюпки под защитой вооруженных баркасов для буксировки поврежденного корабля. Спуск шлюпок и их подход к месту стоянки «Всеволода» заняли около 3 часов, только в 16 часов началась его буксировка. Увидев бедственное положение «Всеволода», оба английских корабля стали спускаться к нему с наветра. Передний корабль «Centaur» («Центавр»), разогнав шлюпки картечью, атаковал «Всеволод», которого стало прижимать к береговым отмелям. Решив защищаться до последнего, капитан 2-го ранга Д.В. Руднев поставил корабль на мель. «Centaur», обойдя его с носу и свалившись вплотную, сам приткнулся к мели. Разгоревшийся бой длился около часа, причем несколько попыток англичан взять русский корабль на абордаж были отбиты экипажем «Всеволода» врукопашную. В наиболее напряженную минуту к месту боя подошел «Implacabl» («Имплекабль») и, зайдя с кормы, стал расстреливать «Всеволод» продольными залпами, решив этим судьбу столкновения.
Понеся громадные потери в личном составе, беспомощный «Всеволод» был захвачен англичанами, которые после тщетных попыток снять корабль с мели разграбили его и подожгли.
Корабль «Эмгейтен» (капитан 2-го ранга Ю.Ф. Лисянский — участник первой российской кругосветной экспедиции под руководством И.Ф. Крузенштерна, командир шлюпа «Нева») и некоторые фрегаты начали сниматься с якоря, чтобы идти на помощь, но маловетрие не дало им этого выполнить. Утром 15 августа горевший «Всеволод» взорвался.
Войдя в Балтийский порт, эскадра стала на шпринг вдоль берега, готовясь отразить атаку, но ветер дул из входа в гавань и не давал шведам возможности атаковать.
16 сентября, когда начались осенние шторма, а на судах заканчивался провиант, шведский флот снял блокаду Балтийского порта и ушел. 18 сентября морской министр П.В.Чичагов снял П.И. Ханыкова, заменив его капитан-командором Ф.Я. Ломеном.
Адмирал П.И. Ханыков, отданный под суд, признан был виновным «в недостаточно бдительном наблюдении за шведскими судами в Юнгферзунде, в допущении английским кораблям присоединиться к шведской эскадре, в непринятии сражения, поспешном уходе в Балтийский порт и в неподании помощи кораблю „Всеволод“». Адмиралтейств-коллегия, приписывая поступки адмирала «его оплошности, слабости в командовании, медленности и нерешительности», приговорила записать его на месяц в матросы.
На приговор коллегии о разжаловании адмирала состоялось повеление Александра I о предании забвению суда, производившегося над адмиралом Ханыковым, «во уважение прежней его службы».
Из трех командиров, не исполнивших сигнала идти на помощь «Всеволоду», один был оправдан, а двое приговорены к «лишению живота», что было заменено исключением из службы.
20 сентября флот, оставив 2 фрегата, ушел из Балтийского порта. Снимаясь с якоря, фрегат «Герой» стал на мель, при засвежевшем ветре не смог сняться и на следующий день был разбит. 30 сентября флот пришел на Кронштадтский рейд и до 4 октября вошел в гавань.
Этой же осенью флот потерял еще один фрегат и так же, как и «Героя», не в бою, а по навигационным причинам. Фрегат «Аргус» (капитан-лейтенант A.A. Чеглоков) по пути из Свеаборга в Ревель 22 октября налетел на банку Девельсей, не смог с нее сняться и к 25 октября был разбит волнами. Экипаж был спасен.
В начале зимы 1808 года, когда вся Финляндия была уже занята нашими войсками, для принуждения Швеции к миру решено было, пользуясь замерзанием Ботнического залива, перенести военные действия в самую Швецию. С этой целью из Або, Вазы и Улеаборга отправились три отряда; первый, генерала князя П.И. Багратиона, овладев Аландскими островами, захватил до 2000 пленных и много судов и, перейдя Аландский пролив в самом узком месте у крайнего острова Сингельшера, прибыл в местечко Гриссельгамн на шведском берегу. Второй, генерала М.Б. Барклая-де-Толли, со страшными трудностями перешел Кваркен и занял Умео. Третий, генерала П.А. Шувалова, пошел берегом к Торнео и заставил сдаться встреченный шведский 7-тысячный корпус. Таким образом военные действия были перенесены на территорию Швеции.
В 1809 г. русский корабельный флот предназначался только для защиты Кронштадта и С.-Петербурга от возможной атаки английского флота.
Бриг «Гонец»
Гребной флот 24 мая вышел из Або к Аландским островам для их обороны и угрозы Швеции. Капитан-лейтенант П.П. Мистров с 12 иолами и 2 плавбатареями перешел в Карпострему. Капитан 1-го ранга М.П. Селиванов с 40 канонерскими лодками перешел в Вазу для защиты фарватеров, ведущих к городу.
В начале июня из Кронштадта вышли бриг «Гонец», люггер «Ящерица», катера «Ястреб» и «Дрозд», сопровождая транспорты в Або. 9 июня для усиления флотилии в Або из Свеаборга вышли шлюпы «Свирь» и «Единорог». 15 июня из Кронштадта в Або отправились корвет «Помона», шлюпы «Лизета», «Волхов» и «Тизбе».
После открытия навигации продовольствие нашим войскам, находящимся в Швеции, доставлялось через Ботнический залив из Финляндии на купеческих судах, для охраны которых из Або отправлены были в пролив Кваркен 36-пушечный гребной фрегат «Богоявление Господне» (капитан-лейтенант Ф.Л. Мендель) и два брига. Но вскоре туда прибыл сильный отряд шведских судов.
23 июня фрегат «Богоявление Господне», выйдя из Вазы к шведским берегам и встретив два шведских 48-пушечных фрегата, повернул и стал отходить к Вазе. Воспользовавшись маловетрием, русский фрегат на веслах начал удаляться от противника. Но ветер засвежел и шведы нагнали «Богоявление» у входа в Вазаский пролив. В течение трех часов русский фрегат отбивался от противника. Один из шведских фрегатов подошел вплотную к его борту, но не смог нанести значительных повреждений. Другой шведский фрегат сел на мель. Командир «Богоявления» Ф.Л. Мендель сумел не только отбиться от преследователей, но и решил сам атаковать их, и лишь повреждения рангоута и такелажа не позволили выполнить задуманный маневр. С наступлением темноты фрегат стал на якорь, и экипаж приступил к устранению повреждений, чтобы с рассветом атаковать шведский фрегат. Но ночью тот помог сняться с мели второму фрегату, и они оба ушли.
Корабельный наш флот, весной 1809 года находившийся в Кронштадте, готовился к отражению нападения англичан, блокировавших все наши порты. Шведский флот в Финском заливе в 1809 г. не показывался.
Гребной фрегат «Богоявление Господне»
5 сентября 1809 г. в городе Фридрихсгаме был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Военные действия прекращались с момента подписания мира. Швеция уступала России Финляндию и Аландские острова. Граница между Россией и Швецией устанавливалась по рекам Муонио, Торнео, Ботническому заливу и Аландскому морю. Швеция обязывалась заключить мир с Данией и Францией и присоединялась к континентальной блокаде, запретив английским кораблям входить в шведские порты. Хотя английский флот тогда же оставил Балтийское море, но неприязненные отношения Англии с Россией завершились заключением трактата в городе Эребро.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великие сражения русского парусного флота"
Книги похожие на "Великие сражения русского парусного флота" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Чернышев - Великие сражения русского парусного флота"
Отзывы читателей о книге "Великие сражения русского парусного флота", комментарии и мнения людей о произведении.