Л. Науменко - Монизм как принцип диалектической логики
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Монизм как принцип диалектической логики"
Описание и краткое содержание "Монизм как принцип диалектической логики" читать бесплатно онлайн.
Л.К. Науменко
Монизм как принцип диалектической логики
Алма-Ата: Наука, 1968
Оглавление
Введение
Часть первая. Проблемы монистической философии
Глава I. Метафизическое и диалектическое понимание «конкретного»
1. Постановка вопроса: логика предмета и предмет логики
2. Миф
3. Логос
4. Философия, «космическая справедливость» и «натуральная логика»
Глава II. Противоречия монистической мысли. Теоретическая мысль и чувственный опыт
1. Абсолютная граница. Категориальные определения. Логика и теоретическое познание. Элеаты
2. Простейшая логическая модель – атомизм. Противоречия атомистического редукционизма. Демокрит
3. Философский редукционизм и методология науки
Глава III. Проблема сущности. Материя и форма
1. Вещь и сущность. Сущность и существование. Единство субстрата и многообразие сущностей. Платон
2. Научное понятие и «банальные реальности». Индивидуальный объект и универсальная сущность
3. Материя и форма. Аристотель
4. Форма как целостность. Интерпретация
Часть вторая. Проблемы монистической методологии
Глава I. Философия как методология. Критика методологического релятивизма
1. От монистической философии к специальным наукам
2. Принцип гомогенности. Объект науки и ее предмет
Глава II. Принцип монизма и проблема реальности в науке
1. Геометрия как физика. Геометрия как математика
2. Проблема реальности в математике
3. Принцип гомогенности и проблема имманентного метода в языкознании
4. Категория субстанции и противоречия в лингвистике
Глава III. Философия как гносеология. Критика гносеологического релятивизма и натурализма
1. Принцип «ненаблюдаемости». Внешнее и внутреннее. Объект и субъект
2. Структура действительности и динамика познания
3. Антиномия экстенсивного и интенсивного в познании
Часть третья. Диалектика как единство методологии, логики и гносеологии
Глава I. Метод науки
1. Краткие выводы и постановка вопроса
2. О методе «Капитала» Маркса
3. Метод «Капитала» и классическая философская традиция
Глава II. Предмет науки
1. Единство многообразного. Эмпирическое и теоретическое
2. Отношение содержания к форме вещи. Предмет науки как «практически истинная абстракция»
3. Единство формы и содержания. Категория сущности
Глава III. Единство предмета и метода
1. Категории – формы движения теоретической мысли. Понятие и его предмет
2. Совпадение логики, диалектики и теории познания
Заключение
Введение
Марксизм – цельное и стройное учение, последовательно развивающее из единого принципа все богатство своего содержания, включающего универсальные закономерности природы, общества и человеческого мышления. Методом, позволяющим охватить в едином воззрении столь обширные и столь своеобразные области познания и деятельности, является диалектика, представляющая собой «алгебру» современного материалистического монизма. Именно диалектика дала возможность довести здание материализма доверху, создать на его основе научную политическую экономию и научный коммунизм.
Монизм – не новая идея в философии, но только в марксистской философии эта идея доведена до практики научного познания, возведена в принцип его методологии и логики, диалектическая логика, впитавшая в себя лучшие достижения научной мысли, предусматривает применение принципа монизма не только в области идей философии, но и всякой другой науки. Логико-методологический аспект этого принципа и составляет тему настоящего исследования.
Положение о всеобщей связи и обусловленности вещей и процессов, о «связи всего со всем» – одно из основных в диалектике. Однако если его рассматривать вне связи с остальным содержанием этой науки, отвлекаясь от анализа конкретных условий универсального взаимодействия явлений, то оно останется абстрактной истиной, которой с успехом может быть противопоставлена столь же абстрактная, но прямо ей противоположная – «ничто ни с чем не связано». В самом деле, не только в научном исследовании, но и в повседневности мы воздерживаемся от попыток обнаружения взаимной связи и обусловленности явлений, заведомо отдаленных и внутренне не родственных друг другу, следуя известному предписанию народной мудрости, фиксирующему практический и логический опыт поколений: не увязывать бузину в огороде с дядькой в Киеве.
