» » » » Андрей Зайончковский - История русской армии. Том третий


Авторские права

Андрей Зайончковский - История русской армии. Том третий

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Зайончковский - История русской армии. Том третий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Полигон», год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Зайончковский - История русской армии. Том третий
Рейтинг:
Название:
История русской армии. Том третий
Издательство:
ООО «Издательство «Полигон»
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-89173-248-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История русской армии. Том третий"

Описание и краткое содержание "История русской армии. Том третий" читать бесплатно онлайн.



В этой книге наиболее полно и систематизированно рассматривается история русской армии от ее состояния накануне Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг. до Ахалтекинской экспедиции 1880–1881 гг., столкновения с Афганистаном в 1885 г., памирских походов 1891–1895 гг. и других малоосвещенных боевых операций российских войск. Показаны перемены в армии России после реформ 1860–1870 гг., роль армии в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Авторами описаний этих событий являются известные русские военные историки А. М. Зайончковский, Д. Н. Логофет, А. Д. Шеманский, К. И. Дружинин. В книге даны характеристики главных военачальников второй половины XIX в., руководивших боевыми действиями русских войск в войнах и походах этого периода.






Население западнее линии Рущук — Елена и в Добрудже состояло из православных болгар, а восточнее — из турок, татар и черкесов. Население (весьма редкое) Бабадага было смешанное: из всех народностей Балканского полуострова и русских раскольников и запорожцев. Болгары относились к нам как к своим освободителям, а мусульмане были настроены враждебно, но проявляли свою враждебность только в Восточной Болгарии, где благодаря близости сильных крепостей и большому количеству турецких войск они чувствовали возможность поддержки. Вражда среди населения значительно затрудняла действия наших войск: едва мы занимали какое-нибудь селение, болгары начинали притеснять и грабить мусульман; как только мы его оставляли и в него приходили турки, так начиналось обратное явление — грабеж и притеснение, а часто и кровавая расправа с болгарами. Нашей кавалерии постоянно приходилось отвлекать свои силы на охрану болгарского населения. Все это усложняло военные действия. При наступлении наших войск начиналось поголовное бегство мусульманского населения, при наступлении турок — болгарского.

Главное занятие жителей Западной Болгарии составляло земледелие; урожаи пшеницы, кукурузы и ячменя были настолько велики, что местных средств могло бы вполне хватить для обеспечения продовольствием армии в 300–400 тысяч человек, но мы до войны на это не рассчитывали, а во время ее либо не пользовались этими средствами, либо расхищали богатейшие запасы без всякой системы. Вообще болгарское население оказалось настолько зажиточным и живущим в таком достатке, что наши войска, наслышанные об ужасах и страданиях братьев-славян, были крайне удивлены тем, что русский крестьянин был гораздо менее обеспечен материально, чем болгарин.

Расквартирование войск встречало большие затруднения, особенно в предгорьях Балкан; только в больших городах и их окрестностях были обширные и хорошие постройки. Штаб главнокомандующего, например, весь поход до Балкан размещался в палатках и кибитках.

Пути сообщения были многочисленны, особенно в направлении от Дуная к Балканам, но грунтовые дороги делались во время ненастья непроходимыми, а шоссейных было мало и притом весьма непрочных. Вообще все пути для движения масс артиллерии и войсковых тяжестей были неудобны и, несмотря на постоянный их ремонт, оказывались все-таки неудовлетворительными.

Важнейшие шоссе Протяженность версты

Рущук — Разград — Осман-Базар — Котел…110

Рущук — Бела — Тырново и далее перевал

Елено-Твардицкий…130

Габрово-Шипкинский…140

Систово — Тырново и далее к Шипке…120

Никополь — Плевна — Ловча и далее

Троян…100

Орханиэ…125

Лом-Паланка — Берковац…65

Плевна — Бела…85

Осман-Базар — Тырново — Ловча — Яблоница…190

Кроме крепостей на Дунае, оборона Придунайской Болгарии была основана на существовании четырехугольника крепостей-лагерей:

Шумла…60

Варна(приморская)…100

Рущук…20

Оборона усиливалась на севере укреплениями Туртукая и на западе — временным укрепленным лагерем у Разграда.

Балканский хребет, протяженностью 560 верст при средней ширине 16–60 верст, преграждает все пути в Забалканье и представляет серьезное препятствие для наступления от Дуная к Константинополю. Северные склоны пологи и лесисты, а южные круты, скалисты и местами обрывисты. Отдельные вершины в средней части хребта достигают 7600 футов; вообще же средняя высота хребта в западной части (до р. Большой Искер) — от 1000 до 6399 футов, в средней части (до горного узла Сливно) — 4500 футов и в восточной части — около 2500 футов. Снег на высоте перевалов появляется в конце сентября, а тает в июне. Вообще Балканы суровы и непроходимы, но имеют много перевалов, из которых главнейшими в направлении с запада на восток являются следующие:

Берковацкий на шоссе Лом-Паланка — София;

Орханийский, или Арбо-Конакский, на шоссе Плевна — София; восточнее его имеется несколько вьючных горных троп;

Троянский на дороге Ловча — Карлово;

Розалитский, или Калоферский, на дороге Сельви — Калофер; Троянский и Калоферский перевалы лежат на высоте до 6000 футов;

Шипкинский, или Св. Николая, на главном пути из Рущука и Систова в Андрианополь, на шоссе, на высоте 3900 футов;

Травненский, Хаинкиойский и Твардицкий перевалы, пролегающие по весьма плохим колесным дорогам и выводящие к Адрианополю, так же как и Сливнинский перевал — на вьючной тропе;

Котельский на шоссе из Осман-Базара через Котел в г. Ямболь.

