» » » Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА


Авторские права

Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА

Здесь можно скачать бесплатно "Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство «ТЕКСТ», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА
Рейтинг:
Название:
ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА
Издательство:
«ТЕКСТ»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5–903298–03–6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Описание и краткое содержание "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" читать бесплатно онлайн.



В книге собраны антилатинские сочинения святителя Григория Паламы (1296–14 ноября 1359), посвященные вопросу об исхождении Святого Духа: два «Аподиктических слова» и примыкающее к ним небольшое произведение «Против Векка».

Публикация данных сочинений, впервые переведенных на русский язык, существенно уточняет и расширяет представление российских читателей об аргументации православных богословов в их полемике с римо–католиками по одному из важнейших спорных вопросов, а также о самой методологии ведения полемики.

Книга предназначена для богословов, философов, историков и всех, интересующихся судьбами Церкви.






37. Ах! Разве вообще существует между богословами, — и особенно в вещах необходимейших, от которых зависит и вся наша вера, — противоречие? Можно ли вовсе быть богословием противоречивым [мнениям], и богословами — обеим сторонам, придерживающимся их? Отнюдь. Стало быть, либо этого [то есть Дамаскина], либо тех исключим, согласно тебе [318], из круга православных. Что же, если так говорится в евангельских и апостольских речениях и так они разъясняют относящееся к Духу, как мы показали, то не будем ли всеми [возможными] способами согласовывать с явленным ими благочестивым пониманием то, что кажется [ему] противоречащим? Если же нечто от отеческих словес и не сможем обратить к этому разумению, то не оставим ли это, как не смогшие понять, и не пребудем ли ничуть не меньше придерживающимися общеизвестного благочестия? Всем ведь ясно, что мы всеми способами будем внимать провозглашенным евангельскими и апостольскими речениями понятиям благочестивой веры.

Давай же, однако, попытаемся показать единомысленными с ними предлагаемые латинянами в защиту своего мнения отеческие высказывания. И если нам удастся достаточно разрешить кажущееся противоречие, то благо{стр. 124}дарение Богу, подавшему и нам, пребывающим в крайнем невежестве и далеко отстоящим от бесстрастной жизни, ведение, говорящее согласно с [заключающейся] в Нем Самом истиной. Если же не сможем вполне изъяснить это, то кто совершенен во Христе и мудр в вещах божественных и духовных, пусть сам от себя, одобрив наше произволение [319], научит лучшему слову [нас] вожделеющих и стремящихся учиться как можно более и, восполнив наш недостаток, совершенно постыдит пытающихся собрать из этих [божественных и духовных словес] противное благочестию.

38. Скажи же, кого [из богословов] и что ими сказанное [ты имеешь в виду], ибо относится к разряду невозможного то, чтобы все богоносцы не соглашались друг с другом и со Христом, — Богом богоносцев, — притом что у них [всех] одно вдохновение от одного Духа Христова. К тому же и после почти всех них находится оный Дамаскин, и научился он от всех них, и сам свидетельствует о своем с ними согласии, говоря не «я говорю», но «мы говорим», и через себя их представляет нам нигде не говорящими, будто Дух существенно (καθ' υπαρξιν) [происходит] и от Сына. Вы же, мне кажется, не постигая высоты и величия их мысли, думаете о них таковое. Действительно, и Первой Причиной всеми называется Отец, но ты слышал [от нас], как [именно] называется; и великий Афанасий сказал, что Святой Дух воссиявает от Сына [320], но ты слышал, как он сказал; и мы называем Сына образом Отца, а Духа — [образом] Сына, но ты слышал, как мы это говорим; и многое другое из того, что {стр. 125} вам кажется, ясно сказано так, что это согласуется с нами, а не с вами. Даст же Дух и далее слово во отверзение уст наших [321].

Но кто говорит, что и Сыну присуще изводить? Сам, — говорят они, — Григорий, имеющий свое прозвание от богословия, ибо он говорит: «всем, что принадлежит Отцу, обладает Сын, кроме нерожденности» [322]. Итак, поскольку Он обладает всем принадлежащим Отцу, кроме одной только нерожденности, то как же не будет Он обладать и свойством изводить? Воистину, [говорящие так] не суть Святого Духа, глаголющего в нем, ибо если бы они были [таковы], то не лгали бы такое на святого, который говорит: «а что Сыном говорится о Святом Духе уничижительного, то надобно возводить к первой Причине, чтобы было явно, от Кого [Он]» [323]. Кто же эта первая Причина? Не один ли Отец? «Но и всё, — говорит он, — что имеет Отец, принадлежит Сыну, кроме причины, то есть кроме того, чтобы и Ему быть причиной божественности» [324]. Ибо он всегда проповедует относительно Бога одну Причину и одно Начало — нерожденного Отца, и признает это божественное [свойство] уникальным [325]. И поэтому он говорит: «У нас один Бог, ибо к Единому возводятся Те, что от Него» [326], не говоря ни «от Них», ни что к Двоим возводится Одно, и вторым от Отца называя и Духа, равно как и Сына, но [еще] и Богом от Бога называя Сына и Богом от Бога — Святого Духа. А осуществляющимся посредством Бога от Бога полагает не Бога, — прочь от такового богохульства, — а тварные [сущности]. Согласно с этим {стр. 126} и первой Причиной поставляет Отца, говоря во «Втором слове о мире», что «насколько досточестнее Бог тварей, настолько великолепнее для первой Причины быть началом божественности, а не тварей и посредством божественности нисходить к тварям» [327].

