» » » » Лев Прозоров - Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью


Авторские права

Лев Прозоров - Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью

Здесь можно скачать бесплатно "Лев Прозоров - Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Яуза, Эксмо, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лев Прозоров - Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью
Рейтинг:
Название:
Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью
Издательство:
Яуза, Эксмо
Год:
2006
ISBN:
5-699-14927-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью"

Описание и краткое содержание "Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью" читать бесплатно онлайн.



Эта книга — ещё одна попытка ответить на вопрос: «Откуда пошла русская земля?» Рассказы о забытых подвигах наших славянских предков, возможно, заставит нас по-новому взглянуть на своё настоящее. Языческая Русь снова встаёт перед нами, взывая со страниц летописей, изученных и преподнесенных читателю автором этой книги.

Были ли наши пращуры варварами? Только ли после крещения образовалась Великая Русь? В чём истинное величие русских воинов и насколько они — нормандцы? На все эти и многие другие вопросы отвечает Озар Ворон в «Кавказском рубеже».






Смоленск — город в верхнем течении Днепра.

Средиземное море — море между Европой и Африкой.

Средняя Азия — часть Азии между Каспийским и Аральским морями.

Сурож — город на берегу Азовского моря (совр. Судак). С X века — русский.

Сурожское море — русское название Азовского моря.


Табаристан — область в Северном Предкавказье рядом с Дербентом.

Тевтоны — германское племя.

Тиверцы — восточно-славянское «княжение» между Днестром и устьем Дуная. Столица — город Чёрный.

Тифлис — старое название Тбилиси.

Тъмуторокань (Матрега, Матрика, Таматарха, Самкуш, непр. — Тмутаракань) — город на месте современной Тамани.

Тюрки — в узком смысле — племя, создавшее Тюркский каганат в Средней и Северно-Восточной Азии VI–VIII веков. В широком — группа родственных по языку и культуре племён и народов (туркмены, гузы, печенеги, азербайджанцы, турки, гагаузы, половцы, татары, казахи и пр.).


Уличи — восточно-славянское «княжение» между Днепром и Южным Бугом. Столица — Пересечен.

Упсала — культовый и политический центр Швеции «эпохи викингов».


Финны — группа племен и народностей на севере и востоке Европы.

Франки — германское племя, обитавшее на Рейне и завоевавшее Галлию.


Хазары — тюркское племя на Северном Кавказе, создатели Хазарского каганата.

Хазран — город на Волге южнее Булгара и севернее Итиля. Разрушен великим князем Святославом Игоревичем.

Хвалынское море — русское название Каспийского моря.

Хедебю — один из крупнейших центров скандинавского ремесла и торговли «эпохи викингов». По общему мнению арабских купцов и западных проповедников, — нищее и унылое место.

Херсонес Таврический — древний город в Крыму неподалёку от современного Севастополя.

Хорезм — древнее государство в нижнем течении реки Аму-Дарья.


Царьград — русское название Константинополя.


Черкассы — город на Днепре.

Чернигов — город на Десне. Столица северян.

Чёрное море — внутреннее море между Европой и Малой Азией.

Чудь — русское название эстонцев.


Шведы — скандинавский народ, живущий на юго-востоке Скандинавского полуострова.

Швеция — шведское государство.

Шелонь — река, впадающая в озеро Ильмень.

Шипка — перевал в Болгарии. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. русские войска захватили и шесть месяцев удерживали этот перевал. В январе 1878 года русские войска перешли в наступление и изгнали турок из Болгарии.

Ширван — государство на территории Апшеронского полуострова и примыкающего побережья. Столица — Шемаха.

Шпицберген — архипелаг в Северном Ледовитом океане.


Эстония — страна в Прибалтике.


Япония — страна на островах Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку в Тихом океане.

Яссы — древнерусский Ясский торг, город на северо-востоке Румынии.

Приложение I. Внешность князя Святослава Игоревича как этноопределяющий признак

1060-летию Русского Героя

(Л. Р. Прозоров)

Вступление

Не первый век идёт спор между учёными об этнической принадлежности племени русов («русь» летописей, «россы» греческих источников, «ар-рус» арабских и т. д.), объединивших под своей властью славян и ряд неславянских племён Восточной Европы и создавших Русское государство.

В последнее время вопрос этот решается с чисто лингвистической, даже с чисто ономастической точки зрения[43]. Основным доводом при определении происхождения русов служит этимология слова «русь», имён послов «рода Русского» в договорах с Византией Х века, «русские» названия порогов у Константина Багрянородного. В то же время упускается огромный пласт сведений о культуре и быте, обычаях русов, содержащихся в источниках. В частности, описания внешнего облика и «причёски» русов, самым ярким из которых является описание внешности великого князя Святослава Игоревича у Льва Диакона (кн. 9. гл. 11):

«Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светлыми глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая. На одной стороне её свисал клок волос — признак знатности»[44].