Все дороги, пролегавшие по этим перевалам, выходили у южной подошвы хребта на один продольный путь от Софии к Сливно и Бургасу.

До войны Балканский хребет считался вообще гораздо более непроходимым, чем оказался на самом деле, и в этом отношении ошибались не только мы, но и турки, которые считали некоторые перевалы совершенно недоступными для войск, а между тем мы провезли через них артиллерию. Переход через Балканы в зимнее время считался европейскими стратегами совершенно немыслимым, но выносливость русского солдата и железная воля и энергия таких русских полководцев, как Гурко и Скобелев, блистательно опровергли это ходячее мнение.

Что касается Забалканья, этот участок театра войны между Балканами, Черным, Мраморным и Эгейским морями ограничен с востока Родопскими горами, Рылодагом, Карадагом и Радомирскими горами; вообще он горист, за исключением Софийской котловины, р. Марицы и равнины, составляющей окрестности самого Константинополя.

Главный путь наступления к Константинополю шел по шоссе Белград — Константинополь, через Софию, Филиппополь и Адрианополь, длиной, считая от Цариброда, 560 верст; к Адрианополю же выходило шоссе от Рущука через Котел и Ямболь. Забалканье прорезывалось железной дорогой из Константинополя на Софию, доведенной до станции Белово, протяженностью 450 верст; от этой магистрали отходили ветви: от станции Тырново — Сейменли на Ямболь (90 верст) и от станции Демотики на Деде-Агач (100 верст).

Из обзора театра войны видно, что при условии господства турецкого флота на Черном море Россия могла наступать на Константинополь только через Румынию, которая и должна была явиться базой военных действий. Дальнейший путь наступления должен был пролегать западнее четыреугольника крепостей, и кратчайшими направлениями являлись: Рущук — Осман-Базар — Ямболь (170 верст) и Систово — Тырново — Шипка — Казанлык (130 верст); пути более западные, на Софию, были слишком кружными.

При таких условиях наше наступление получало следующие стратегические невыгоды: 1) весьма короткая база в Румынии, угрожаемая с правого фланга и тыла Австрией и с левого фланга Турцией; 2) длинная операционная, а затем и коммуникационная линия, требовавшая большого наряда войск для своей защиты; 3) необходимость подвоза запасов из России, что при длинной коммуникационной линии и неудовлетворительном состоянии путей сообщения в Румынии и Болгарии доставляло большие затруднения и могло замедлять ход операций.

В отношении того, насколько нам был известен театр войны, можно сказать, что хотя на этот раз мы располагали несравненно большими сведениями, чем в прошлые войны с Турцией, но все-таки, вследствие замкнутости турок как народа малокультурного и чуждавшегося европейцев, не только в нашем главном штабе, но и в австрийском не было достаточно точных и подробных карт и описаний Балканского полуострова. В результате этого нашей армии пришлось встретиться с большими затруднениями как при разного рода движениях и боевых действиях, так и при организации довольствия и дислокации войск.

Вооруженные силы противоборствующих сторон

Турецкие войска. Организация турецкой сухопутной армии по прусской ландверной системе, разрабатывавшейся с 1839 г., была установлена в 1869 г. с расчетом выполнения ее в полной мере к 1878 г. Полевые войска состояли из следующих категорий:

1) низам (полевые и местные войска: крепостная и береговая артиллерия, пехотные роты; всего 165 рот и один эскадрон) — по штатам 192 тысячи человек; 150 тысяч должны были состоять на службе и 60 тысяч в отпуску (ихтиат), призываемых в военное время; пехота служила четыре года, артиллерия и кавалерия — пять лет; срок службы вообще 6-летний; его заканчивали, числясь в отпуску;

2) редиф (резервные войска) — по штатам 192 тысячи человек; 1-й класс состоял из солдат низама, зачисляемых в него на три года, и всех лиц в возрасте 20–29 лет, освобожденных от службы в мирное время; 2-й класс состоял из тех же лиц, зачисляемых в редиф еще на три года; в мирное время содержались лишь очень слабые кадры, в военное формировались отдельные части войск всех родов оружия; запасы оружия и обмундирования были достаточные; к началу войны числилось 190 тысяч человек;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История русской армии. Том третий"

Книги похожие на "История русской армии. Том третий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Зайончковский

Андрей Зайончковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Зайончковский - История русской армии. Том третий"

Отзывы читателей о книге "История русской армии. Том третий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.