Руслан Иринархов - 1941. Пропущенный удар. Почему Красную Армию застали врасплох?

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "1941. Пропущенный удар. Почему Красную Армию застали врасплох?"
Описание и краткое содержание "1941. Пропущенный удар. Почему Красную Армию застали врасплох?" читать бесплатно онлайн.
Хотя о катастрофе 1941 года написаны целые библиотеки, тайна величайшей трагедии XX века не разгадана до сих пор. Почему Красная Армия так и не была приведена в боевую готовность, хотя все разведданные буквально кричали, что нападения следует ждать со дня надень? Почему руководство СССР игнорировало все предупреждения о надвигающейся войне? По чьей вине управление войсками было потеряно в первые же часы боевых действий, а Западный фронт разгромлен за считаные дни? Некоторые вопиющие факты просто не укладываются в голове. Так, вечером 21 июня, когда руководство Западного Особого военного округа находилось на концерте в Минске, к командующему подошел начальник разведотдела и доложил, что на границе очень неспокойно. «Этого не может быть, чепуха какая-то, разведка сообщает, что немецкие войска приведены в полную боевую готовность и даже начали обстрел отдельных участков нашей границы», — сказал своим соседям ген. Павлов и, приложив палец к губам, показал на сцену; никто и не подумал покинуть спектакль! Мало того, накануне войны поступил прямой запрет на рассредоточение авиации округа, а 21 июня — приказ на просушку топливных баков; войскам было запрещено открывать огонь даже по большим группам немецких самолетов, пересекающим границу; с пограничных застав изымалось (якобы «для осмотра») автоматическое оружие, а боекомплекты дотов, танков, самолетов приказано было сдать на склад! Что это — преступная некомпетентность, нераспорядительность, откровенный идиотизм? Или нечто большее?.. НОВАЯ КНИГА ведущего военного историка не только дает ответ на самые горькие вопросы, но и подробно, день за днем, восстанавливает ход первых сражений Великой Отечественной.
Для усиления прикрытия с воздуха в армии с момента объявления мобилизации предусматривалось дополнительно включить 2–5 зенитно-артиллерийских дивизионов. Вместе с активной огневой противовоздушной обороной были предусмотрены и другие мероприятия по защите войск от воздушного нападения. В проекте Полевого Устава ПУ-41 отмечалось: «Непрерывное наблюдение за воздухом, постоянная готовность огневых средств к отражению воздушного противника, расчленение, рассредоточение и маскировка, устройство укрытий должны быть обычными мероприятиями войск и тылов в любой обстановке».
И все же, несмотря на все имевшиеся недостатки, войска противовоздушной обороны при своевременном приведении в боевую готовность и получении приказа на открытие огня могли во взаимодействии с истребительной авиацией надежно прикрыть свои войска и объекты тыла от ударов противника с воздуха.
Одним из старейших родов войск Красной Армии являлись инженерные войска, в задачу которых входило: прокладка путей, строительство дорог и мостов, устройство искусственных заграждений всех видов, уничтожение заграждений противника, наведение переправ, минирование и разрушение военных объектов, строительство фортификационных сооружений, маскировка войск и объектов, оказание помощи народному хозяйству.
Инженерные войска состояли из армейских инженерных частей (входивших в состав общевойсковых армий) и войсковых инженерных частей и подразделений (входивших в состав корпусов и дивизий). В предвоенный период считалось, что для обеспечения боевых действий войска округов должны были иметь в своем составе следующие инженерные части и подразделения.
ИНЖЕНЕРНЫЕ ЧАСТИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ВХОДИВШИЕ В СОСТАВ ВОЕННЫХ ОКРУГОВ НА 22 ИЮНЯ 1941 г.
Наименование объединения, соединения Моторизованный инженерный батальон Отдельный инженерный батальон Понтонно-мостовой батальон Инженерно-строительный батальон Саперный батальон Маскировочная рота Гидротехническая рота Электротехническая рота Переправочный парк Н2П Отдельный легкопереправочный парк Военный округ 1 2 3 4 — 1 1 1 1 4 Армия 1 2 1 — — 1 1 — — 1 Стрелковый корпус — — — — 1 — — — — — Механизированный корпус 1 — — — — — — — — — Стрелковая дивизия — — — — 1 — — — — — Танковая дивизия — — 1 — — — — — — — Моторизованная дивизия — 1 — — — — — — — —К началу войны в составе корпусов и дивизий РККА насчитывалось 398 отдельных саперных, инженерных и понтонных батальонов[104], еще 18 инженерных и 16 понтонно-мостовых полков, два отдельных батальона (маскировочный и понтонно-мостовой) и две отдельные роты (гидротехническая и полевого водоснабжения) находились в непосредственном подчинении Генерального штаба. В составе инженерных войск находились и отдельные специальные подразделения (в ЗапОВО — четыре взвода), предназначенных для подрыва заранее заложенных фугасов на расстоянии воздействием радиоволны.
