» » » » Александр Заблотский - Десанты Великой Отечественной войны


Авторские права

Александр Заблотский - Десанты Великой Отечественной войны

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Заблотский - Десанты Великой Отечественной войны" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Яуза, Эксмо, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Заблотский - Десанты Великой Отечественной войны
Рейтинг:
Название:
Десанты Великой Отечественной войны
Издательство:
Яуза, Эксмо
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-699-26702-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Десанты Великой Отечественной войны"

Описание и краткое содержание "Десанты Великой Отечественной войны" читать бесплатно онлайн.



В отличие от Первой мировой Великая Отечественная война была маневренной. Поэтому одним из способов «переиграть» противника, раньше его оказаться в ключевой точке стала десантная операция. Быстрая атака с моря или с воздуха позволяла перехватить инициативу, сорвать планы врага, принуждала его отвлечься от выполнения основной задачи, раздробить свои силы и вести бой в невыгодных условиях.

В этой книге впервые в военно-исторической литературе собрана информация обо ВСЕХ основных десантных операциях Великой Отечественной войны, воздушных и морских, советских и немецких, имевших стратегическое значение и решавших тактические задачи. Некоторые из них, такие как Керченско-Феодосийская и Вяземская, были в целом успешными и позволили сорвать планы врага, создав в его тылах серьезный кризис. Другие десанты, например Днепровский или Петергофский, завершились провалом и привели к неоправданным потерям.

Эта книга — не просто описание хода событий, но и глубокий анализ причин успехов и неудач, побед и поражений.






Всего из состава корпуса через Варшавское шоссе прорвалось около 10 тысяч человек. Из состава 33-й армии в прорыв до его закрытия немцами 3 февраля было введено около 18 тысяч человек.[144] Таким образом, южнее Вязьмы находилась группировка советских войск численностью до 30 тысяч человек. Однако она была разбросана на большой территории, имела крайне мало артиллерии, а единственным транспортом являлись лошади кавалерийских дивизий. Недостаток боеприпасов и снабжения некоторое время (до начала марта) удавалось компенсировать трофеями и местными ресурсами, в которые входили также и склады, оставленные советскими войсками в Вяземском окружении в октябре прошлого года…

Оперативный отдел 4-й немецкой танковой армии в донесении штабу группы армий «Центр» № 517/42 от 9 февраля оценивал советские силы на 120-километровом фронте южнее и западнее Вязьмы в 12 тысяч человек боевого состава. Против них держали оборону 9 пехотных и 5 охранных батальонов «с несколькими тяжелыми орудиями и небольшой, отчасти неподвижной артиллерией»; еще два лыжных батальона перебрасывались в этот район. Всего противник имел здесь около 7 тысяч человек боевого состава.[145] В этом соотношении не учитывались силы 20-й танковой дивизии 4-й танковой армии, действовавшие с востока против западной группировки 33-й армии[146], а также части, выделенные против кавалеристов и десантников из состава 13-го и 43-го армейских корпусов на юге и юго-востоке района.

В целом немцы оценивали обстановку под Вязьмой следующим образом:

«…Численное соотношение сил является для нас неблагоприятным. Русские силы являются значительно более подвижными в зимних условиях и имеют отличных связистов и разведчиков, которые в своей стране очень быстро ориентируются и информируют о наших медленно осуществляемых передвижениях войск.

Этот недостаток не может быть полностью компенсирован тем, что русские имеют очень мало артиллерии. Но, несмотря на это, возможно, что отдельные группировки противника будут разбиты одна за другой. Для этого необходимо, однако, помешать русским осуществлять переброску новых сил и снабжение воздушным и сухопутным путем. Согласно имеющимся до сих пор неоднократным донесениям, русские, главным образом воздушным путем (десант) в районе вокруг Луги, а также сухопутным транспортом через Богородицкая, постоянно получают подкрепление людьми и предположительно различной матчастью».[147]

Итак, после укрепления немецкого фронта по Варшавскому шоссе единственным средством переломить обстановку в районе Вязьмы оставалась «аэромобильная операция» — переброска по воздуху войск и снабжения для сил Белова, ведущих ожесточенную борьбу за коммуникации группы армий «Центр» в районе Вязьмы.


Командир 9-й воздушно-десантной бригады полковник И. Г. Курышев


1 февраля распоряжением Ставки для руководства всеми операциями западнее Москвы было создано единое Главное командование Западного направления, во главе которого встал Г. К. Жуков. Командование решило возобновить выброску в помощь частям 1-го гвардейского кавкорпуса и 33-й армии оставшихся сил 4-го воздушно-десантного корпуса. В состав десанта должны были войти оставшиеся две бригады корпуса — 9-я полковника И. И. Курышева и 214-я подполковника Н. Е. Колобовникова, а также последний батальон 8-й бригады.

10 февраля корпус был передан из подчинения Ставке в подчинение командованию Западного фронта. В этот же день он получил от штаба фронта задачу на дальнейшую операцию. Местом высадки был назначен район все той же деревни Желанье восточнее станции Угра, где на этот момент действовала группа Солдатова (250-й вдп) и партизанский отряд полковника М. Г. Кириллова[148], к этому моменту насчитывавший около 1200 человек. После высадки десант должен был наступать на юго-восток, выйти в район поселка Песочня, заняв рубежи Куракино — Бородина — Подсосонки и Ключи — Тыновка — Леонова. В дальнейшем ему предписывалось нанести по противнику удар с тыла, выйти на Варшавское шоссе в 25–30 км юго-западнее Юхнова и соединиться с наступающими частями 50-й армии, таким образом вновь расчистив коммуникации группы Белова.

