» » » » Коллектив авторов - По следам древних культур


Авторские права

Коллектив авторов - По следам древних культур

Здесь можно скачать бесплатно " Коллектив авторов - По следам древних культур" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 1951. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - По следам древних культур
Рейтинг:
Название:
По следам древних культур
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1951
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "По следам древних культур"

Описание и краткое содержание "По следам древних культур" читать бесплатно онлайн.



Археология, или история материальной культуры, — это наука, которая изучает историю человечества по вещественным остаткам его деятельности.

Ценность исследования древних орудий труда неоднократно отмечалась классиками марксизма. Ещё К. Маркс писал: «Такую же важность, как строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций… Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд».

Особенно большую роль играют вещественные памятники в изучении тех отдалённых эпох, когда человечество ещё не знало письменности. Для этого времени археологические памятники являются основным видом исторических источников, позволяющих не только изучить культуру и искусство, но и проследить общий ход развития исторического процесса. Однако значение археологических памятников огромно и для изучения более поздних эпох.

Классический сборник трудов по археологии.






Кожаная фляга с узорной аппликацией из кургана № 2


Таким образом, оседлый образ жизни с отгонным пастушеским скотоводством, имевшим место, как исключение, только у отдельных, особенно богатых скотом семей, можно считать типичным для населения Горного Алтая в рассматриваемое нами время.

Верховой конь

Основным средством передвижения был верховой конь Последнее вполне естественно, если принять во внимание горный характер страны при почти полном отсутствии колесных дорог и пастушеский образ жизни, в частности табунное скотоводство. И действительно, во всех погребениях данной эпохи мы имеем захоронение коней не только с уздами, но обязательно и с сёдлами.

Древние скифские узды известны отчасти из раскопок курганов на юге России, отчасти по их изображениям на лошадях, Такие изображения на серебряных сосудах и других изделиях греческой работы мы знаем из знаменитых Чертомлыкского и Кульобского курганов. Однако прекрасно сохранившиеся узды со всеми ремнями, удилами, трензелями и украшениями впервые найдены в Пазырыкских курганах. Узды эти, как выяснилось, состояли из двух суголовных ремней, ремня переносья и двух подбородных. Нащечные ремни, при помощи трензелей, или псалий, соединяющиеся с удилами, представляли собой либо раздвоенные концы суголовных ремней, либо состояли из концов суголовных ремней и ремня переносья, К левому концу двусоставных кольчатых медных или железных удил привязывался ремень-чумбур, а к правому один из концов повода, Левый конец повода при помощи особой петли или специального (рогового или деревянного) блока соединялся с ремнём чумбура, продетого в упомянутые петлю или блок.


Узда из кургана № 5


Седло из кургана № 5 (схематический рисунок)


Если, как выяснилось, скифская узда на западе и в Горном Алтае одного и того же типа, и притом почти не отличалась от узд переднеазиатских, судя по изображениям последних на ассирийских и персидских барельефах, то седла скифские коренным образом отличались от чепраков, которые в те времена вместо седел были в употреблении в Передней Азии. О седлах европейских скифов мы также, в основном, имеем представление по их изображениям, в частности на известной чертомлыкской вазе греческой работы. В Пазырыке между тем были найдены подлинные седла, и притом двух типов, или, точнее, двух вариантов одного и того же типа — более раннего и более позднего.

Отличительной особенностью этих седел от позднейших было отсутствие ленчика — деревянной основы седла. Пазырыкские, как надо полагать, и все скифские сёдла состояли из двух сшитых вместе кожаных подушек с мягкой набивкой волосом (на Алтае — оленьим) или травой. На лошади седла эти укреплялись при помощи двух, верхнего и нижнего, подпружных ремней, имели ремни нагрудный и подхвостный. Верхний поддружный ремень лежал поверх седельных подушек и был к ним прикреплен; концы нижнего подпружного ремня привязывались или пристегивались к концам верхнего ремня. Под седло подкладывался войлочный потник, или чепрак, сверху подушек накладывались специальные покрышки из тонкого войлока.

Лук в более древних горноалтайских седлах, в сущности говоря, не было; имелись только утолщения передних и задних концов подушек. В более поздних седлах мы имеем уже хорошо выраженные передние и задние луки при наличии деревянных распорок между передними и задними концами седельных подушек — первых зачатков деревянной основы седла.

Сёдла описанного типа впервые появились у скифо-сакских народов. Седел не было ни у древних греков, ни у ассириян, ни у мидян, ни у персов. Вместо сёдел они покрывали верховых коней только коротким чепраком, обычно ковровым, который удерживался на коне без подпруги, только при помощи нагрудника.

