Петр Савицкий - Континент Евразия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Континент Евразия"
Описание и краткое содержание "Континент Евразия" читать бесплатно онлайн.
Эта книга не просто исторический документ, но доктрина, утверждение, план, программа, глобальный проект евразийства, долгое время считавшегося реакционным течением русской мысли
П.Н.Савицкий (1895-1968) - историк, экономист, географ, философ. Система его взглядов строилась на убеждении, что материк "Европа-Азия", ни будучи ни Азией, ни Европой, представляет собой самостоятельный мир.
В книге собраны все наиболее важные, программные тексты по евразийскому мировоззрению, геополитике, философии государства и хозяйствования.
266
Вполне вероятно, что кочевой быт, в точном смысле этого слова (т. е. конно-кочевой уклад), представляет явление, возникшее позже оседлости. Тем самым отпадает представление о кочевом быте как об особой "стадии" в развитии человечества (и притом стадии более ранней, чем оседлость). Кочевой быт представляет не "стадию", но месторазвитие (см. ниже). В связи с этим нужно указать на необоснованность ходячих суждений о том, что кочевая культура принципиально "ниже" оседлой. В чисто научной сфере понятие "лестницы культур" надлежит заменить представлением о разных культурах (ср. брошюру кн. Н. С. Трубецкого "Европа и человечество". София, 1920).
267
См. очерк А.А. Спицына "Татарские курганы" в "Известиях Таврического Общества истории, археологии и этнографии". Симферополь, 1927.
268
В предлагаемом кратком обзоре автор сознательно оставил в стороне вопросы, касающиеся религиозных представлений кочевых народов. Даже постановка этих вопросов требовала бы такого овладения материалом, на которое не претендует автор этой статьи. По данному вопросу см. только что появившийся в свет в посмертном издании труд Н. П. Кондакова "Древности восточных кочевников и Южной России". О характере религиозного мировоззрения кочевников-туранцев см. работу кн. И. С. Трубецкого "О туранском элементе в русской культуре" ("Евразийский Временник", кн. IV. Берлин, 1925; перепечатана в сборнике "К проблеме русского самопознания. Париж, 1927).
269
Переходим здесь от более новых к более древним явлениям.
270
Ср., напр., у Паркера /Е. Н. Parker. A Thousand Years of the Tartars, 2 ed. London, 1924/рассказ о погребении взятого китайцами в плен турецкого хакана Ghert (634 г. после Р.X.).
271
А. А. Захаров. Раскопки акад. В. В. Радлова в 1865 г. в "Трудах Государственного Исторического музея". Вып. 1. Разряд археологический. Москва, 1926, стр. 81 и 99-100.
272
В восточной Евразии (иначе – "монгольском ядре") вероятно нахождение островных участков пустыни также к северу от этой линии.
273
Под горным обрамлением Евразии подразумеваем, в данном случае, иранские и тибетские нагорья (ср. брошюру "Россия – особый географический мир". Прага, 1927, стр. 47).
274
В качестве примера назовем также пески Адам-крылган (место, где погиб человек), к северу от Аму-Дарьи, т. е. в Кызыл-кумах.
275
В Новом Свете кочевая культура, в точном смысле слова, не могла создаться, ввиду того что до появления европейцев там не было лошади. Позднейший же быт в американских травянистых пространствах, и в частности быт "ковбоев", представляет, по-видимому, некоторый аналог конно-кочевому быту.
276
Наилучшее представление о современном распространении земледелия дает "Карта земледелия СССР" И. Ф. Макарова (под общей редакцией и с предисловием Н. И. Вавилова: издание Всесоюзного Института Прикладной Ботаники и Новых Культур. Ленинград, 1926).
277
Gero b. Merhardt, Bronzezeit om Jenissel. Wien, 1926, стр. 40 и сл.
278
К иранскому кругу причисляем также оседлые культуры Кавказа (западное Закавказье может быть отнесено к средиземноморскому кругу).
279
Ср. замечания В. В. Бартольда в его "Истории культурной жизни Туркестана" (Ленинград, 1927), стр. 2,6 и др.
280
Ср. статью П. М. Бицилли ""Восток" и "Запад" в истории Старого Света", сборник "На путях", 1922, стр. 321.
281
Назовем так страну "между бассейном Тарима на западе, Тянь-шанем на севере, Куэн-лунем и Нань-шанем на юге и Монголией на востоке".
282
О возможном значении этого северного или степного пути для шелковой торговли Н. П. Толль говорит в своем очерке "Заметки о китайском шелке на юге России" (Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый семинарием имени Н. П. Кондакова. Прага, 1927).
