» » » » Пётр Богданов - Историческое известие о раскольниках


Авторские права

Пётр Богданов - Историческое известие о раскольниках

Здесь можно скачать бесплатно "Пётр Богданов - Историческое известие о раскольниках" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 1787. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пётр Богданов - Историческое известие о раскольниках
Рейтинг:
Название:
Историческое известие о раскольниках
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1787
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Историческое известие о раскольниках"

Описание и краткое содержание "Историческое известие о раскольниках" читать бесплатно онлайн.








Въ бытїйственныхъ книгахъ древнихъ и новыхъ временъ обрѣтаются многїя свидѣтельства грубыхъ но для черни столь соблазнительныхъ коварствъ, что цѣлые народы приводятся оными въ нѣкое изступленїе дѣлать то, что совсѣмъ здравому разсудку противно. Мудрые никогда непроизводили толь чудесныхъ перемѣнъ для блага рода человѣческаго, какъ невѣжды для пагубы его. Нетокмо въ странахъ обитаемыхъ людьми одичавшими отъ скудости, преселенїй въ дебри и пустыни и разныхъ другихъ причинъ, но и въ тѣхъ, гдѣ просвѣщенїе часто водворялось, помрачало буйство очи простолюдимовъ и низвергало ихъ толпами въ ровъ погибели. Бѣдные стеная подъ игомъ жестокости и неразумїя стремятся сильно для освобожденїя себя отъ онаго ко всякому призраку обольщающему ихъ чувства. Въ самомъ нашемъ отечествѣ имѣемъ мы много примѣровъ поползновенїя разсудка человѣческаго къ послѣдованїю нелѣпымъ внушенїямъ тѣхъ, кои обращаютъ слабость его въ свою пользу и нимало не помышляютъ о слѣдствїяхъ своихъ поступокъ. Государи почитавшїе строгость надежнымъ врачевствомъ отъ недуговъ душевныхъ, тщетно оную противу ихъ употребляли. Кростость и мудрость суть несравненно надежнѣйшїя и почтительнѣшїя средства для удержанїя людей отъ заблужденїй. Сїи средства суть орудїя Великїя Екатерины, чрезъ кои управляетъ Она своимъ народомъ. Государи пекущїеся о благѣ своихъ подданныхъ въ томъ Ей подражаютъ и уготовляютъ Европѣ блаженство. Суевѣрїе скоро всюду истребится, сердца оживотворятся духомъ человѣколюбїя и раздоры уступятъ мѣсто мирнымъ союзамъ братства. Поелику же нынѣ мракъ невѣжества толь примѣтно исчезать начинаетъ, то и нужно сохранить въ памяти тѣ случаи, кои навлекли оной и на Россїю и изъ коихъ менѣе прочихъ извѣстны побужденїя къ расколамъ и многоразличному ихъ раздѣленїю. Онѣ всѣ слабы, но еще слабѣе ихъ умствованїя нашихъ простолюдимовъ, породившїя много буйствъ, но несравненно менѣе кровопролитїя, нежели у народовъ величающихся своимъ просвѣщенїемъ. Начало и постепенное ихъ возвращенїе есть слѣдующее.

