Сергей Охлябинин - Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн"
Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн" читать бесплатно онлайн.
Введите сюда краткую аннотацию
Цепь постов, кордонов и станиц
На защиту линии прибывали казаки из самых разных мест. С Дона — донские, с Волги — волгские (волжские), с Яика (позже Урала) — яицкие, с Хопpa — хоперские, из Малороссии — украинские. Причем селятся они здесь деловито и уверенно под треск ружейного огня горцев. Примечательно, что среди защитников линии встречаются и кабардинцы, и черкесы, и татары, частью крещеные. Однако начало укреплению линии было положено исконно русскими людьми.
Отдаленными предками терских казаков были казаки гребенские, что поселились на реке Сунже еще в конце XV столетия, и присоединившиеся к ним уже в следующем веке переселенцы с Дона.
Официальной датой основания Терского казачьего войска считается 1577 год, когда гребенцы успешно оборонялись от крымских татар в Терском городке (близ устья реки Сунжи). А появились здесь казаки несколько раньше. Произошло это, по одной из версий, следующим образом. Когда-то на Дону, в волости Червленый Яр, располагались казаки. Они оберегали землю от лихих набегов татар. А между делом, как это бывало в старину (при долгих и однообразных сидениях), хаживали на Волгу, на так называемое Синее море, — на вольный казачий промысел.
И вот однажды, когда московские наместники объявили, что будут переселять казаков в Суздальскую землю, где те окажутся в ведении Стрелецкого уряда, Червленый Яр приходит в негодование. Многие удалые головы, не задумываясь, покидают насиженные места. И вот, построив струги{91} и дождавшись, когда вскроются реки, разбитной казачий караван с песнями и громкой пальбой спускается Доном до знаменитой Царицынской переволоки. Затем перетягивается на Волгу. И уже отсюда Синим морем подбирается к устью Терека.
Жившие здесь татары очень дружелюбно приняли вновь прибывших. Но казаки почему-то не остались в этих местах, а, поднявшись еще выше, осели на свободных землях по правому берегу реки Сунжи, что возле крепости (а впоследствии и города) Грозный.
Здесь они ставят свои небольшие, компактные и прекрасно защищенные городки — Червленый, Шадринский, Кордюковский, Старогладковский и Новогладковский. Общее число переселенцев с женами и детьми составило около 4 тысяч человек. Гребенскими же этих казаков назвали просто по гористой местности.
Однако ко времени воцарения Петра Великого из-за постоянных стычек с татарами, а также ввиду сырого болотистого климата здешних земель от всего Терского казачества осталось не более тысячи воинов. И астраханский губернатор Петр Матвеевич Апраксин уговаривает казаков переселиться из-за Сунжи на левый берег Терека. Повыше Сунженского устья гребенцы ставят Червленый городок. Остальные же четыре крепости — вниз по Тереку, на расстоянии 80-ти верст. Так что, как уже упоминалось, начало XVIII столетия, а именно 1712 год, следует считать началом заселения Кавказской линии.
Гребенцы
Поскольку Терское казачье войско ведет свое старшинство от гребенцов, расскажем об их обычаях и облачении более подробно.
Примечательно, что хотя гребенцы и были исконно русскими людьми по духу и плоти, они, оказавшись в соседстве и первоначально дружеских отношениях с горскими народами, а в ряде случаев и в совместных (как, например, с кабардинцами) боевых схватках против татар, позаимствовали от них немало обычаев, пригодных в воинском быту. Причем именно кабардинцы были тогда на первых ролях на Кавказе. Им — и в облачении, и в поведении в бою — подражали черкесы, а также отсталые и сравнительно бедные чеченцы.
Так что же привлекало гребенцов в облачении кабардинцев? Одежда их состояла из верхнего зипуна{92} с открытой грудиной и бешмета{93}, искусно обшитого галунами. Особенную же элегантность, не говоря уже о военной целесообразности, придавали их костюму деревянные патронташи, или «хазыри» (газыри), оправленные в кость, а иногда и в серебро, смотря по достатку. Носили их поначалу на поясе. И уже только потом газыри перекочевывают на грудь.
Праздничная шапка была круглая, с узким меховым околышем и суконным верхом, также обшитым галунами. Будничная же, повседневная шапка — высокая, из черного бараньего меха.
Защитой от дождя и снега надежно служил «башлык»{94} (как правило, из верблюжьей шерсти). А «бурка»{95} была и вовсе универсальна. С успехом она заменяла верхоконному плащ, служила постелью, одеялом и даже шатром. Кроме того, бурка надежно прикрывала все снаряжение всадника и в то же время предохраняла воина от сабельных ударов. Если же при стремительном отступлении нужно было спрыгнуть на коне с кручи, бурку набрасывали на глаза коню.