Это описание чрезвычайно ценно для нас тем, что является единственным подробным описанием внешности знатного руса той эпохи, сделанным его современником под непосредственным впечатлением либо со слов очевидца.

Возникает ряд вопросов: во-первых, может ли причёска служить признаком этнической принадлежности, во-вторых, насколько это обличье было характерно для русов IX–XI вв., в-третьих, поскольку сейчас господствует теория скандинавского происхождения русов, как соотнести эти описания со скандинавскими обычаями, в-четвертых, поскольку, как мы увидим ниже, эту причёску связывают с тюркским влиянием, насколько она соответствует тюркским традициям. Наконец, каковы были славянские обычаи в этой области быта и сильно ли они отличались от обычаев русов. Решив эти вопросы, мы сможем судить о внешнем облике вел. кн. Святослава Игоревича в частности и русов вообще, как этноопределяющем признаке, что поможет в решении проблемы этнической принадлежности русов средствами, как представляется, более надёжными, чем ономастические.


Глава 1. Причёска как признак принадлежности

В Средневековье, равно как и в древности и вообще в традиционном обществе, вопрос внешности, в частности причёски, менее всего был делом моды и личного выбора. Как правило, внешность человека определялась его принадлежностью — этнической, конфессиональной, сословной (в языческий период эти факты могли сливаться, точнее, ещё не разделились) Так поздние римские авторы указывают, что алан от скифов отличала именно причёска — соответственно, остриженные в кружок волосы вместо длинных, до плеч[45]. В Библии содержится запрещение иудеям стричь бороды и брить головы, «ибо вы сыны у господа, бога вашего» (Втор. 14:1–2. См. также Лев. 19:27–28, 21:1–6). В Спарте к обязанностям мужчины-спартиата, то есть полноправного гражданина, в равной степени относилось «Посещать сиситии, брить усы и повиноваться законам»[46].

Наиболее любопытный пример — история причёски в Византии. В IV–VI вв. большинство подданных и сам император чисто брили лицо, бороды и усы были признаком «эллина», то есть язычника[47]. Напротив, иконография VII–IX вв. практически не знает безбородых императоров, с бородами и усами изображаются и их подданные (волосы, как правило, стригли не выше ушей. Впрочем, бывали и исключения — см. ниже). Дело в том, что упомянутые периоды разделяет эпоха иконоборчества. Изображения Христа с девственно чистым лицом ангела или евнуха (Христос Добрый Пастырь, Христос Диоген пр.)[48] были большей частью уничтожены и сменились по её окончании иконами ближневосточной, сирийской школы, где Христос был представлен с бородой и усами. И средневековые христиане, свято помнившие слова Библии об «образе и подобии» (Быт. 1:26) и ориентируясь на новые иконы, стали отпускать бороды и усы.

Итак, ориентиром в отношении внешнего вида причёски служило изображение Божества или представление о Нём, что вообще естественно для действий традиционного или религиозного человека: «религиозный человек… осознаёт себя истинным человеком лишь в той мере, в какой он походит на богов, героев-основателей цивилизаций, мифических предков… Воспроизведением своих мифов религиозный человек желает приблизиться к Богам и приобщиться к Бытию»[49].

Эта взаимосвязь немаловажна для нашей темы. Во-первых, мы установили, что в причёске традиционный человек стремился подражать богам и предкам. Поскольку на языческом уровне конфессиональное и этническое неразличимы — см. договор 912 года: «русин али бо христианин»[50], — то причёска становится достаточно надёжным этноопределяющим признаком.

Во-вторых, изображения и описания языческих богов, следовательно, являются надёжным источником в области обычаев почитающих их народов.


Глава 2. Обычаи русов

Видимо, следует сразу заметить, что Святослав не был исключением среди русов. Лев Диакон прямо говорит, что обликом князь «ничем не отличался» от своих приближённых. Как намёк на отличие можно вспомнить лишь одинокий «клок волос — знак знатности рода».

Следовательно, прочие русы были безбороды и наголо обриты.

Арабские авторы, описывая русов, редко говорят об их причёске. Этому есть два объяснения: во-первых, снимать головной убор вне дома противоречило обычаям русов. Выражение «опростоволоситься» по сей день сохранило неодобрительный смысл. Русские князья XI в. даже в церкви (!) стояли с покрытыми головами[51]. Во-вторых, бритоголовым мусульманам бритые головы русов могли показаться чем-то обыденным, само собой разумеющимся и недостойным упоминания. Впрочем, ибн Хаукаль положительно сообщает о бритье голов у русов[52]. У него же, Идриси и Димешки узнаём, что часть русов бреет бороды, другие же отпускают их, завивая «наподобие гривы», или красят шафраном[53]. Следует обратить внимание, что бородачи в сообщениях арабских авторов неизменно следуют после бреющихся: возможно, потому, что последние составляли большинство среди русов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью"

Книги похожие на "Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лев Прозоров

Лев Прозоров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лев Прозоров - Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью"

Отзывы читателей о книге "Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.