Россїйская церковь воспрїявшая начало свое въ 988 году отъ Греческой и зависѣвшая долго отъ оной была до половины послѣдняго вѣка въ совершенномъ согласїи, кромѣ нѣкоего монаха Андреяна, возставшаго около 1003 года противъ поклоненїя иконъ, Iерархїи и законовъ церковныхъ, но приведеннаго немедлѣнно въ разумъ истинны Митрополитомъ Леонтїемъ. Нынѣшнїе же расколы возъимѣли бытїе и силу свою лѣтъ за сто предъ симъ: ихъ соблазнило исправленїе церковныхъ книгъ. Многїя погрѣшности обезобразившїя церковныя книги и произшедшїя по большой части отъ переписчиковъ за недостаткомъ училищъ и книгопечатень по причинѣ разныхъ безпокойствъ государство угнѣтавшихъ, побудили еще въ 1512 году царя Василїя Ивановича писать въ Аөонскую гору къ тамошнему духовенству и просить, чтобъ прислали къ нему человѣка, способнаго исправить погрѣшности, вкравшїяся въ Россїйскїя церковныя книги; для чего и присланъ былъ оттуда старецъ Максимъ, мужъ въ Греческомъ и Славенскомъ языкѣ весьма искусный, коего ревность къ исполненїю возложенной на его должности, стоила ему дорого; ибо народъ Россїскїй возропталъ на его съ самаго его приѣзду, что онъ неисправляетъ книги, но портитъ и вводитъ новую вѣру; по чему посадя его въ тюрму содержали его въ оной 38 лѣтъ до самой его смерти. Царь Иванъ Васильевичь продолжая сїе исправленїе собралъ въ Москвѣ соборъ именуемый стоглавнымъ подъ предводительствомъ Митрополита Макарїя, въ которомъ всѣ Архїепископы и Епископы Россїской церкви присутствовали и который точно опредѣлилъ помянутое исправленїе. Царь Михаилъ Өеодоровичь съ родителемъ своимъ святѣйшимъ Патрїархомъ Филаретомъ Никитичемъ предпринималъ тоже, чему послѣдовалъ и Патрїархъ Iосифъ въ царствованїе Алексѣя Михайловича, благоволившаго при Патрїархѣ Никонѣ собрать соборъ, въ коемъ присутствовало все знатное Россїское духовенство и на которомъ такъ же положено исправить церковныя книги. Государь писалъ о томъ ко вселенскимъ Патрїархамъ, изъ коихъ Константинопольскїй Папсїй собрал соборъ, гдѣ положено, дабы въ семъ дѣлѣ точно слѣдовать древнимъ Греческимъ и Славенскимъ книгамъ. По томъ еще было два собора, одинъ въ 1655 а другой въ 1667 году. Въ первомъ присутствовали Патрїархи: Антїохїйскїй Макарїй, Московскїй Никонъ, Сербскїй Гаврїилъ, Россїскїе Архїепископы и проч, а во второмъ Патрїархи: Александрїйскїй Папсїй, Антїохїйскїй Макарїй съ согласїемъ Цареградскаго и Iерусалимскаго, Московскїй Iоасафъ съ 14 Митрополитами Россїскими и 8 Восточными Архїепископами, 5 Епископами, 25 Архимандритами, 6 Игуменами и 15 Протопопами, коими всѣми единогласно исправленїе книгъ было опредѣлено и въ совершенство приведено. Съ того времени малопросвѣщенные а болѣе злые люди почли и огласили исправленїе книгъ порчею и составили первый расколъ въ Россїйской церквѣ подъ предлогомъ истиннаго благочестїя, боголюбезнаго православїя, непорочнаго храненїя древней вѣры и отеческихъ преданїй. Главные начальники онаго были протопопы: Иванъ Нероновъ, Данїилъ и Аввакумъ съ Дїакономъ Өеодоромъ, великїе пустосвяты и при томъ духа гордаго и къ возмущенїю склоннаго. Сонмъ ихъ умножился скоро при стеченїи черни какъ пламень при бурномъ вѣтрѣ, и смутивъ въ разныхъ мѣстахъ народъ, захватилъ съ помощїю измѣнниковъ Астраханскихъ изъ шайки Стеньки Разина пребогатой Соловецкой монастырь и обратилъ оной въ свой вертепъ, которой по повелѣнїю Царя Алексѣя Михайловича былъ взятъ и большая часть скрывавшихся тамъ возмутителей получила мзду своихъ дѣлъ и казнена 22 Генваря 1676. Старовѣрцы утверждаютъ для прельщенїя слабоумныхъ, что трупы ихъ остались нетлѣнны и проч. Никита показывалъ видъ совершеннаго раскаянїя и просилъ у Государя и собора прощенїя, которое и получилъ, но за дарованїе ему жизни отблагодарилъ онъ тѣмъ, что во время стрѣлецкаго бунта подговоря многихъ себѣ подобныхъ и склоня на свою сторону немалое число стрѣльцовъ, ходилъ по площадямъ и корчемнымъ домамъ для возмущенїя народа и мало по малу столь усилился, что дерзалъ уже гласно склонять народъ на дѣло коварное, и вызывалъ къ себѣ для прѣнїя о вѣрѣ самаго Патрїарха, дабы принесть его въ жертву своему неистовству, и во время его служенїя ворвался въ крѣпость съ великимъ множествомъ единомышленниковъ своихъ и въ буйствѣ кричалъ Государямъ Iоанну Алексѣевичу и Петру Алексѣевичу: велите Государи имѣть Патрїарху съ нами дѣло о вѣрѣ. Патрїархъ же прибѣгнувъ къ Богу и явясь немедлѣнно у Ихъ Величествъ, просилъ о покровительствѣ, которое и оказано было ему съ мужествомъ и благоразумїемъ Ихъ достонымъ; ибо Они немедлѣнно вошли въ грановитую палату и повелѣли туда же быть Патрїарху со всѣмъ его соборомъ для увѣщанїя мятежниковъ, которые такъ же въ сїю палату впущены были; но они при самомъ входѣ своемъ попрали слово Евангельское: воздадите Кесарева Кесареви и Божїя Богови, надѣлали множество безчинствъ въ присутствїи Высочайшихъ лицъ, родительницы ихъ; великихъ княженъ и знатнѣйшихъ особъ духовнаго и свѣтскаго чина и невнимали никакимъ увѣщанїямъ и доказательствамъ о ихъ заблужденїи; поелику у нихъ не то совсѣмъ на умѣ было, какъ послѣ при допросахъ и дѣйствительно оказалось по преданїи Никиты въ руки правосудїя самыми его сообщниками. — Изъ числа мятежниковъ попъ Козьма убоясь жребїя Никиты, казненнаго на красной площади, подговорилъ съ собою нѣсколько десятковъ человѣкъ и бѣжалъ изъ Москвы въ 1668 году въ Стародубовскую нѣкоторую область и тамъ стекавшихся къ нему въ великомъ множествѣ мужиковъ вторично крестилъ и миромъ мазалъ по выдержанїи ими сорокодневнаго поста съ крайнимъ воздержанїем и содѣланїи всякой день 300 земныхъ и 700 поясныхъ поклоновъ, а въ нощное время 600 молитвъ Iисусу и проч. Отъ сего Козьмы установлено, что бы православные его ни съ кѣмъ изъ иновѣрцовъ непили и неѣли, въ баню неходили, Богу вмѣстѣ немолились, ни о чемъ съ ними неразсуждали, на торгу кромѣ великїя нужды непокупали пищи, да и ту молитвою бы очищали и проч. О строгомъ же сохраненїи заповѣдей Божїихъ и любви ко ближнему ничего неупомянуто. — Вскорѣ по томъ нѣкоторый Стефанъ попъ съ сыномъ своимъ Димитрїемъ пришелъ туда же изъ Бѣлева и поселясь въ слободѣ Митковкѣ поразнился съ Козьмою въ томъ токмо, что никого неперекрещивалъ. Дошедшїй до нихъ слугъ[1] о Высочайшемъ повелѣнїи сыскать и представить ихъ въ Москву, принудил ихъ преподобїя ятися бѣгу въ Польшу и водвориться при рѣкѣ Виткѣ во владѣнїи нѣкоего помѣщика Халецкаго, гдѣ по