» » » » Владислав Горохов - Повседневная жизнь России под звон колоколов


Авторские права

Владислав Горохов - Повседневная жизнь России под звон колоколов

Здесь можно скачать бесплатно "Владислав Горохов - Повседневная жизнь России под звон колоколов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Молодая гвардия, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Горохов - Повседневная жизнь России под звон колоколов
Рейтинг:
Название:
Повседневная жизнь России под звон колоколов
Издательство:
Молодая гвардия
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-235-03066-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повседневная жизнь России под звон колоколов"

Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь России под звон колоколов" читать бесплатно онлайн.



Колокола и колокольчики для русского православного человека — не просто изделия из металла, это постоянные спутники жизни, от дня рождения до смертного часа.

Автор книги, используя различные исторические источники (летописные сведения, описи монастырей и церквей, описания несохранившихся колоколов, надписи и орнаменты на тулове и т. д.), прослеживает историю бытования колоколов на Руси (а она обильна и героическими, и драматическими фактами и легендами), знакомит с «биографиями» некоторых знаменитых русских колоколов. В поле зрения автора оказываются и иноземные их собратья, и «бытовые» колокольца. Ниточка истории колоколов протягивается в дохристианские времена — за пять веков до Рождества Христова. Читатель узнает об удивительных мастерах колокололитейного искусства, о чудо-звонарях, о талантливых зодчих, создавших непревзойденные по красоте «жилища» для благовестников — храмовые колокольни.






В петровские времена, с самого начала XVIII века, начало сказываться влияние западноевропейской архитектуры, и традиционные шатровые колокольни заменили на квадратные в плане. В них увеличивают ширину проемов и могут размещать уже два и даже больше колоколов. Самым известным примером квадратной многоярусной колокольни стала колокольня Троице-Сергиевой Лавры, возведенная в середине XVIII века.

Это прекрасное сооружение обладает одним недостатком — до сих пор существует проблема взаимосвязи звонарей, находящихся на разных уровнях, — они не видят и плохо слышат друг друга. В таких случаях выход может быть найден в размещении всех колоколов на одном ярусе, лучше всего верхнем, но это решается уже в каждом конкретном случае отдельно. В Лавре это невозможно из-за огромных размеров колоколов.

И все же в XIX веке зодчие возвращаются к хорошо зарекомендовавшим себя шатровым колокольням уже при возникновении новорусского стиля. Они лучше соответствуют облику новых храмов и отвечают духу времени.

Новые градостроительные идеи воплощались при строительстве Северной столицы, где возводились здания и прокладывались проспекты в совершенно других условиях — на ровном, открытом берегу широкой реки. И на просторах Невы взметнулись ввысь хорошо видимые и с моря, и с суши шпили петербургских храмов и колоколен, построенных в новом архитектурном стиле Петровской эпохи.

Самой высокой в Северной столице была колокольня собора Святых Апостолов Петра и Павла. Собор был заложен 30 мая 1714 года, в день рождения Петра Великого, и достроен при Анне Иоанновне в 1733 году. Он «имеет форму прямоугольного здания (30 саж. длины, 14 ширины), над которым возвышается купол и высочайшая колокольня, имеющая от фундамента до верха креста 53 сажени высоты. Пирамидальный шпиц колокольни, покрытый листами (на позолоту которых первоначально истрачено было 2814 червонцев), представляет замечательнейшее произведение новейшей архитектуры, исполненное известным военным инженером Журавским. Не менее замечательны были воздвигнутые для этой постройки леса, как бы повешенные на башне колокольни…

…На колокольне замечательны часы с курантами, пожалованные Елисаветой в 1759 г., взамен купленных Петром в Амстердаме за 45 т. р.» («Петербург весь на ладони». СПб., 1874).

Безусловно, собор и колокольня считаются одними из самых красивых архитектурных сооружений града Петра, но… в колокольне не учтена специфика создания сооружения для размещения колоколов. У нее очень серьезный недостаток. Звук колоколов плохо проходит через небольшие арки-окна и слабо слышен даже на прилегающей к собору площади.

А вот в Москве такие шпили не прижились. Историческая Москва жила устоявшимися древними народными традициями. Здесь совершенно другие градостроительные условия: нет широкого морского залива, таких проспектов, площадей и дворцово-парковых ансамблей. Москва — город с достаточно плотной застройкой. Город строили первоначально внутри стен Кремля, позже Китай-город обнесли стеной, затем Белый город и т. д. Москва (как и Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский и некоторые другие древние города) оставалась хранительницей древней русской архитектуры.

* * *

У каждой колокольни своя необычная история жизни. Вот только некоторые из них.

…В 1509 году великий князь Василий III принял под свое покровительство Иосифо-Волоцкий монастырь. В честь этого знаменательного события рядом с храмом (Успенским собором) была выстроена высокая восьмигранная колокольня с золоченой главой, напоминавшая огромную свечу, сверкающую над пологом леса и хорошо просматривавшуюся с водных просторов озера. На самом верху были установлены куранты. Во втором ярусе находилась поминальная «церковь на полатях», где хранилась икона Пресвятой Богородицы, полученная основателем монастыря преподобным Иосифом Волоцким в благословение от игумена Пафнутия. В нижнем ярусе хранилась монастырская казна. Обычай хранить казну в подклетьях звонниц или колоколен, как бы под защитой колоколов, пришел из самых древних времен. Чтобы спасти казну и имущество богатых прихожан от многочисленных пожаров, их тоже издревле хранили в подклетах каменных зданий. В те далекие времена эти здания в основном были церковными сооружениями.