При проведении мобилизации в военных округах предполагалось дополнительно развернуть довольно большое количество отдельных рот (электротехнических, гидротехнических, полевого водоснабжения).
С апреля 1941 года инженерные войска Красной Армии стали переходить на полковую организационную структуру (общей численностью около 1000 человек), включавшую два инженерных и один технический батальоны, подразделения обеспечения и обслуживания. На вооружении инженерного полка находилось несколько электростанций, компрессоров, копров, грейдеров, бульдозеров, окопокопателей, лесопильных рам и станков, специальные грузовые автомашины и трактора.
В составе инженерных войск ЗапОВО насчитывалось три отдельных инженерных полка (10-й — Визна, 23-й — Гродно, 33-й — Брест), два отдельных понтонно-мостовых полка (34-й и 35-й) и четыре строительных батальона. Основные силы инженерных войск были сосредоточены на западной границе, где занимались строительством укрепленных районов, мостов, аэродромов, складов, узлов связи, прокладкой дорог. Работы было много. Сеть шоссейных и грунтовых дорог, проходящих по территории Западной Белоруссии, находилась в плохом состоянии и сильно затрудняла передвижение войск и боевой техники. Многие мосты не выдерживали веса новых танков и артиллерийских систем. Для ускорения оборонного строительства в округе было дополнительно сформировано 15 саперных рот, но и это не спасало положения.
К началу войны инженерные части округа еще находились в стадии переформирования и не были надлежащим образом обеспечены личным составом, инженерным и специальным имуществом, что сильно затрудняло оборонное строительство. Генерал армии Павлов в феврале 1941 года доложил в Москву о больших недостатках по подготовке к боевым действиям территории Западной Белоруссии, настаивая на принятии неотложных мер по их устранению. Командующий округом подчеркивал: «Считаю, что западный театр военных действий должен быть обязательно подготовлен в течение 1941 года, а поэтому растягивать строительство на несколько лет считаю совершенно невозможным»[105].
Но сил и средств у страны для одновременного проведения такого большого количества оборонительных мероприятий на всех границах, конечно, не было, решение этого вопроса было отложено на некоторое время, которое так и не наступило.
Из-за занятости большинства инженерных частей и саперных подразделений на оборонительном строительстве уровень их боевой подготовки был невысоким. Да и их отрыв от своих соединений привел к тому, что саперные и инженерные батальоны с началом войны вели боевые действия там, где она их застала. А нехватка в них среднего командного состава (до 40–60 %)[106] и слабая сколоченность подразделений приводили к неорганизованному сопротивлению начавшему наступление противнику и большой потере своего личного состава.
И все же, несмотря на все имевшиеся недостатки, состав и организация инженерных войск Красной Армии, в том числе и ЗапОВО, позволяли им справиться с возложенными на них задачами.
Хватало дел и у железнодорожных войск Западного военного округа, перед которыми была поставлена сложная задача — восстановить и в последующем перешить железные дороги западной части республики на союзную колею, восстановить последствия военных разрушений, развить железнодорожные узлы. И воины не подвели.
6-я железнодорожная бригада (командир — полковник ДА. Терюхов) строила дорогу Барановичи — Тимковичи, 9-я (командир — подполковник В.Е. Матишев) — Беловеж — Оранчицы, 17-я (командир — военинженер 1 ранга A.A. Орлов) — проводила работы на железнодорожных узлах. В результате их труда была увеличена пропускная способность дорог, началась реконструкция Минского, Барановичского и Белостокского железнодорожных узлов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "1941. Пропущенный удар. Почему Красную Армию застали врасплох?"
Книги похожие на "1941. Пропущенный удар. Почему Красную Армию застали врасплох?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Руслан Иринархов - 1941. Пропущенный удар. Почему Красную Армию застали врасплох?"
Отзывы читателей о книге "1941. Пропущенный удар. Почему Красную Армию застали врасплох?", комментарии и мнения людей о произведении.