Алексей Гудзь-Марков - Индоевропейцы Евразии и славяне

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Индоевропейцы Евразии и славяне"
Описание и краткое содержание "Индоевропейцы Евразии и славяне" читать бесплатно онлайн.
Сила славян, стойкость и мощь их языка, глубина культуры и срединное положение на континенте проистекают из восприятия славянством большинства крупнейших культурно-этических явлений, происходивших в Евразии в течение V тыс. до н. э. — II тыс. н. э. Славяне восприняли и поглотили не только множество переселений индоевропейских кочевников, шедших в Европу из степей Средней Азии, Южной Сибири, Урала, из низовьев Волги, Дона, Днепра. Славяне явились непосредственными преемниками великих археологических культур оседлого индоевропейского населения центра и востока Европы, в том числе на землях исторической Руси. Видимая податливость и уступчивость славян, их терпимость к иным культурам и народам есть плод тысячелетий, беспрестанной череды столкновений и побед славян над вторгавшимися в их среду завоевателями. Врождённая широта и певучесть славянской природы, её бесшабашность и подчас не знающая границ удаль — это также результат осознания славянами громадности своих земель, неисчерпаемости и неохватности богатств.
А.Б. повествует о том, что славяне владели и иными островами на Балтике: остров Фембра и остров Ране (Рюген) при устье реки Пены. На острове Ран располагался город Аркона (район современного мыса Аркона на острове Рюген), знаменитый святилищем Световида. О жителях острова А.Б. пишет:
«У славян балтийских закон — в делах общественных ничего не решать и не предпринимать без совета ран — так боятся последних за их тесную связь с богами…»
А.Б. говорит, что балтийские славяне составляли союзы: лютичей (хижане, черезпиняне, доленчане, ратари и др.) и ободритов (ободриты, вагры, полабцы, глиняне, варны). После 1066 г. (год смерти славянского князя Готшалка) был составлен единый союз славян, живших в междуречье Лабы и Одера, под главенством ран. Город Аркона был разорен датчанами в 1169 г.
Полабские славяне принимали непосредственное участие в борьбе западнославянского союза Само (633–662 гг.) с аварами и франками. Вслед за поражением, нанесенным славянами центра и севера Европы аварам, началась эпоха франко-славянского противостояния. Само нанес франкам ощутимое поражение при городе Домажлицы. Однако после смерти Само западнославянский союз распался, а вторжения германцев на земли славян продолжались.
Начало покорения германцами земель между реками Эльбой (Лабой), Залой, Одером и берегом Балтийского моря было положено Карлом Великим в 789 г. Покоренные загодя франками земли саксов открыли путь германцам к востоку от Эльбы. Полабские славяне были принуждены платить франкам дань, принять германских поселенцев, сдать свои укрепления и позволить германцам выстроить собственные. Карл Великий взял у славян заложников и принял присягу на верность. После смерти Карла Великого полабские славяне выгнали германцев со своих земель и находились под покровительством князя Великой Моравии Святополка (870–894 гг.). Однако с разгромом уграми Великой Моравии полабские славяне лишились могучего союзника в борьбе с германцами.
Средневековые хроники германцев описывают полабских славян как многочисленный, храбрый, выносливый народ, нередко проявлявший воинственность и даже свирепость.
Известно, что в X в. власть у полабских славян от князей перешла к народному вече, решавшему, помимо прочих, дела судебные и военные.
Слабыми местами полабских славян были их разобщенность и беспрестанная взаимная вражда. Несмотря на частые восстания и неоднократные изгнания германцев к западу от Эльбы, императоры Священной Римской империи вновь и вновь принуждали славян к покорности, отдавали их земли в ленное владение баронам, графам и монастырям.
При польском короле Болеславе Храбром (1002–1033 гг.) Лузация (историческая провинция полабских славян, расположенная к северу от Рудных гор и к западу от реки Нейсе) отошла под власть Польши. Несмотря на то что Болеслав Храбрый выстроил в Лузации крепости и привлек к управлению областью своих кастелянов, его преемник Мечислав II не смог отстоять Лузацию в борьбе с германцами. Император Конрад II отдал Лузацию во власть своим маркграфам (графы пограничных областей-марок). Восстания 1033, 1035, 1045 гг. не принесли полабским славянам независимости. А германцы всё гуще застраивали их земли новыми городами, церквями, монастырями и многочисленными усадьбами феодалов и колонистов-земледельцев. В XII в. стало окончательно ясно, что полабским славянам своих земель и независимости от германцев не отстоять.
Начался новый процесс, пришедший на смену захватам земель, процесс культурной и языковой ассимиляции германцами западных славян междуречья Эльбы и Одера.
Наиболее яркой в отстаивании славянского своеобразия провинцией полабских славян явилась Лузация. В 1373–1635 гг. Верхняя, нагорная, и Нижняя, равнинная, Лузация входила в состав Чешского королевства, что и явилось решающим фактором в выживании ее славянской природы. После потери Чехией независимости (1635 г.) Лузация подпала под власть курфюрста соседней с ней Саксонии Иоанна-Георга II и после его смерти была поделена между его сыновьями.
