Святитель Григорий Палама. - ТРАКТАТЫ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ТРАКТАТЫ"
Описание и краткое содержание "ТРАКТАТЫ" читать бесплатно онлайн.
Впервые на русском языке выходят в свет трактаты святителя Григория Паламы "О божественном соединении и разделении", "О божественных энергиях и их причастии", "О божественном и боготворящем причастии", "Собеседование православного с варлаамитом", "О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомитами". Диалог "Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом, или О божественности и о том, что в ней причаствуемо, а что непричаствуемо" выйдет в новом переводе.
Редакция надеется, что работа по расширению и углублению знакомства с сочинениями святителя Григория будет сочувственно встречена читателями России.
230
Ин. 14, 23.
231
Григорий Нисский. Письмо 26 к Евагрию. PG 46, 1108А.
232
Там же. PG 46, 1105D.
233
Григорий Богослов. Письмо 101. PG 37, 192Β.
234
T. е., тварной и нетварной.
235
Здесь идет речь о Варлааме.
236
T. е., Акиндин.
237
Т. е., властей.
238
3–й тропарь 3–ей песни канона на Утрене свв. отцов Седьмаго Вселенскаго Собора, минея, октябрь; 7 Правило VII Вселенского Собора, ΠΗΔΑΛΙΟΝ, Θεσσαλονίκη, 1991, σ. 328 (р. п.: Правила святых апостол, святых Соборов, вселенских и поместных, и святых отец с толкованиями. М. (Московское Общество любителей духовного просвещения), 1876. С. 816); Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 118, 1–3. PG 55, 692 С (р. п.: Полное собрание творений. Т. 5. С. 807); Иоанн Дамаскин, Epistula ad Theophilum imperatorem de sanctis et venerandis imaginibus. PG 95, 373C; 7. Правило VII Вселенского Собора.
239
Речь идет об осужденном в 1340 г. Святогорским томосом учении Варлаама о «доступном подражании подлинному добру» — «την έγχωρούσαν τού κυρίως άγαθοϋ μίμησιν» — как о единственном способе достижения обожения (см.: Бернацкий, Μ., Дунаев, А. Давид Дисипат // Православная энциклопедия. Т. 13. Μ., 2007. С. 583).
240
Ин. 1, 13.
241
Ин. 3, 6.
242
1 Кор. 6, 17.
243
Ин. 1, 12.
244
Максим Исповедник. Диспут с Пирром. PG 91, 297А. (р. п.: С. 161).
245
Он же. Амбигвы к Иоанну, II. PG 91, 1076 ВС. (р. п.: С. 63).
246
Василий Великий. О святом Духе, 26, 63. PG 32, 184 С (р. п.: С. 329).
247
Он же. Против Евномия. 4, PG 29, 692А (р. п.: С. 161).
248
Еф. 2, 6–8.
249
Рим. 8, 9.
250
Ibid.
251
1 Кор. 12, 13.
252
1 Кор. 6, 17.
253
Еф. 3, 16–17.
254
Еф. 1, 13–14.
255
1 Ин. 4, 13.
256
Рим. 8, 15.
257
Ин. 14, 23.
258
Ин. 14, 21.
259
Рим. 8, 9.
260
Быт. 1, 2; Мф. 3, 16; Рим. 8, 9 и т. д..
261
Еф. 1, 13–14.
262
Рим. 8, 15.
263
Деян. 2, 33.
264
Иоил. 3, 1 (в славянской Библии — 2, 29).
265
Если видящие и опытно переживающие сияние Бога суть созерцатели твари, то и Дух Божий, Которым совершается общение человека с Богом, будет тварью (примечание издателя).
266
1 Кор. 6, 19.
267
1 Кор. 3, 16.
268
Ibid.
269
2 Кор. 13, 5.
270
Иоил. 3, 1.
271
Евр. 2, 4.
272
В оригинале «θεοειδείς».
273
Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, 1, 2. С. 570 (р. п.: С. 571).
274
См. Деян. 9, 3; 26, 13.
275
Служба Преображения Господня, 3–я стихира на литии.
276
1 Кор. 12, 7.
277
Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, 1, 3. С. 574 (р. п.: С. 575).
278
Ин. 1, 13.
279
Еф. 4, 13.
280
Возможно также переводить это место как: «ничего из богоданного».
281
Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, 2,1. С. 582 (р. п.: С. 583).
282
Мф. 3, 11; Мк. 1, 8; Лк. 3, 16; Ин. 1, 26, 31–33, Деян. 1, 5–11, 16.
283
Там же и Ин. 3, 5.
284
2 Пет. 1, 4.
285
Афанасий Великий, Послание первое к Серапиону, епископу Тмуисскому, 24, PG 26, 585С–588А (р. п.: Святитель Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 36). В оригинале у св. Афанасия: «…тварной природы, а не Божией».
286
Ин. 3, 22. Впрочем, в начале следующей главы евангелист Иоанн уточняет: Иисус же Сам не крещаше, но ученицы Его (Ин. 4, 2).
