» » » » Александр Заблотский - Десанты Великой Отечественной войны


Авторские права

Александр Заблотский - Десанты Великой Отечественной войны

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Заблотский - Десанты Великой Отечественной войны" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Яуза, Эксмо, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Заблотский - Десанты Великой Отечественной войны
Рейтинг:
Название:
Десанты Великой Отечественной войны
Издательство:
Яуза, Эксмо
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-699-26702-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Десанты Великой Отечественной войны"

Описание и краткое содержание "Десанты Великой Отечественной войны" читать бесплатно онлайн.



В отличие от Первой мировой Великая Отечественная война была маневренной. Поэтому одним из способов «переиграть» противника, раньше его оказаться в ключевой точке стала десантная операция. Быстрая атака с моря или с воздуха позволяла перехватить инициативу, сорвать планы врага, принуждала его отвлечься от выполнения основной задачи, раздробить свои силы и вести бой в невыгодных условиях.

В этой книге впервые в военно-исторической литературе собрана информация обо ВСЕХ основных десантных операциях Великой Отечественной войны, воздушных и морских, советских и немецких, имевших стратегическое значение и решавших тактические задачи. Некоторые из них, такие как Керченско-Феодосийская и Вяземская, были в целом успешными и позволили сорвать планы врага, создав в его тылах серьезный кризис. Другие десанты, например Днепровский или Петергофский, завершились провалом и привели к неоправданным потерям.

Эта книга — не просто описание хода событий, но и глубокий анализ причин успехов и неудач, побед и поражений.






Боевые корабли отряда «А» осуществляли переход за темное время первых суток операции, транспорты — в светлое время, чтобы подойти к Феодосии с наступлением темноты и закончить высадку до следующего рассвета.

Перед высадкой десанта в Феодосийском порту намечалось провести артиллерийскую подготовку в виде мощного огневого налета по порту и городу с последующим переносом огня в глубину; в ходе боя за плацдарм корабельная артиллерия должна была подавлять вновь выявленные огневые точки противника.


Двуякорная бухта и мыс Киик-Атлама между Феодосией и Коктебелем. Современный вид


После прекращения огневого налета специально выделенные катера должны были развести боновое заграждение, подорвав его взрывными патронами. Затем в порт прорывались катера со штурмовыми партиями, которым следовало захватить причалы и обеспечить высадку последующих эшелонов десанта. После них в гавань входили эсминцы и высаживали войска прямо на причалы.

Крейсер «Красный Кавказ» намечалось пришвартовать к внешней стороне Широкого мола и производить высадку с него прямо на мол. Крейсер «Красный Крым» должен был оставаться на рейде, разгружаясь с помощью высадочных средств — тральщиков, сторожевых катеров и баркасов. Для обеспечения швартовки кораблей (главным образом «Красного Кавказа») и разведения боновых ворот выделялся один буксирный пароход.

До наступления темноты крейсерам и эсминцам следовало оставаться в районе Феодосии, оказывая войскам на берегу огневую поддержку.

Следующей ночью в Феодосии разгружался первый отряд транспортов незадолго до рассвета суда покидали порт и под охраной эсминцев возвращались в Новороссийск за следующими эшелонами десанта (тылы и снабжение). Выгрузку в районе Феодосии трех дивизий (236-й, 63-й и 157-й) предполагалось осуществить в течение двух полных суток.

Одновременно с Феодосийской операцией предусматривалась высадка десантов в Коктебеле и Сарыголе, а также диверсионных десантов с подводных лодок на южном побережье Крыма и в Феодосийском заливе. Впоследствии вместо десанта в Коктебеле из-за отсутствия тральщика «Тракторист» (перевозил уголь для Керченской ВМБ) было решено ограничиться высадкой диверсионной группы с подводной лодки Д-5. В преддверии операции ночью с 25 на 26 декабря эсминцы «Шаумян» и «Незаможник» обстреляли Феодосию — вряд ли это было разумно, поскольку могло только насторожить противника.

Предназначенные для высадки стрелковые соединения в большинстве своем не имели абсолютно никакого опыта морских высадок. За первые две недели декабря кое-какие тренировочные занятия по посадке и высадке удалось провести с 345-й стрелковой дивизией и 79-й стрелковой бригадой 44-й армии. Однако именно эти два соединения, находившиеся в Новороссийске и уже готовые к погрузке, были в середине месяца срочно направлены в Севастополь. Из остальных пехотных частей специальную подготовку прошел только 105-й горнострелковый полк.

Для закрепления занятых рубежей каждая дивизия первого эшелона получила по 50 пакетов для устройства малозаметных препятствий и 3000 мин; для преодоления препятствий — по 100–250 кг взрывчатого вещества и миноискатели; в качестве спасательных средств дивизиям были приданы индивидуальные плавсредства и лодки А-3.

Первые эшелоны дивизий должны были обслуживаться полковыми саперными подразделениям, дивизионные саперы обеспечивали высадку последующих эшелонов. Армейские саперные подразделения использовались прежде всего для обеспечения переброски войск на Тамань — налаживали пути, готовили переправы через Кубань, оборудовали источники питьевой воды в местах расположения войск. Они же собирали и подготавливали плавучие средства, а также оборудование для посадки и высадки — сходни, лестницы, лодки, плоты и т. п. Саперами было найдено и приведено в порядок: байд грузоподъемностью от 0,5 до 2 тонн — 176 штуки, баркасов (от 2 до 4 тонн) — 58 штук, дубков (от 2 до 5 тонн) — 17 штук, лодок вместимостью от 3 до 50 человек — 64 штуки; сделано трапов для пешеходов — 60, щитков для колесного транспорта — 38. Для усиления льда Керченского пролива были собраны и подготовлены местные средства (камыш).