Немало значило и особое горское седло, также унаследованное гребенцами от кабардинцев. «Седелечко черкасское» даже упоминается в старинных казачьих песнях как самая желанная и ценная добыча или подарок.
Богатые кабардинцы, горские князья нередко покрывали себя и доспехами московской работы. То были кольчуги, шишаки, стальные поручни и т. п. И хотя все это было не по карману простым казакам, но зато одежду и прочее снаряжение, равно как и выправку, и ухватки лихого наездничества они очень быстро переняли от рыцарей Кабарды.
В свою очередь гребенцы и сами становятся примером для подражания и зависти для других позднейших переселенцев Кавказской линии. И как черноморцы прославились своим пластунством, так в не меньшую славу вошли лихость и удаль линейцев, в частности гребенцов. Сюда, на Кавказ, начинают нередко наезжать и лучшие наездники — англичане и венгры — с одной лишь целью — взглянуть на мастерство и разудалость гребенцов.
Так чем же они славны? Проносятся с быстротой молнии. Летят со стремнин и переплывают бешеные потоки. Крадутся, как барсы, в глубоких ущельях или дремучих горных лесах. Исчезают в траве или под бугром, лежа неподвижно со своим боевым конем.
Оригинально и их жилье. Гребенцы ставят свои дома по-русски, прочно, окружая их единой общей оградой или городком с вышками. Но вот внутреннее убранство во многом сходно с кабардинским — конечно, с поправкой на православные обычаи. В одном углу висит на стене оружие, разнообразные доспехи. В другом — постель, на полочках — нарядно расставленная посуда. А на самом видном месте, в красном углу, как обычно, киот с образами. Если же находятся в гостях у казака кабардинцы или кумыки, образная пелена поднимается вверх, скрывая таким образом святыню.
Для поездок гребенцы стали употреблять вместо телеги двухколесную арбу. Причем приучились ездить на быках. Целиком перешел к казакам и легкий кабардинский плуг, и даже сам способ обработки земли, когда пашут мелко. Кроме занятий земледелием трудолюбивые гребенцы научились разводить виноград, шелковичных червей и так называемую марену, идущую на краску.
«Где виноградная лоза, — говорят на Тереке, — там и женская красота, там и мужская храбрость, и веселая беседушка за чапурой родительска вина». Гребенцы издавна сбывали свое вино в Терки. А марену продавали наезжавшим персидским купцам.
Были здесь и неплохие рыбные промыслы (в Тереке ловился даже лосось). Но так как на правом берегу испокон веков рыбачили кумыки и чеченцы, промысел не считался особенно доходным.
В домашнем быту гребенских и терских казаков все работы исполняла женщина. Иногда с придачей ей в помощь работника — ногайца или чеченца. Казак же знал только служебные наряды да походы, побежки: то на тревогу — подле своих городков, то на подмогу — к какому-нибудь кабардинскому князю, затевавшему усобицу.
Еще по душе были казаку ночные наезды «под ногайские табуны», а в иную пору и «молодецкие поиски» на Синее море. Тут уж терцы, как говорится, «задавали урок» — были в своей стихии и отводили душу.
В редкие времена затишья казаки ходили и «в гульбу». Но это были совсем даже не разудалые «молодецкие поиски», а рисковая и нелегкая охота. А поскольку эти вольные царевы слуги слыли меткими стрелками, им не составляло никакого труда принести с охоты терских фазанов, а также другую мелкую птицу. Но с особенным увлечением казаки ходили по наряду в кабардинские горы стрелять оленей и так называемых «штейнбоков», то есть горных козлов, которых затем специально доставляли к царскому столу.
Какие же заботы ожидали гребенца в те редкие времена, когда он оставался дома? В основном достаточно приятные. В так называемое «досужее» время казак вязал удочку, чистил ружье, лишний раз проверял холодное оружие.
А вот конем, как ни странно, занималась жена. Она седлала, подводила коня к мужу. А по возвращении из похода она же первая его встречала.
Причем обряд встречи был давно и четко отработан. Итак, казачка отвешивает поклон. Ведет коня по двору. Затем снимает седло. И, наконец, хозяйским оком оглядывает саквы. И горе тому верхоконному, чьи саквы окажутся пусты. Очевидно, именно этим можно объяснить некоторую прижимистость и скопидомство, наблюдавшиеся у казаков. Чтобы избежать нелицеприятных семейных сцен, казаку приходилось, иногда даже и себе вопреки, заполнять эти пресловутые саквы разным добром.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн"
Книги похожие на "Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Охлябинин - Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн"
Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн", комментарии и мнения людей о произведении.