Луи-Фердинанд Селин - Феерия для другого раза II (Норманс)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Феерия для другого раза II (Норманс)"
Описание и краткое содержание "Феерия для другого раза II (Норманс)" читать бесплатно онлайн.
Большой интерес для почитателей Л.-Ф. Селина (1894–1961) – классика французской литературы, одного из самых эксцентричных писателей XX века – представляет первое издание на русском языке романов «Феерия для другого раза…» и «Бойня».
Главные действующие лица «Феерии…», как и знаменитой трилогии «Из замка в замок», «Север», «Ригодон», – сам Селин, его жена Лили-Арлетт и кот Вебер. А еще Париж, в апреле 1944 г. подвергшийся бомбардировкам американских и английских ВВС. Обезумевшие соседи, вороватые консьержки, беженцы, одичавшие животные – огромная и скорбная процессия живых и мертвых проходит перед Селином. Он – зритель Конца Света, хроникер трагических событий, оказавшийся в нужном месте в нужный час. А впереди – бегство, новые испытания…
Я вам рассказываю по порядку, как все происходило час за часом… жуткие зигзаги!.. я постараюсь, вы тоже, я продолжаю… вы не поможете мне? черт! Я отказываюсь! описывать Армаду! тарабум! вы ничего не узнаете, и все тут!.. вы прошли жару, вспышки, тумаки, свечи, рухнувший потолок, отлетающие паркетины… качающиеся стены!.. я приветствую вас!.. вы были в Орденер… даже в Маркаде… на свою голову!.. спокойно! больше не надо возражать! допустим, добрались до метро… где своды наверняка не выдержали!.. и что? хотите на мельницу к Жюлю?… вы бы выдержали?… нет!.. на четвереньках вместе с нами! под столом! и не выше!.. карабкаемся в коридор! там вам будет лучше… лучше… воздух вибрирует… а? естественно!.. вы скажете: «Готово! он превращается в свинью!.. в блин?… во что?» брранг!… с другой стороны! завалило навзничь! и другим боком! резко! плашмя! мордой в стенку!.. это не стена, это воздух сгустился и отвердел от сумасшедшего давления! очень твердый! как камень!.. а вот прямо сейчас разлетелась на куски наша входная дверь! наша стальная дверь, представляете! бух! бу-бух!.. дверь нашего дома!.. морщится! корежится!.. разлетается на тысячи кристалликов! как будто стеклянная! стеклянная! от сотрясения! она разбрызгивается! от шрапнели, залившей нашу улицу! перед нами! на тротуаре!.. к вспышки! осколки, что прошьют вам голову навылет!.. голову, глаза!.. сетчатку!..
– Лили, ты не ранена? не ранена? – окликаю я ее…
К слову… я немного отвлекусь… в моменты затишья или в кажущиеся моменты затишья, когда мнится, что все закончилось, я допускаю… да нет, врать не буду… я думаю о себе!.. прежде всего я думаю о себе!.. потом о Лили… потом о Бебере… если говорить о высоких чувствах, нравственной чистоте и героизме, я, в первую очередь, должен бы думать о Лили, затем о Бебере и только потом о себе, вот тогда бы это говорило о моем духовном совершенстве!.. чертово человечество стало бы лучше, если бы… а я ведь ни черта не значу, вот когда я сам буду считать себя чем-то большим, чем просто жалким ссыкуном, дряблым членом, вот тогда можно говорить о свершении!.. и вовсе не важно, педераст вы или нет, когда вы получаете Нобелевскую премию*[122] за то, что воспринимаете «все как есть»… или, например, вы плюете на «Сезоба», и тогда тоже можно сказать, что вопрос «быть – не быть» для вас главный! не быть больше господином «Я – прежде всего»! покончить с Эгоизмом! ты растворился во Всех и во Всем!.. обезглавят меня прямо на подоконнике или, на худой конец, на лестнице!.. если бы бросил вызов Мюрбату, сказал бы ему: «Убей меня, сволочь!..», или дополз бы до огромной железной двери, и пусть она свалится на меня сверху! все бы сразу закончилось!.. и никто бы больше меня не преследовал, не ненавидел… мучительно долго, бесконечно… и свора шпиков не сидела бы у меня на хвосте!.. и не гнали бы меня прямиком на Пер-Лашез… или на Баньоле?…*[123] или еще дальше?