283
Топографии одинаково китайско-степного и черноморско-степного шва посвящено немало внимания: первой – в китайской, второй – в античной, русской и европейской литературе. Некоторые китайские описания области Великой Китайской стены насыщены поэтическим чувством. Видимо, область эта являлась для китайских авторов источником вдохновения, подобно тому как в первой половине XIX в. источником вдохновения для русских поэтов являлся Кавказ.
284
См. наш очерк "Континент – океан (Россия и мировой рынок)" в сборнике "Исход к Востоку". София, 1921. Очерк этот перепечатан в брошюре "Россия – особый географический мир". Прага, 1927.
285
С этим связан вопрос о значении кочевников в кавалерийском деле. В частности, также в европейской терминологии кавалерийского дела обнаруживается немало элементов, восходящих к кочевникам.
286
Ср. хотя бы замечания Г. В. Вернадского: "Начертание русской истории" (Прага, 1927), стр. II.
287
Когда китайский император (один из первых императоров Таньской династии) проявляет исключительное личное мужество, европейский исследователь (Е. Паркер) считает своим долгом отметить, что в жилах этого императора текла кочевничья (турецкая) кровь. Укажем, что одна из лучших воинских сил средневекового Средиземноморья, а именно мамлюкское войско Египта, составлялась из половцев-куманов, уроженцев южнорусских степей. Нужно заметить, что кочевой мир придавал большое значение личной (телесной) сноровке и выправке. В этом – одна из основ военного могущества кочевников. Можно думать, что личная сноровка и выправка кочевников способствовали возникновению "моды на все кочевническое", которая не раз охватывала периферические страны. Так и в современной американской, а отчасти и в европейской среде существует мода на "ковбоев", но это уже ослабленное подобие кочевого быта. Не нужно забывать, однако, что кочевники имели огромную военную традицию, самостоятельную, временами великую государственность и значительное искусство (см. ниже). Применительно к "ковбоям" обо всем этом едва ли возможно и говорить.
288
В. В. Бартольд. История культурной жизни Туркестана.
289
Во время гражданской войны 1919 г. эта линия снова получила значение под именем Акманайских позиций.
290
Гр. И. Толстой и Н. Кондаков: Русские древности в памятниках искусства, вып. 1. СПб., 1889, стр. 17.
291
О. F. van Mollendorf. Die grosse Mauer van China ("Zeitschrlft der Deutachen Morgenlandischen Gesellschaft", XXXV Band. Leipzig, 1881 ).
292
Ср. наши "Геополитические заметки по русской истории" в приложении к книге Г. В. Вернадского "Начертание русской истории" (Прага, 1927), стр. 253.
293
Здесь и в настоящее время простирается т. наз. Та-лу ("большая дорога"), усаженная китайскими деревнями. См. Г. Н. Потанин: Тангутско-тибетская окраина Китая и центральная Монголия. СПб., 1895 и сл.
294
Маршруты Н. М. Пржевальского, "Труды Главного Ботанического Сада", т. XXXIV", вып. 1, под редакцией Б. А. Федченко. Петроград, 1920.
295
Здесь и в последующем, подобно Н. П. Толлю, исходим из подразделения евразийских степей на: восточно-евразийские, от Большого Хингана до Алтая; срединно-евразийские, от Алтая до Волги (или Дона): западно-евразийские – к западу от долгот волжско-донской перемычки (ср. "Географические особенности России", ч. 1, стр. 44).
296
Подразумеваем дохинганские степи "монгольского ядра”.
297
См., напр., нашу статью "Степь и оседлость" в сборнике "На путях". Берлин, 1922.
298
Название Китая (в русской терминологии) происходит от имени манчжурского племени, около двух веков (X-XII вв.) владевшего Северным Китаем. Чтобы не смешивать это племя с собственно китайским историческим миром, было бы правильнее этот народ называть катаями (cathayans).
299
М. И. Ростовцев. Сарматские и индоскифские древности; особенно стр. 251-252 (сборник статей, посвященных памяти Н. П. Кондакова. Прага, 1926).
300
По некоторым предположениям, киммерийцы – фракийское племя (Iranians and Greeks in south Russia by М. Bostovtzeff. Oxford, 1922, p. 18), проникшее в причерноморские степи с запада. Этому проникновению отвечает упоминаемое Н. П. Толлем влияние в причерноморских степях "самостоятельной бронзовой культуры Венгрии, доходившее до Днепра" (стр. 5).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Континент Евразия"
Книги похожие на "Континент Евразия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Петр Савицкий - Континент Евразия"
Отзывы читателей о книге "Континент Евразия", комментарии и мнения людей о произведении.