Валерий Бакшин - Основы журналистики
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы журналистики"
Описание и краткое содержание "Основы журналистики" читать бесплатно онлайн.
В пособии даны основные понятия о журналистике как о предмете учебного курса. Содержатся краткие сведения по истории журналистики, рассказывается о ее функциях, принципах, роли в обществе, свободе печати, эффективности и действенности, системе средств массовой информации и др.
Для студентов факультетов журналистики.
Валерий Бакшин
Основы журналистики
Учебное пособие
От автора
«Основы журналистики» – самый первый из курсов, предназначенных для получения студентами факультетов журналистики начальных знаний о своей будущей профессии. По этому курсу издано немного учебных пособий. Основным, на наш взгляд, является учебник профессора факультета журналистики Московкого государственного университета Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики» (7-е изд. М.: Аспект Пресс, 2007). Теоретические аспекты журналистской науки Е.П. Прохоров исследует с 1970-х годов, студенты могут познакомиться и с более ранними его работами. Еще можно порекомендовать учебник профессора факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета С.Г. Корконосенко «Основы журналистики» (2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2009).
И у Е.П. Прохорова, и у С.Г. Корконосенко, и у других авторов учебных пособий по основам журналистики – свои подходы ко многим теоретическим вопросам журналистской науки, в чем-то с ними можно соглашаться, с чем-то хочется спорить. В результате появилось это учебное пособие, в котором кратко изложены наиболее значимые темы курса «Основы журналистики».
Основная цель курса – дать познавательно-методологические ориентиры для студентов, начинающих изучение основ журналистики. В дальнейшем, на старших курсах, многие темы будут изучаться более обстоятельно, с учетом уже полученного во время практических занятий опыта, и, естественно, с учетом будущей специализации.
Что такое журналистика
Разумеется, журналист – профессия творческая, в ней очень многое зависит от мастерства человека, от его таланта. Однако подлинное мастерство журналиста невозможно без знания теоретических основ профессии, без изучения опыта лучших своих коллег, без учета социально-политических и социально-экономических условий общества.
Итак: что такое журналистика?
Во-первых, это социальный институт, т.е. система различных учреждений, действующих на основе законодательных актов общества: редакции газет и журналов, теле– и радиокомпании, информационные агентства и другие организации, обеспечивающие информационную безопасность государства и информационные потребности граждан.
Во-вторых, это отрасль экономики, на предприятиях и в организациях которой заняты сотни тысяч человек. Вклад медиаотрасли в ВВП страны, как отмечено в Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации, составляет 1,4%, что сопоставимо с вкладом таких отраслей, как промышленность строительных материалов, легкая промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность.
В-третьих, это система видов деятельности, необходимых для функционирования журналистики как социального института – по созданию газет, журналов, теле– и радиопрограмм, интернет-сайтов, по обеспечению функционирования медиаиндустрии, подготовке кадров и т.п.
В-четвертых, это совокупность профессий, связанных с этой деятельностью: журналисты, менеджеры, режиссеры, операторы, инженеры и др.
В-пятых, это система средств массовой информации, использующих различные формы распространения информации: газеты, журналы, телевидение, радиовещание, интернет-сайты, информационные агентства.
В-шестых, это система произведений, которые публикуются в печатных и электронных средствах массовой информации: заметки, репортажи, корреспонденции, статьи, интервью и др.
И, наконец, это совокупность научных знаний об особенностях работы с массовой информацией.
В науке о журналистике в качестве центральной категории выступает «информация», точнее, один из ее видов – «массовая информация». Слово «информация» в переводе с латинского (informatio) означает «разъяснение, осведомление о чем-то». Человеческое общение с этой точки зрения есть не что иное, как обмен информацией.
Понятие «информация» – очень широкое. И хотя оно изначально было связано исключительно с социальной сферой, в ХХ веке, с развитием кибернетики[1], оно стало активно применяться и в естественных науках. В 1948 г. Клод Шеннон создал математическую теорию информации, затем Норберт Винер применил ее к управлению, что в результате привело к широкому использованию этого понятия во всех областях современной науки. Кстати, именно Клод Шеннон придумал, как измерять информацию: он предложил термин «бит» – то количество информации, которое необходимо для устранения неопределенности между «да» и «нет» (между плюсом и минусом).