– А, подлец! он льет нам воду в рот!
– Вода? вода?…
– Он перестал!..
– Но вы мне совсем не помогаете! вы заставляете меня скрипеть зубами от злости!.. под грудой тел! Господи Боже, где я? под соседями? под мебелью?… вы же меня не вытягиваете!.. и даже не пытаетесь! ни одного ба-баха!.. я все-все должен делать в одиночку! циклоны!.. фосфор!.. шаманские пляски Жюля!.. фантасмагория жестов… я бы его гондолу порубил топором!.. вы унижаете хроникера… сговор!.. сговор! все, больше ни слова! и вот! больше нет никакой Истории!.. Ах, вздохи! и никакой тебе брехни макизаров!.. нравоучений полицейских!.. застывших от страха в метро!.. о, мадам Клео, Музогра, мол, тем хуже! освободим место монголам!.. эти не постесняются! они засунут в жопу все ваши обычаи, потопы, базары, и через три-четыре сотни лет… следуйте за гидом! туристы, прибывшие с Марса, примут площадь Трокадеро за кладбище, Обелиск за атомицированную Эйфелеву башню!.. Термы Цезаря за вокзал… так вам и надо!.. так и надо! вы тоже к этому причастны! где вы будете лежать через триста лет?… где мне искать вас?… г-н Ренан горько рыдал над руинами Пантеона, а вы будете рыдать над нашими!.. пусть она провалится в ад, наша эпоха! со всем ее величием!.. бессмысленное скопище уродов!.. и стальные двери!.. и президенты, генералы, дочки-матери, кузины, титаны велогонок,*[124] комиссары, торговцы, архиепископы, буки,*[125] фотографы, к черту! всех! все! в сточную канаву! на самое дно! еще ниже! в катакомбы!
Ах, воспоминания! если вам все равно! вы совсем не помогаете мне вспоминать!.. я же забуду! тем хуже! вы боитесь быть скомпрометированным? вы не правы!.. все-таки три, четыре века, это уже что-то! У меня есть друзья, старые боевые товарищи, я говорю им: поосторожней с вашими дорогами воспоминаниями!.. о, а они мне отвечают, что дерево не помнит весны, осенних гроз, просто листья распускаются и опадают, и все!.. все!.. птицы улетели, дерево молчит!.. а вы, Фердинанд, вы лишились зубов и волос, у вас нет больше причины болтать!.. с вас опала листва!.. тишина!.. это зима, дружочек! это зима!..
– Но свои воспоминания я продаю в печатном виде! тупицы! это чтобы прокормить себя и своих животных! а я так любил анонимность…
– Ну тогда вам должно быть просто стыдно! – возмущаются они.
– А они сами, их ренты? Не стыдно? пенсии, страховки и тэдэ?
Материалистический монстр поворачивается только для того, чтобы посмотреть, как другие живут… Простофили! В головах пусто, все в карманах!
– Оставьте нас в покое со своими упреками! Расскажите нам об этом крушении!
– Вы правы, дорогой читатель! покупатель! я вам все расскажу прямо на месте событий! все в точности!
Это не только из-за бомб, шаманских махинаций Жюля, это и из-за вдребезги разбитой двери, замечательно!.. свершилось! больше нельзя тешить себя тем, что ошибки можно исправить… Всемилостивейший Господь переворачивает нашу страницу!..
– История! история! слушайте! он переворачивает страницу! больше нет нашего Господа!..
Богохульство! Богохульство!..
Ба-бах!..
– Тем хуже! тем хуже! вы не участвуете в диалоге! я один разливаюсь соловьем! так закончилась Эпоха?… я уверен, есть и другие! удар в окованную железом дверь! подъезда!.. я сказал себе: «Фердинанд, это конец!..» экстраординарное литье, раритет… такого или хоть мало-мальски похожего нет на всем проспекте!.. животрепещущий вопрос: «конец ли искусству», эмалям, витым узорам… одни только медные штыри стоили целое состояние!.. а дверные ручки! даже в зданиях того же периода, когда архитекторы не считались с затратами, когда делали «серьезно или ничего!»… нет ни одного такого портала!.. знаете! я видел такой только в парке Монсо?… и еще!.. проспект де Вилье… или Виктор Гюго?… возможно?… такие же монументальные двери?… украшенные резьбой, медью, эмалью, розетками, ирисами, ландышами, акантами!.. вы это учитываете?… *[126] как вот, я видел, как все это плавилось, скрючивалось, разваливалось, видел, как куски железа летали под потолком, оторванные шрапнелью!.. осколки витражей!.. такого уже не сделают!.. а как же ответственность времени перед грядущим!