Руководство десантированием было возложено на командующего ВДВ РККА. Исходным районом операции назначался хорошо прикрытый силами ПВО московский аэродромный узел — аэродромы Люберцы и Внуково. Место высадки отстояло от него на 300 км. Для операции была создана специальная авиатранспортная группа в составе 64 машин — 23 корабля ТБ-3 и 41 самолет ПС-84.[149] Десант высаживался двумя группами: оставшаяся часть 8-й вдбр — в районе Путьково, Бели (25 км юго-восточнее Вязьмы), а остальные две бригады 4-го воздушно-десантного корпуса — в районе Великополье, Луги (40 км юго-восточнее Вязьмы). Кроме того, в ночь на 17 февраля этой же группой в районе станции Мончалово для поддержки частей 29-й армии, отрезанных в 15 км западнее Ржева, был выброшен 4-й батальон 204-й бригады 5-го воздушно-десантного корпуса под командованием лейтенанта П. Н. Белоцерковского.[150]

Из-за малого количества машин высадка вновь осуществлялась группами на протяжении нескольких ночей. Чтобы обеспечить точность выброски, предполагалось предварительно направить в район десантирования сигнальные группы с тремя радиостанциями, деятельность которых должны были обеспечить партизаны. Однако «по техническим причинам» сделано это так и не было.


Ситуация в полосе Западного фронта к середине февраля 1942 года и новый план действий 4-го воздушно-десантного корпуса


Впрочем, вряд ли задача тонного наведения самолетов по трем слабым приводным радиостанциям была выполнима на практике — она требовала хорошей пеленгационной аппаратуры, высочайшей квалификации штурманов и радистов. К тому же активная работа раций неизбежно привлекла бы внимание противника к месту высадки и могла обеспечить самолетам с десантниками крупные неприятности.

Все командиры транспортных машин были строго предупреждены об ответственности за точность выброски парашютистов. В результате летчики предпочитали не выбрасывать свои группы и возвращаться обратно с десантниками, если выложенные на земле знаки вызывали сомнение. Это заметно повысило точность высадки — но одновременно привело к увеличению числа рейсов и затягиванию операции.

Первой в ночь на 17 февраля вылетела группа из 20 самолетов ТБ-3 с батальоном 214-й воздушно-десантной бригады. Однако 19 машин не нашли района высадки и вернулись обратно. Один самолет выбросил десант, но эти парашютисты с бригадой впоследствии так и не соединились, и сведений о них больше не поступало.

На следующую ночь с аэродрома Внуково в район Путьково, Бели вылетела группа самолетов ПС-84 с 4-м батальоном 8-й воздушно-десантной бригады. Однако выброску смогли осуществить всего 12 машин, ими было высажено 293 человека из состава 4-го батальона 214-й вдбр и 32 тюка с вооружением.[151] Остальные экипажи задания не выполнили, потому что приводные радиостанции не работали, а на земле горело множество различных костров.


Посадка десантников на самолеты, зима 1941/42 года


В ночь на 19 февраля началось десантирование 9-й и 214-й бригад в район Великополье, Луги. Оно проходило более успешно — за несколько часов до вылета штаб Западного фронта сообщил новый условный сигнал для выброски: семь костров буквой «Г». Всего за ночь транспортными самолетами типа ПС-84 и тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3 было произведено 89 самолето-вылетов — то есть некоторые машины сделали по два рейса. Было выброшено 538 человек и 96 тюков груза.

В ночь на 20 февраля высадка была особенно массовой — в тылу противника высадился 2551 человек. В следующую ночь выброска десанта была ограничена в связи с ухудшением погоды (туман, высота облачности 300–400 м). Несмотря на это, высадку осуществили 37 экипажей, было выброшено 476 человек и 73 тюка с вооружением.

Ночью с 20 на 22 февраля высадка не проводилась. Зато в ночь на 22 февраля она опять была массовой — десантировано 1676 человек. 23 февраля высадилось 1367 человек. В эту ночь должен был высаживаться штаб воздушно-десантного корпуса; вопреки инструкциям, весь он находился в одном самолете ТБ-3. Надо же было случиться, что именно эта машина была атакована немецким ночным истребителем Ме-110! Пулеметным обстрелом был убит командир 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майор А. Ф. Левашов и ранено несколько офицеров его штаба. Однако пилоту Мосолову удалось посадить тяжело поврежденную машину на снег и спасти остальных десантников. В командование корпусом вступил начальник штаба полковник А. Ф. Казанкин.

В ночь на 24 февраля было произведено 38 самолето-вылетов и выброшено 179 десантников. На этом высадка корпуса завершилось.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Десанты Великой Отечественной войны"

Книги похожие на "Десанты Великой Отечественной войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Заблотский

Александр Заблотский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Заблотский - Десанты Великой Отечественной войны"

Отзывы читателей о книге "Десанты Великой Отечественной войны", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.