Нас, однако, интересует именно социальная информация, т.е. информация, используемая в управлении обществом. Социальная информация является высшим, самым сложным и многообразным видом информации. Одной из ее разновидностей является массовая информация, распространяемая через печать, телевидение, радиовещание и другие средства.
Некоторые ученые как в нашей стране, так и за рубежом, предпочитают использовать термин «массовая коммуникация», но он отражает прежде всего технологическую и семиологическую[2] стороны журналистики, тогда как нас больше интересует ее содержательное наполнение, контент. Именно поэтому мы отдаем предпочтение термину «массовая информация». И в российской теории журналистики чаще используется термин «средства массовой информации» (СМИ)[3], хотя в ряде научных работ можно встретить термин «средства массовой коммуникации» (СМК) или термин «массмедиа» (от англ. mass media).
Об истории журналистики
Как социальный институт журналистика неразрывно связана с тем обществом, в котором она функционирует, отражая его идеологию, действуя по его юридическим и экономическим законам. Возникает журналистика только в том обществе, которое чувствует потребность в массовой информации. Как социальный институт журналистика появилась на рубеже XVI – XVII веков, когда у зарождающегося класса буржуазии возникла потребность в распространении и потреблении социально-экономической информации.
Необходимы были и технические предпосылки. Только после изобретения Иоганном Гутенбергом из немецкого города Майнца приблизительно в 1450 г. наборного шрифта появляется возможность массового распространения печатной информации. Если до изобретения печатного станка в Европе насчитывалось около 30 тыс. книг, то к 1500 г. их число приблизилось к 9 млн.[4]
Конечно, нельзя не сказать о том, что еще в Древнем Египте при дворе фараонов информация о жизни общества распространялась в виде папирусных свитков. В Древнем Риме по указанию Юлия Цезаря на покрытые гипсом доски наносились сводки различных известий. В Японии такие сводки изготавливались с помощью обожженных глиняных досок. В Англии распространялись рукописные листки, а в России в XVII веке выпускались рукописные «Куранты». Да и книгопечатание было изобретено задолго до Иоганна Гутенберга – в XI веке, между 1041 и 1048 годами. В Китае кузнец по имени Пи Шен (в некоторых источниках – Би Шэн) использовал своеобразный наборный процесс, вырезая иероглифы на брусочках глины. Но глиняные литеры были недолговечными в отличие от металлических. Кстати, и бумага была изобретена в Китае примерно в I – II веках нашей эры. В Европе бумага появилась только в X веке.
Европейская журналистика ведет свой отсчет с 1609 г., когда в немецком городе Страсбурге была напечатана еженедельная газета Relation: Aller Furnemmen с новостями из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. В том же 1609 г. в Аугсбурге появилась другая еженедельная газета – Avisa Relation oder Zeitung. К 1630 г. еженедельные газеты выходили уже в 30 городах Европы. Первая ежедневная газета Einkommende Zeitung появилась также в Германии – в 1650 г. в Лейпциге.
Слово «газета», вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которой расплачивались за еженедельный рукописный информационный листок.
В Англии первая ежедневная газета Daily Courant стала выходить в 1702 г. , там же в 1657 г. вышла первая газета объявлений The Public Adviser, в 1673 г. появилась первая рекламная газета.
Первый европейский журнал Journal des Swavants («Журнал ученого») вышел в Париже в январе 1665 г.
На Руси первыми письменными документами были летописи. Первую печатную русскую книгу «Апостол» выпустил в 1564 г. Иван Федоров. На царском дворе из донесений заграничных агентов, а затем и из иностранных газет делались для царя рукописные извлечения, которые с 1621 г. получили название «Куранты» (от французского слова «courant» – текущий). «Куранты» выходили 2 – 4 раза в месяц в 2 – 3 экземплярах.
Первая российская печатная газета появилась при Петре I; считается, что первый номер газеты «Ведомости» (полное название: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах») вышел 13 января (по новому стилю, 2 января – по старому) 1703 г. В нашей стране 13 января отмечается как День российской печати. Однако номер «Ведомостей» от 2 января 1703 г. – это первый сохранившийся номер первой российской печатной газеты. Историки считают, что до него вышло еще три номера газеты, но в них не было информации о событиях в России. Первый российский журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» вышел в свет в январе 1751 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы журналистики"
Книги похожие на "Основы журналистики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Бакшин - Основы журналистики"
Отзывы читателей о книге "Основы журналистики", комментарии и мнения людей о произведении.