Наш подъезд зияет провалом, словно разверстый в немом крике рот, наш дом накренился, скрючился, все искусство взлетело в Небо! Великие произведения искусства в Небе!.. цветочные клумбы, лепестки роз, хрустальные подвески, простите! и море звезд!.. маленьких, игривых, мерцающих во мраке небесных светильников! от Дранси, от южных холмов, до Сен-Дени… от горизонта к горизонту! продырявленное, изрешеченное пулями Небо никогда бы не выстояло в одиночку! одиночество! поверьте! оно бы обрушилось, как эта дверь! и ничего бы не осталось! это шрапнель удерживает небеса, гвозди шрапнели приколотили небесный свод к тверди, к зениту!.. Ах!
Конечно же, те, кто прятался в метро, ничего не видели!.. шутка ли! Крысята! но они, поверьте, станут опровергать все! предъявлять претензии!.. мол, ничего не подпрыгивало!.. не разлеталось на куски! и не стиралось в порошок! что небосвод был спокоен, а я все выдумал! хризантемы, герберы, розы! никаких «прибивающих небо» шрапнелей, одно розовое масло! и во всем повинна моя ненормальная башка! мошенник! Ах, но я повторяю и утверждаю! Шрапнель и огненные кружева от одного горизонта к другому! и целые россыпи огненных червячков… и порхающие фиолетовые светлячки… ах!.. от Марны на востоке до Сюрен… небо феерии!.. столкновения «крепостей»… слякота от дождя их бомб! расцветающих взрывов!.. воронки в облаках! над Буа!.. готово! Дамы и господа!.. Булонь! мелиниты!.. ответные удары еще громче!.. свирепее!.. вся округа… все холмы!.. Ангьен разрушен полностью!.. траектории до Масси… Жуанвиля… Замок Винсенн, обугленный, черный на фоне пожаров!..
Как все немного les gateaux, я не нахожу войну приятной, очаровательной, как светская болтовня!.. точно так же не очаровывают меня эти пирогении… озверелые, точно! опасные!.. но они напомнили мне о прошлом… красочные «цветочные» битвы перед войной… не последней, какой-то липовой мини-войной!.. а настоящей! 14-го! авеню дю Буа! офицеры! лошади! чистокровные, нетерпеливые! а какие ландо! какие дамы! гирлянды из гвоздик! лилий! роз! на следующий день после празднества улицы были устланы ковром из цветочных лепестков толщиной в метр! от Этуаль до ворот Дофин! вы восхищаетесь: богатый народ!.. офицеры, хорошенькие женщины, цветы!.. настоящие розы, настоящие азалии, нарциссы…*[127] и все посетительницы Пассажа… наши клиентки… Мама узнавала свой гипюр, свои вуалетки, тюль, «шарлотки»… ее узоры «ручной работы»… невероятно тонкие кружева… паутинка… кто теперь это ценит?… сегодняшние «вечно спешащие» не увлекаются кружевами!.. другое дело пикник на скорую руку!.. вечно бегущие создания, существа с мотором! торопливые! пф! пф!.. там резко затормозит! здесь! гонки среди деревьев!.. в небесах!.. в подвалах!.. везде!.. ничего больше не чувствовать… ничего больше не видеть… вопить… бежать куда-то и как можно дальше… куда глаза глядят… от смерти… вот так эти трупики бегут, спасаются… черт их подери!.. они не останавливаются, и пф! пф! пф!..
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Феерия для другого раза II (Норманс)"
Книги похожие на "Феерия для другого раза II (Норманс)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Луи-Фердинанд Селин - Феерия для другого раза II (Норманс)"
Отзывы читателей о книге "Феерия для другого раза II (Норманс)", комментарии и мнения людей о произведении.