Преимуществом 44-й армии была возможность высадить основные силы десанта за один рейс, причем вместе с артиллерией. Войска 51-й армии предполагалось перебрасывать в несколько приемов, на мало приспособленных для этого судах, с выгрузкой на необорудованное побережье. Несколько легче в этом отношении выглядела переправа через Керченский пролив, тем более что в Камыш-Буруне имелся небольшой порт. Увы, во многом эта легкость была кажущейся — что два года спустя наглядно продемонстрировала Керченско-Эльтигенская операция…

II

Десантная операция Азовской флотилии

1

Действия Азовской военной флотилии 26–27 декабря

Приказ на осуществление высадки десанта командование Азовской флотилии получило от командования 51-й армии в полдень 24 декабря, высадку намечалось осуществить в 5 часов утра 26 декабря. Посадка войск на суда началась около 8 часов вечера и в основном закончилась к рассвету 25 декабря.

Первые четыре отряда флотилии вышли из пунктов посадки 25 декабря между 13:30 и 16:40, на судах находились бойцы 224-й и 83-й стрелковой бригады. 5-й отряд из села Кучугуры вышел к Еникале в 22:25, на нем находилась часть 12-й стрелковой бригады.

Погода на Азовском море была плохая, с 19 часов западный ветер начал сменяться северным и усилился до 7 баллов. Пароходы, самоходные баржи и буксиры уменьшили ход, нарушая тем самым заданный строй. Следовавшие на буксире байды и шлюпки заливало водой и отрывало, приходилось останавливаться и разыскивать их в неспокойном море.

Действия 1-го отряда

1-й отряд под командованием капитан-лейтенанта Ф. П. Шиповникова состоял из следующих кораблей:

минный заградитель «Заря»[74] (150 тонн, 9 узлов, два 45-мм орудия) — 300 человек;

катерный тральщик КАТЩ-587 «Акула» (бывший сейнер) — 50 человек;

сейнер «Буревестник» — 90 человек;

сейнер «Декабрист» — 90 человек;

сейнер с неизвестным именем[75];

15 байд (высадочные средства).

Всего отряд имел на борту 530 десантников, которые должен был высадить в Казантипском заливе. Отряд вышел из Темрюка в 15:10. Вследствие разыгравшегося шторма он не сумел добраться до места высадки к рассвету 26 декабря и в 9:30 находился только в районе мыса Зюк, потеряв по пути один шедший на буксире сейнер и двенадцать байд. Учитывая столь значительное опоздание, командование флотилии приказало отряду не идти к Казантипскому заливу, а высадить десант в районе мыса Зюк, где в это время уже начал высадку 2-й отряд.

Действия 2-го отряда

Отряд под командованием капитана 2-го ранга В. С. Грозного-Афонина состоял из двух групп — западной и восточной.

Западная группа:

канонерская лодка «Дон»[76] (840 тонн, 8 узлов, два 130-мм и два 45-мм орудия) — 150 человек;

сторожевой катер ПК-123 (СКА № 029 типа «МО-4»);

сторожевой катер ПК-128 (СКА № 075 типа «МО-2»);

пароход «Красный флот» — 904 человека, два 45-мм орудия;

пароход «Никополь» с баржей «Хопер» на буксире — 345 человек + три танка Т-26, две 37-мм противотанковых пушки и радиостанция на барже;

самоходная шаланда «Фанагория» (295 брт) с минной баржей на буксире — 362 человека + две 76-мм пушки, две 45-мм пушки, две 37-мм пушки и девять 120-мм минометов на барже;

самоходная шаланда «Гардипия» — 18 лошадей

11 сейнеров — 455 человек[77].

Всего в составе группы насчитывалось 2216 человек при трех танках, десяти орудиях разных калибров и 9 минометах, а также 18 лошадей.

Восточная группа:

пароход «Пенай» (548 брт) — 487 человек и две 76-мм пушки;

5 сейнеров — по 30 человек.

Всего в составе группы было 667 человек и две полевые 76-мм пушки.

Этот отряд был самым большим и самым мощным — почти три тысячи человек из состава 224-й стрелковой дивизии с артиллерией и даже танками, а также 1-й батальон 83-й стрелковой бригады в качестве штурмового отряда. Здесь же находился и командир 224-й стрелковой дивизии полковник Дегтярев, который должен был принять руководство войсками на плацдарме. Командир отряда капитан 2-го ранга Грозный, являясь начальником оперативной группы штаба флота в Темрюке, фактически выполнял роль заместителя командующего флотилией по проведению десантной операции. Вдобавок артиллерийскую поддержку десанту оказывала канонерская лодка со 130-мм морскими орудиями.

Суда отряда вышли из Темрюка в 16:40 25 декабря. В дороге колонна растянулась, ее голова начала подходить к мысу Зюк к 7 часам утра 26 декабря. Здесь оказались канонерка «Дон», оба сторожевых катера, шаланда «Гардипия», буксир «Никополь» с баржей, пароход «Пенай» 3 сейнера и 5 буксируемых байд.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Десанты Великой Отечественной войны"

Книги похожие на "Десанты Великой Отечественной войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Заблотский

Александр Заблотский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Заблотский - Десанты Великой Отечественной войны"

Отзывы читателей о книге "Десанты Великой Отечественной войны", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.