В связи с постройкой нового Успенского собора (1688–1696) колокольня была надстроена до десяти ярусов. Ее строили «собственными силами» — «монастырские служебники Никита Дюженков со товарищи», и была она всего на пять метров ниже колокольни Ивана Великого.

…Расцвет Новодевичьего монастыря в Москве пришелся на время правления Софьи Алексеевны (1682–1689). После неудачной попытки полного захвата власти ее заточили в монастырь, насильно постригли в монахини, через пять лет она приняла схиму и умерла.

Еще во время регентства Софья полностью обустроила свою любимую обитель. Возвели трапезную с церковью Успения, надвратные Преображенскую и Покровскую церкви, на стенах появились зубцы — «ласточкины хвосты», а башни украсили резные ажурные «короны». Завершила весь комплекс органично вписанная шестиярусная колокольня высотой 72 метра, составленная из восьмериков. Два яруса (третий и пятый) были открытыми, и на них размещались колокола. Самый древний из них — малый зазвонный. Когда и где был отлит этот колокол — неизвестно. Архаичность его формы позволяет предположить более раннее его происхождение, нежели середина XVI века. Дата 1551 год, как и вся гравированная надпись на колоколе, указывает лишь на то, что в этом году при Иоанне Грозном на него был нанесен данный текст. Среди колоколов Новодевичьего монастыря были и подаренный князем А. Воротынским в 1628 году, и отлитый в 1626 году повелением царя Михаила Феодоровича, благословением патриарха Филарета, по обещанию великой государыни инокини Марфы Ивановны, матери царя и бывшей жены патриарха, для вклада в церковь Покрова Пресвятой Богородицы в дворцовое село Рубцово. Колокол являлся одним из пяти, составлявших целый набор, изготовленный единовременно. Был и колокол, отлитый в 1651 году при царе Алексее Михайловиче. Для новой колокольни при правительнице Софье самый известный колокольный мастер Федор Моторин отливает в 1684 году колокол весом 540 пудов.

…В начале XVII века акцентируется роль Кремля как центра управления Русским государством (это хорошо видно на плане «Кремленаград», выполненном в те годы). Из него убрали все, что не соответствовало его новому статусу. Там остались Царский двор, Патриарший двор, Казнохранилище, Арсенал и другие важнейшие государственные службы; два монастыря — Чудов и Вознесенский; подворья известных русских монастырей: Крутицкое, Кирилловское, Троицкое — и дворы известных русских родов Шереметевых, Мстиславских, Вельских, Годуновых.

В Россию зачастили иностранцы. Эрих Пальмквист, инженер-капитан артиллерии, в отчете о поездке в Москву сообщал королю Швеции Карлу XI: «Я сам в разных местах тайно наблюдал и рисовал, рискуя собой, а также получал за деньги некоторые сведения от русских подданных».

Подъем в 1674 году Большого Успенского колокола весом 8 тысяч пудов на главную колокольню Кремля остался замеченным на века благодаря «любознательности» шведского капитана. По рисунку можно судить, что использовалась прогрессивная и сегодня схема подъема при помощи установленных наверху воротов и целой системы противовесов, рычагов. Небольшие площадки висели на канатах, соединенных через блоки с механизмом подъема, и по мере их загружения значительно уменьшалось усилие, необходимое для подъема колокола. Колокол поднимали на высоту, когда можно было под него положить брус, и дальше все повторялось.

Колокольня Ивана Великого, собрав колокола с земель, признавших главенство Москвы, возвещала своим звоном о рождении государства Российского.

Корнелий де Брюин в 1702 году в своих «Записках» о Москве писал: «С высоты Ивановской колокольни открывается самый лучший вид на город со множеством каменных церквей, которыми он наполнен. Церковные и колокольные главы некоторых из них позолочены, что производит чрезвычайное впечатление, когда солнечные лучи падают на эти главы и играют на них…» В самом начале XVIII века при Петре I в древней столице начинают возводить монументальные общественные здания с башнями. Эти вертикали еще больше украсили веками сложившийся богатейший силуэт города. Самыми интересными и заметными были Меншикова башня (церковь Святого Архангела Гавриила), которая по высоте была почти равна колокольне Ивана Великого, и Сухарева башня с надстроенным шпилем. В башне размещались обсерватория и Навигационная школа. К сожалению, эти уникальные сооружения не сохранились до наших дней.

Еще в конце XVII века земли, начинавшиеся на месте современного Главпочтамта и уходящие на восток по берегам Чистых прудов, стали собственностью всесильного А. Д. Меншикова. По его указанию была разобрана прилегающая к задуманной усадьбе церковь Святого Архангела Михаила и на ее месте стали возводить башню-храм.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повседневная жизнь России под звон колоколов"

Книги похожие на "Повседневная жизнь России под звон колоколов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Горохов

Владислав Горохов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Горохов - Повседневная жизнь России под звон колоколов"

Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь России под звон колоколов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.