287
Рим. 1, 4. В славянской Библии слову «ορισθείς» соответствует «нареченный», но в данном контексте русский перевод: «Который… открылся Сыном Божиим в силе…» точнее передает прочтение св. Григорием.
288
Ср.: «Насколько отступил он от жизни, настолько приблизился к смерти. Ведь Бог есть жизнь, а лишение жизни — смерть» (Василий Великий. Беседа о том, что Бог не является виновником зла, 7. PG 31, 345А (р. п.: Творения. Μ., 1993. Ч. IV. С. 155).
289
«И это великое благодеяние даровал Бог человеку, чтобы не пребывать ему во грехе во веки» (Феофил Антиохийский. К Автолику, 2, 26. PG 6, 1092 С (р. п.: Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. С. 489).
290
Откр. 20, 14; 21, 8.
291
Прем. Сол. 16, 12.
292
Василий Великий. Против Евномия, 5. PG 29, 772В (р. п.: С. 228–229).
293
Тиасот (θιασώτης) — в античную эпоху участник шествия или хоровода, совершаемого в честь божества (θιάσος), преимущественно Вакха. Прп. Максим Исповедник в схолии к этим словам Ареопагита пишет: «Шествие в честь божества (θιάσος) это, главным образом, хоровод (ό χορός). Тиасотами [т. е., участниками хоровода] он здесь называет кружащихся вокруг божественного» (см. след. прим.).
294
Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, С. 70 (р. п.: С. 71).
295
1 Кор. 8, 6.
296
Афанасий Великий. Testimonia е scriptura (de communi essentia patris et filii et spiritus). PG 28, 72D.
297
Он же. Против Ариан, 1, 20. PG 26, 53B (p. п.: т. 2. С. 203).
298
«Всякие жизнь и жизненное движение [происходит] от Жизни, сущей превыше всякой жизни и всякого начала всякой жизни. От Нее и души имеют неуничтожимость, и все животные и растения — жизнь, представляющую собой самый далекий отголосок жизни» (Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 6, 1. С. 438–440 (р. п.: С. 439–441)).
299
Евр. 6, 4.
300
Ин. 14, 23.
301
1 Тим. 6, 16.
302
Пс. 114, 8.
303
Гал. 2, 20.
304
Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну, 28 (5, 24). PG 91, 1144 С (р. п.: С. 124).
305
Он же. Вопросоответы к Фалассию 61, схолия 18. PG 90, 644D–645А.
306
Там же, 61. PG 90, 637D.
307
Там же, 61, схолия 16. PG 90, 644D.
308
1 Ин. 2, 27.
309
Афанасий Великий. К Серапиону, епископу Тмуисскому послание 1, 24. PG 26, 585BC (р. п.: Т. 3. С. 36).
310
Гал. 4, 6; Рим. 8, 15.
311
Ин. 1, 14.
312
Афанасий Великий. Против Ариан, 2, 59. PG 26, 273А (р. п.: Т. 2. С. 339).
313
Он же. Sermo in annuntiationem deiparae [Sp.]. PG 28, 929A.
314
Василий Великий. О Святом Духе, 15, 36. PG 32, 132Β (р. п.: С. 284–285).
315
«αγγέλου, θεού» — в оригинальном тексте св. Василия (по Миню) между этими словами не стоит запятой, и поэтому их следовало бы переводить как «ангела Божия».
316
Василий Великий. Против Евномия, 5. PG 29, 769В (р. п.: С. 227).
317
Там же. PG 29, 741Β (р. п.: С. 204).
318
Слово «μετάδοσις» имеет много значений: «передача», «уделение некоей части от целого», «пособие», «коммуникация», но также и «причастие» в литургическом смысле. Здесь, конечно, имеется в виду уделение «от Духа», т. е. частичное причастие божественных энергий.
319
Василий Великий. Против Евномия, 5. PG 29, 724АВ (р. п.: С. 180).
320
2 Кор. 5, 17; Гал. 6, 15.
321
Василий Великий. Против Евномия, 5. PG 29, 728А (р. п.: С. 192).
322
Там же. 729А (р. п.: С. 194).
323
Быт. 2, 7; 1 Кор. 15, 47.
324
1 Кор. 15, 47.
325
Иоанн Златоуст. Беседа 25 на Евангелие от Иоанна, 2. PG 59, 150А (р. п.: Цит. изд. Т. 8. С. 168).
326
1 Кор. 2, 12.
327
Кирилл Александрийский. Против антропоморфитов, 2. PG 76,1081 AB.
328
Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 22. PG 90, 324А (р. п.: С. 64).
329
Там же (р. п.: С. 65).
330
Мф. 10, 18.
331
Т. е., не обладая мыслительным действием или способностью.
332
Василий Великий. О Святом Духе, 26, 61. PG 32, 180С (р. п.: С. 325).
333
Рим. 8, 16.
334
Гал. 4, 6; Рим. 8, 15.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ТРАКТАТЫ"
Книги похожие на "ТРАКТАТЫ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Святитель Григорий Палама. - ТРАКТАТЫ"
Отзывы читателей о книге "ТРАКТАТЫ", комментарии и мнения людей о произведении.