39. Ты же, латиномудрствующий, — о! какое богохульство, — говоришь, будто через посредство Сына — или, что то же самое, через посредство божественности Сына — Отец пришел к приведению [в бытие] Святого Духа, из–за того что этот богослов говорит к прибывшим из Египта, что Сын обладает всем, что принадлежит Отцу, кроме только нерожденности. Ибо здесь тебе надлежит принимать слово «только», хотя бы оно и не произносилось, почему я его тебе и привожу явно.

Но скажи мне, этот же богослов не прибавляет ли, что и все принадлежащее Сыну, принадлежит и Духу, кроме сыновства [328]? Итак, если и Сыну принадлежит изводить, то это будет принадлежать и Духу, ибо изводить не есть [атрибут] сыновства. Ведь тогда и Отец был бы сыном, поскольку и Он обладает свойством изводить. Сам же он и в своем «Слове о Святом Духе» говорит о Том же Святом Духе: «Чего же не может Он из великого и свойственного Богу? Каким не именуется из свойственных Богу [именований]?» Стало быть, и изводителем назовем Духа? По–твоему же, и свойством изводить Он обладает подобно Сыну, а, следовательно, — и вдвойне по сравнению с Ним; ибо Он будет обладать не только свойственным Отцу, но также и Сыну, согласно твоему о Нем учению. Видишь во сколько нелепостей впадет слышащий, что Сын обладает всем, что принадлежит Отцу, и не понимающий, что речь идет {стр. 127} только об относящемся к природе, но смешивающий относящееся к ипостасным [признакам] с природными.

40. Конечно нет нужды в дальнейших словах об этом, когда ты и так уже изобличен, но ради удовольствия и чтобы кто–нибудь не нанес упрека безукоризненному, покажем и дальше, что изречение святого — прекрасно; а [если и] понимается худо — [то] по невежеству латиномудрствующих. Думаю же, что [дальнейшее] слово немало посодействует и самому предлежащему [нам намерению]. Требуется, однако, особенное внимание.

Одно и то же — сказать о Боге, что Он нерожден и что Он беспричинен; поэтому, хотя бы ты открыл и все богословские книги, ты нигде не найдешь, чтобы Святой Дух назывался нерожденным, как, впрочем, и рожденным. Богоносный же Дамаскин, сказав в восьмой главе своей Догматики, что «все, что имеет Отец, принадлежит и Ему, [то есть] Духу, кроме нерожденности» [329], показал [этим], что не только нерожденность тождественна беспричинности, но и беспричинность применительно к Богу тождественна причине, ибо применительно к Богу беспричинность совпадает с причиной — я имею в виду Причину божественности Сына и Духа. Итак, желая сказать, что Дух обладает всем, что принадлежит Отцу, кроме того, чтобы быть беспричинным и того, чтобы быть причиной в смысле рождения и изведения, он сказал [что Дух обладает всем] за исключением одной лишь нерожденности, так как она объемлет собой все, что является свойственным исключительно Отцу.

Итак, Бог нерожден и беспричинен; беспричинный же Бог — причина божественности. Таким образом, будучи причиной природного богатства (έμφυτου πλού{стр. 128}του), Сам не нуждаясь ни в чем, Он явился бы предателем Самого Себя, когда бы был причиной одного–единственного и таким образом соделывая для Самого Себя богатство бедностью. К тому же и несовершенно то, что абсолютно и во всех смыслах одно, почему оно и было доступно пониманию несовершенных в богопознании иудеев. Но и будучи причиной единосущной Двоицы, — одно рождая, а другое производя по образу исхождения, — Он, грубо говоря, не проявился бы сильнее, и тем более — заключая в Себе Самом и Тех, что от Него, всю бесконечность. К тому же и не существует иного тропоса природного (έμφυτου) существования, ибо то, что сверх этого — не божество, а отпадение от божественности; таковым является и многобожие безбожных эллинов.

41. Но при том, что Единица подвиглась к Двоице и дальше не пошла, то есть соделывающий все (παντουργός) Бог Отец [подвигся] к рождению и выступлению Сына — Творца (δημιουργού) всяческих — и все совершающего (τελεσιουργούντος) [330] [Духа], ни Сын [не рожден] через Духа (ибо Он был бы не совершенным [рождаясь] от Отца, если бы рождался при посредстве совершающего Духа), ни Дух [не исходит] через Сына. Ведь тогда в добавок к тому, что был бы несовершенным [исходя] от Отца Тот, Кто совершает все, Он был бы еще и одним из сотворенных, ибо они пришли в бытие через Него, а Дух — познался через Сына. И во свете — Духе — мы видим Свет [331] — Сына, — говоря по пророчески и вместе по–отечески, — дабы знать [Их] не только сущими от одного Начала, но и неразлучными Друг от Друга, и Друг в Друге присущими, и Друг Друга обнаруживающими, и Друг через Друга являющимися, а не сущими Друг через Друга или Друг от Друга, или принадлежащими Друг Другу, ибо То, от Которого — одно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Книги похожие на "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Свт. Григорий Палама

Свт. Григорий Палама - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Отзывы читателей о книге "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.