» » » » Александр Широкорад - Атлантический вал Гитлера


Авторские права

Александр Широкорад - Атлантический вал Гитлера

Здесь можно купить и скачать "Александр Широкорад - Атлантический вал Гитлера" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Атлантический вал Гитлера
Рейтинг:
Название:
Атлантический вал Гитлера
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-4245-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Атлантический вал Гитлера"

Описание и краткое содержание "Атлантический вал Гитлера" читать бесплатно онлайн.



Атлантический вал стал самой грандиозной системой береговых укреплений в истории человечества. Его береговые батареи, бетонные подземные сооружения и различные средства противодесантной обороны представляли собой шедевры артиллерийской и строительной техники. В то же время Гитлер и его адмиралы допустили ряд непростительных просчетов, сделавших возможным успешное вторжение союзников в Нормандию. Западные историки уже полвека спорят о достоинствах и недостатках систем вала. А советское руководство со времен войны наложило табу на любую информацию об Атлантическом вале, и отечественный читатель впервые познакомится с ним в этой книге.






Кроме того, в районе Нарбё (Närbö) дислоцировалась 28‑см железнодорожная тяжелая батарея «Тяжелый Бруно» № 689. В 1944 г. ее отправили в Фридрихштадт, а взамен в том же году из Нарвика прибыла батарея их четырех французских железнодорожных пушек 28 cm KM 93/96 с дальностью стрельбы 26 км.

28-см железнодорожная установка «Тяжелый Бруно»


Артиллерийская группа «Ставангер Порт» состояла из трех батарей:

«Финной». Батарея вооружена четырьмя германскими пушками 15 cm K.16 с дальностью стрельбы 22 км.

«Тау». Батарея вооружена четырьмя германскими пушками 10 cm K.17/04 с дальностью стрельбы 15 км.

«Ставангер». Батарея располагалась в самом городе и имела на вооружении три пушки 10 cm SKC/40. Эти пушки калибра 100/40‑мм системы Бофорс были сняты с норвежского миноносца «Aeger», потопленного германской авиацией у Ставангера 9 апреля 1940 г. Пушки стреляли снарядами весом 14 кг с начальной скоростью 774 м/с и дальностью до 17 км.

Артиллерийская группа «Кармёй Юг» дислоцировалась на острове Кармёй, расположенном с севера у входа в Букна-фьорд. Группа состояла из четырех батарей:

«Скуденес». Батарея располагалась на самом юге острова Кармёй, введена в строй в мае 1941 г. Вооружена шестью французскими пушками 15,5 cm K.416(f) с дальностью стрельбы 15 км.

«Бокн». Батарея располагалась на западном берегу пролива, отделяющего остров Кармёй от материка, введена в строй в мае 1941 г. Вооружена четырьмя французскими пушками 10,5 cm K.332(f) с дальностью стрельбы 16 км.

«Сире» («Syre»). Батарея располагалась на самом юге острова Кармёй. Вооружена пятью пушками 12,2 cm K.390/2 (r) — трофейными советскими 122‑мм пушками А-19.

«Феркингштадт» на западном берегу острова Кармёй. Батарея введена в строй в ноябре 1942 г. Вооружена четырьмя французскими пушками 14,5 cm K.504(f).

Артиллерийская группа «Ставангер Север» состояла из трех батарей:

«Фьёлой» («Fjölöy»). Батарея располагалась на острове в Букна-фьорде севернее Ставангера. Вооружена тремя мортирами 21 cm Mrc.18. Эта мобильная батарея предназначалась для действий как по морским, так и по береговым целям.

«Рандаберг». Батарея введена в строй летом 1942 г. Вооружена шестью французскими пушками 15,5 cm K.416(f) с дальностью стрельбы 17 км.

«Квиттингсой». Батарея располагалась в 2 км северо-западней Ставангера. Введена в строй в мае 1940 г. Вооружена четырьмя германскими морскими пушками 17 cm SK L/40 с дальностью стрельбы 20 км.

Артиллерийская группа «Хейгесунд» располагалась у маленького порта Хейгесунд, находившегося у входа в пролив между островом Кармёй и материком. Группа состояла из четырех батарей:

«Скааредал». Батарея сформирована в мае 1941 г. Вооружена тремя мортирами 21 cm Mrs.18. Эта мобильная батарея предназначалась для действия как по морским, так и по береговым целям.

«Фиска Ванк». Батарея вооружена четырьмя французскими пушками 14,5 cm K.405(f) с дальностью стрельбы 17 км.

«Викене». Батарея введена в строй в мае 1941 г. Вооружена шестью французскими пушками 15,5 cm K.416(f) с дальностью стрельбы 14 км. Кроме того, для противодесантной обороны имелись четыре бельгийские полевые пушки 7,5 cm K.236(b).

«Хаугесанд» («Бисмарк»). Батарея вооружена четырьмя германскими морскими пушками 15 cm SK L/45 с дальностью стрельбы 17 км. Батарея № 10/504 введена в строй в 1940 г., в конце 1944 г. — начале 1945 г. отправлена в Берген.

Глава 7

Береговая оборона Бергена и Тронхейма

Города Берген и Тронхейм также являлись наиболее важными пунктами высадки англо-американцев. Они представляли собой крупные порты, связанные с Центральной Норвегией железнодорожными линиями.

Помимо этого, после нападения на СССР Берген и Тронхейм стали местами базирования германского подводного флота. Уже в мае — июне 1941 г. в Тронхейм перешли с Балтики 24‑я и 25‑я учебные флотилии подводных лодок. Цель перехода — «не создавать помех» германским силам, ведущим боевые действия на Балтике. Но уже в октябре — ноябре 1941 г. обе флотилии вернулись в балтийские порты.

15 мая 1942 г. в Бергене была сформирована 11‑я флотилия подводных лодок. В 1942–1945 гг. в ее составе побывали 189 подводных лодок, включая 6 лодок XXI серии и 10 лодок XXIII серии.

В июне 1943 г. в Тронхейме была сформирована 13‑я флотилия подводных лодок. В ней в 1943–1945 гг. побывали 55 лодок.

В Тронхейме помимо подводных лодок периодически базировались и надводные корабли, включая линкор «Тирпиц».

Замечу, что до эвакуации баз подводных лодок на Атлантическое побережье Франции целесообразность нахождения столь большого числа лодок в Норвегии является весьма спорной. Они, впрочем, как и надводные корабли, могли нанести союзникам куда больший урон в Центральной Атлантике, действуя с французских баз. Однако Гитлер упорно, почти маниакально, требовал, чтобы подводные лодки и надводные корабли действовали против северных конвоев, идущих в СССР.

Весной 1941 г. в Тронхейме началось строительство бетонного укрытия на 7 подводных лодок, получившего название «Дорал». В эксплуатацию укрытие вступило в июле 1943 г. Еще одно укрытие — «Дорал II» — начали строить в Тронхейме в январе 1942 г., но его так и не удалось до конца войны сдать в эксплуатацию.

В Бергене с ноября по декабрь 1944 г. было построено укрытие «Бруно» на 9 подводных лодок.

Помимо всего прочего, на Тронхейм у Гитлера были особые виды. Он желал построить рядом с норвежским городом большой германский центр с монументальными зданиями и широкими улицами.

По этим, а также иным причинам 440‑километровый участок побережья от Бергена до Тронхейма стал единой системой береговой обороны немцев.

Стержнем обороны Бергена и Тронхейма должна была стать артиллерия… линкора «Гнейзенау». В феврале 1942 г. линкор прибыл в германский порт Готенхафен, где начался демонтаж его башен главного калибра. Поначалу адмирал Рейдер хотел заменить на линкоре 28‑см трехорудийные башни на 38‑см двухорудийные. Но к 1 июля 1942 г. по настоянию Гитлера «Гнейзенау» был выведен из боевого состава флота и обращен в плавучую базу.

В Норвегии 28‑см башенные установки Drh LC/29 «В» и «С» (средняя и кормовая) решили смонтировать в бетонном массиве, в таком же, как они были на линкоре. Кроме того, в скальном грунте были созданы подземные бетонные укрепления для боеприпасов, казармы для личного состава и т. д. Рядом сделали бетонные блоки для 10,5‑метрового оптического дальномера и РЛС управления огнем FuMO 214 «Вюрцбург Райц».

Батарея «Фейл» в Норвегии: 1 — бункер трехорудийной башни (28-см орудия SKC/34 с крейсера «Гнейзенау»); 2 — купол артиллерийского наблюдения; 3 — подземная система; 4 — машинное и генераторное отделение; 5 — вентиляторная; 6 — казармы; 7 — позиция чешского 47-мм противотанкового орудия, защищавшего вход; 8 — внутренний караульный пост; 9 — казарма; 10 — бункер тяжелого артиллерийского орудия; 11 — аварийный выход; 12 — бункер 633 с 50-мм минометом М-19; 13 — позиция наблюдения и дальномер; 14 — купол 20Р7; 15 — радио «Фрейя»; 16 — бункер 633 с 50-мм минометом М-19; 17 — бункер противотанкового орудия тип 629.


Башня «В» («Бруно») типа Drh LC/28 была смонтирована на подземном бетонном каземате на батарее «Фейл» («Fjell») на острове Сотра. Батарея контролировала подходы к порту Берген. Батарея «Фейл» была введена в строй 1 июля 1943 г. и вошла в состав 504‑го дивизиона морской артиллерии.

Башня «С» («Цезарь») линкора «Гнейзенау» была установлена на батарее «Орландет» на одноименном полуострове у норвежского поселка Брекстад.

Строительство батареи «Орландет» велось в основном силами четырехсот югославских пленных. В строй батарея была введена в сентябре 1943 г. и вошла в состав 507‑го дивизиона морской артиллерии у входа в Тронхеймс-фьорд.

Как и другие береговые 28‑см орудия SKC/34, пушки батарей «Фейл» и «Орландет» стреляли штатными морскими снарядами: бронебойным весом 330 кг и дальностью 40 930 м и фугасным весом 315 кг и дальностью 42 600 м. Расчет башни составлял 80–87 человек. Скорострельность достигала двух-трех выстрелов в минуту, в зависимости от угла возвышения. Еще 34 человека были заняты на дальномере и ПУС. Прислуга батареи в целом — 250 человек.

Батареи «Фейл» и «Орландет», как и все остальные германские береговые батареи в Южной и Средней Норвегии, не сделали ни одного выстрела по противнику.

28 cm SK C/34 на батарее «Орландет»


2 октября 1945 г. немцы испытали стрельбой обе батареи перед английскими и норвежскими офицерами. Норвежцы включили батареи в состав своей береговой обороны. Последние стрельбы из 28‑см батарей «Орландет», переименованной в форт «Аустратт», норвежцы провели в 1953 г. В 1960—1970-г. батарея была законсервирована, а в 1977 г. исключена из состава сил береговой обороны. В 1991 г. на батарее открылся музей. Трехорудийная башня и почти все ее механизмы находятся в исправности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Атлантический вал Гитлера"

Книги похожие на "Атлантический вал Гитлера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Атлантический вал Гитлера"

Отзывы читателей о книге "Атлантический вал Гитлера", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.