Сами себя лужичи называют сербами (сорбами). Некогда земли их простирались от реки Залы на западе до реки Бобра на востоке, на севере до широты Берлина и на юге до отрогов Лужицких и Рудных гор.
В Саксонии, лежащей к западу от земель лужичей, в 1861 г. славян (венедов) насчитывалось, по официальным данным, 54 000 человек. Славянских (венедских) деревень в 1880 г. в Саксонии оставалось четыре.
Германцы также называют виндами (венедами) славянское население Штирии, Каринтии и Крайны, областей на восточных склонах Альп (Австрия), славянское население которых в VIII–XIII вв. во многом разделило судьбу полабских славян, подпав под власть баварских герцогов.
Язык полабских славян у германцев, дабы отличить его от польского и чешского языков, получил название венедского, входящего в группу западнославянских языков.
К XV в. ассимиляция славян на балтийском побережье, между устьями Эльбы и Одера, германцами в целом была завершена. Однако ещё в 1751 г. в городе Люнебурге (север Восточной Германии) было проведено богослужение на славянском языке. Последние речи на славянском (венедском) языке на севере Германии умолкли на рубеже XVIII–XIX вв. Однако если на севере земель полабских славян от их языка ныне остались лишь многочисленные славянские топонимы, то на юге судьба венедского языка сложилась по-иному.
На рубеже XIX–XX вв. язык славян-лужичей сохранялся на юге Пруссии и части Саксонии. Наречие славян-лужичей делится на верхнелужицкое и нижнелужицкое. Число говоривших по-славянски в Лузации на рубеже XIX–XX вв. достигало 170 000 человек.
Обратим наконец наши взоры на земли восточных славян второй половины I тыс. н. э. События, происходившие на востоке Европы в этот период, явились прологом к истории Киевской Руси, оставившей нам богатейшее литературное и архитектурное наследие.
В начальной русской летописи содержится повествование об основателе исторического Киева — Кие — и о походе, предпринятом им на Царьград (Константинополь). Летопись говорит о том, что Кий был принят в столице империи с честью, и сам император одарил монаршей милостью славянского предводителя. На обратном пути Кий срубил городок Киевец на Дунае, однако местные жители не позволили вновь прибывшим поселенцам прочно обосноваться в их крае и Кий был вынужден возвратиться на Днепр.
Раскопки нижнего пласта раннего Киева подарили исследователям монету византийского императора Анастасия I, правление которого пришлось на 491–518 гг. Именно этим временем и принято датировать основание исторического Киева, будущей столицы великой восточнославянской державы — Киевской Руси. К рубежу V–VI вв. следует отнести и поход славянского князя Кия на Константинополь, где Кий «великую честь принял есть от цесаря», что вписывается в общий ход истории славян данной эпохи. Аварский каганат VI–VII вв. на Дунае не мог явиться решающим препятствием в продвижении славян на Балканы и в конце концов был буквально смят славянами и франками, оставив в летописях память о жестоких притеснениях и бесчинствах, чинимых обрами (аварами) над славянами.
Видимым свидетельством широчайшего расселения славян в центре и на востоке Европы в V–VII вв. явилась археологическая культура, условно делящаяся на северо-западную пражско-корчакскую и на юго-восточную пражско-пеньковскую группы.
Территория, занятая славянами в центре Европы, как отмечалось выше, охватывала верхнее и среднее течения Эльбы, Одера, Вислы, выходила к Дунаю в районе Вены и Будапешта и занимала значительные пространства в бассейнах притоков Среднего и Нижнего Дуная: реки Сава, Драва, Тиса, Прут. На Балканах в V–VII вв. славяне заняли громадные территории исторических Болгарии, Словении, Хорватии, Сербии, Боснии, Герцеговины и Македонии, включая значительное славянское расселение в самой Греции и в Малой Азии.
На востоке Европы культурой пражско-пеньковской группы в V–VII вв. были заняты земли в бассейне Нижнего Дуная, во всем бассейне Днестра, на Среднем и Нижнем Днепре и по его притокам, на Нижней и Средней Десне и в верховьях Северского Донца.
Славяне V–VII вв. являлись главным образом земледельцами и скотоводами и для поселений выбирали плодородные, богатые разнотравьем долины рек. Поселения славян формировали кусты, состоящие из расположенных в нескольких сотнях метров друг от друга селищ, число которых редко превышало четыре. Расстояние между соседними кустами селений в среднем не превышало 3–5 км. Однако число селений в иных кустах превышало десяток.
Основным типом жилища пражско-корчакской группы поселений были наземные срубные дома, с печью-каменкой или глиняной печью в центре или в углу помещения. Внешне печь имела прямоугольную форму, внутри располагалась полуовальная топка. В бассейнах Днепра и Днестра наряду с наземными срубами были нередки полуземлянки, имевшие в основании прямоугольный котлован глубиной от 0,2 до 1 м и площадью в среднем 3x4 м. Стены жилища складывались из бревен, иногда из плах и промазывались глиной.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Индоевропейцы Евразии и славяне"
Книги похожие на "Индоевропейцы Евразии и славяне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Гудзь-Марков - Индоевропейцы Евразии и славяне"
Отзывы читателей о книге "Индоевропейцы Евразии и славяне", комментарии и мнения людей о произведении.