Разумеется, в известном, весьма отвлеченном смысле и пыльная буря в Ливии оказывается «связанной» с судьбой военной кампании, и насморк Наполеона – с исходом Бородинского сражения, и каприз фаворитки с судьбой целой нации, и бузина в огороде – с дядькой в Киеве... В истории науки нет недостатка в примерах такого рода рейдов праздного рассудка. Еще и по сей день находятся охотники рассматривать великие события эпохи через замочную скважину психологии обывателя[1].
Практика научного познания показывает, что далеко не всякие связи и взаимодействия между явлениями следует принимать во внимание. Успех научного поиска в значительной мере зависит от способности отвлечься от связей, внешних природе исследуемого явления, связей случайных, побочных, второстепенных, т.е. от «силы абстракции» (К. Маркс). Сравнение, сопоставление, взаимное увязывание фактов, явлений и процессов оказываются плодотворными лишь тогда, когда последние могут рассматриваться как внутренне однопорядковые объекты, как выражение некоего внутреннего единства. В противном случае «увязывание» событий будет не более плодотворным, чем попытка «установить возраст капитана шхуны на основе измерения высоты ее мачты».
Именно исследование реальной основы внутренней взаимосвязи явлений, их внутреннего единства и превращает всеобщую истину диалектики об универсальной взаимообусловленности явлений в истину конкретную. От этого она, однако, вовсе не перестает быть истиной всеобщей, универсальной. Не надо думать, что диалектика допускает взаимодействие лишь между непосредственно связанными явлениями и рассматривает взаимосвязь как осуществляющуюся лишь фрагментарно. Следует только помнить, что рассмотрение все более и более широкого круга взаимодействующих явлений всегда предполагает отыскание соответствующего специфического для них внутреннего единства, объединяющего их в некоторое логически однородное целое и обособляющего это целое от другого, более широкого круга явлений. Познание здесь движется вперед методом исчерпывания многообразия внутри единства соответствующего уровня, поднимаясь от менее широкого к более широкому уровню. В силу этого тезис об универсальной взаимной связи и обусловленности явлений содержит в себе диалектику прерывного и непрерывного. Непонимание этого может привести только к эклектике.
«Каково расстояние между звуком А и столом? Вопрос этот лишен смысла, – пишет К. Маркс. – Когда мы говорим о расстоянии между двумя вещами, мы говорим о различии их положения в пространстве... мы объединяем их в одну категорию как предметы, существующие в пространстве, и только после того как мы их объединили sub specie spatii [под углом зрения пространства. – Ред.], мы их различаем как различные точки пространства. Их принадлежность к пространству есть единое в них»[2].
Нетрудно видеть, что рассмотрение явлений в их внутреннем тождестве, единстве, предполагающем различия, есть принцип содержательной логики. В настоящей работе этот принцип, принцип монизма, рассматривается как одна из ведущих идей диалектической логики, имеющая общенаучное значение.
Каждая вещь, каждое событие, явление могут быть конкретно постигнуты во всей своей специфичности лишь в рамках особого, соответствующего им логического пространства, как различие внутри определенного единства, конкретную природу которого необходимо всякий раз содержательно исследовать. Задача теоретического познания поэтому состоит не в том чтобы носиться вкривь и вкось по безбрежному морю событий и фактов, а в том, чтобы отыскивать внутреннее единство этих фактов и в нем постигать их различие. Так, например, в обществе каждая его форма «имеет определенное производство, которое определяет место и влияние всех остальных и отношения которого определяют место и влияние всех остальных. Это – общее освещение, в котором утопают все остальные краски и которое модифицирует их в их особенностях. Это – особый эфир, который определяет удельный вес всякого существа, в нем находящегося»[3].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Монизм как принцип диалектической логики"
Книги похожие на "Монизм как принцип диалектической логики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Л. Науменко - Монизм как принцип диалектической логики"
Отзывы читателей о книге "Монизм как принцип диалектической логики", комментарии и мнения людей о произведении.