Следует отметить то исключительное внимание, которое уделялось украшению узды и седла. Раскопки пяти Пазырыкских курганов дали сотни таких украшений, Украшения эти вырезывались из рога оленя, но в большинстве случаев из дерева, главным образом из кедра, и покрывались снаружи листовым золотом. В более поздних курганах они частично покрывались золотом, частично окрашивалась в яркокрасный цвет киноварью.

В каждом погребении головы одного-двух коней украшались специальными уборами с навершиями, представляющими собой головы различных, чаще фантастических, животных, иногда целые сцены. Гривы этих коней покрывались специальными нагривникамн, на хвосты надевались особые нахвостники.

В кургане пятом вместе с верховыми конями впервые была найдена повозка с дышловой упряжкой четырех коней. Эта единственная в своем роде находка указывает на то, что, несмотря на горный ландшафт, на Алтае в те отдалённые времена пользовались уже достаточно совершенными колесными экипажами. Повозка эта на четырех высоких (1,5 метра) колесах с длинными (70 сантиметров), тщательно оформленными ступицами, при большом количестве (по 34 в каждом колесе) тонких спиц. Своеобразной формы кузов-платформа состоит из двух рам, соединенных между собою резными колонками. Верхняя и частично нижняя рамы перекрыты сплошным рядом прутьев, переплетенных между собой ремнями. На конце дышла привязана специальная перекладина с двумя рогатками, в которые впрягалась пара коней; пара боковых коней, по одному с каждой стороны, впрягалась в постромки, от которых сохранились вальки. Вся повозка сделана исключительно из дерева с ременными связками при полном отсутствии металла, в частности железа, которое в те времена ценилось очень дорого.

Помимо этой повозки, во всех курганах найдены остатки примитивных телег. Телеги эти состояли из очень толстых осей и дорожин с массивными низкими колёсами, выделанными из цельных отрезков ствола лиственницы. Высота этих колес от 30 до 45 сантиметров при ширине около 30 сантиметров. В кургане пятом, кроме того, была найдена длинная оглобля волокуши, а в кургане первом — части примитивного ярма.

Таким образом установлено, что в Горном Алтае в скифское время, помимо верхового транспорта, существовал и гужевой, с упряжкой в дышло и оглобли. Судя по находкам ярма, в качестве средства передвижения; помимо лошадей, возможно, пользовались и волами.

Одежда и украшения

Об одежде скифо-саков до раскопок Пазырыкских курганов мы имели представление по изображениям скифов на сосудах и других изделиях из денных металлов греческой работы, по изображениям саков на персидских барельефах ахеменидского времени и по двум одеждам, найденным в Котандинском кургане Горного Алтая.

Верхней одеждой западных скифов был короткий меховой, шерстью внутрь, кафтан с косыми, заходящими одна за другую полами, перетянутый ременным поясом. На некоторых изображениях имеются короткие, накинутые на плечи плащи, застёгнутые пряжкой на груди или на правом плече; штаны или узкие меховые, или широкие, вероятно войлочные. Длинные штаны изображались заправленными в мягкие кожаные полусапожки без подметок и каблуков и перевязанными, как и у восточных скифо-саков, ремнём.

Головные уборы были высокие, остроконечные, с полями, прикрывающими плечи, или шлемовидные шапки-ушанки. О саках Геродот писал, что они носили на голове остроконечные шапки из плотного войлока, стоявшие прямо; одеты были в штаны. На персидских барельефах ахеменидского времени саки изображаются в таких именно островерхих головных уборах, в коротких до колен кафтанах, надетых в рукава и подпоясанных ременным поясом, в узких, длинных штанах.

Всадник на большом войлочном ковре, найденном нами в кургане пятом, о котором уже упоминалось выше, изображён в короткой, перетянутой в талии поясом, куртке со стоячим воротником и с коротким плащом за плечами, в узких, в обтяжку, штанах. Богиня, сидящая на троне, перед которой стоит всадник, изображена в длинной одежде.

Подлинные одежды, впервые обнаруженные в оледенелых курганах Горного Алтая, существенно дополняют каши сведения о скифо-сакской одежде.


Женский нагрудник из кургана № 2


Бордюр войлочного настенного ковра


Для грабителей, производивших хищнические расколки Пазырыкских курганов, главную ценность представляли изделия из металла, но они интересовались и одеждой. Последняя почти полностью была похищена из всех курганов, за исключением кургана второго, где она находилась во льду. Однако и из него одежда и её украшения были частично унесены, частично порублены или разорваны в клочья. Кое-что уцелело и в курганах третьем и пятом. Тем не менее и то, что сохранилось в Пазырыкских курганах, даёт ясное представление об одежде северо-восточных скифо-саков.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "По следам древних культур"

Книги похожие на "По следам древних культур" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - По следам древних культур"

Отзывы читателей о книге "По следам древних культур", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.