краткомъ мирномъ сопребыванїи возъимѣли другъ противу друга великую вражду за колоколъ, которой Козьмѣ хотѣлось имѣть а Стефану нѣтъ. По смерти Козьмы учинился преемникомъ его нѣкїй бѣглый чернецъ Iоасафъ, управлявшїй паствою своею 5 лѣтъ и положившїй основанїе сооруженїю церкви, доконченной и освященной разстригою Өеодосїемъ. Съ того времени умножился расколъ въ Россїи до крайности и соблазнивъ тысячи простодушныхъ, разсѣялъ ихъ по дебрямъ и пустынямъ, гдѣ они бѣдственно провождали дни свои и часто ради мученическаго вѣнца сожигались толпами. Раздѣленїе же въ ономъ главное послѣдовало тогда, когда вымерли у нихъ попы принявшїе священническїй санъ прежде исправленїя книгъ: тогда одна половина осталась безъ священства и таинствъ, а другая довольствовалась наборомъ бѣглыхъ поповъ приходившихъ къ нимъ подъ видомъ возвращающихся отъ ереси къ благочестїю. Безпоповщина раздѣляется на 4 отрасли: на Поморской, Өеодосїевской, Нетовской и Филиповской толкъ. О поморянахъ извѣстно, что они возъимѣли начало свое отъ Данилы Викулина, бывшаго дьячкомъ при церквѣ Шумскаго погоста, который ходилъ по волостямъ и развращалъ народъ называя триперстное сложенїе печатью Антихристовою, крестъ четвероконечный кумиромъ и т. под. преклонилъ на свою сторону весь Олонецкїй уѣздъ и основалъ около 1694 года выгорѣцкой скитъ, пришедшїй въ отмѣнную славу при преемникѣ его Андреѣ Денисовѣ, человѣкѣ хитромъ и столько грамотномъ, что сочинилъ двѣ исторїи: одну о взятїи Царемъ Алексѣемъ Михайловичемъ Соловецкаго Монастыря, а другую о казни старовѣрцовъ Аввакумовскихъ, гдѣ весьма хитро украсилъ повѣсти свои баснотворными подвигами оныхъ лжестрадальцовъ, уподобленныхъ древнимъ святымъ мученикамъ и проч. Онъ писалъ такъ же съ помощїю брата своего Андрея и поморскїе отвѣты Неофилу Iеромонаху присланному къ нимъ по Именному повелѣенїю для увѣщанїя ихъ и обращенїя на путь истинны. Сїи хитросплетенные отвѣты, такъ же весьма старинные и рѣдкїе Россїйскїе книги и рукописи, богатыя иконы и иныя великолѣпныя церковныя утвари, добытыя ими за великїя деньги при помощи многоразличныхъ пронырствъ, служили камнемъ претыканїя всѣмъ тѣмъ, кои были набожны, но незнали, въ чемъ состоитъ истинное благочестїе. Въ вышесказанныхъ Денисовыхъ исторїяхъ упоминается, что нѣкїй старецъ изъ Соловецкаго Монастыря избѣгшїй участи собратїи своей, принесъ оттуда въ поморье запасные дары, коихъ оскудѣнїе принудило его соединить остатки ихъ съ хлѣбеннымъ растворомъ и испечь хлѣбы для того же употребленїя, и будто не ради продажи крохъ ихъ за мѣшки сребра и золота. Послѣ его были здѣсь главные настоятели: Петръ Прокофьевъ, Иван Филиповъ, Леонтїй Өеодосїевъ и инные, коихъ всѣхъ ученїе состояло въ слѣдующемъ: 1) перекрещивать къ нимъ приходящихъ; 2) признавать Антихриста пришедшимъ въ мїръ и царствующимъ; 3) немолиться о здравїи Государей; 4) неимѣть отнюдь браковъ и разводить женатыхъ на чистое житїе; 5) непринимать креста изъ двухъ частей сложеннаго; 6) отъ огнесожженїя и погребенїя себя живыхъ неотрицаться и за самоубїйцъ Бога молить, признавая ихъ святыми страдальцами мученическаго вѣнца удостоившимися; 7) на трисоставномъ крестѣ недѣлать обыкновенной надписи а особливо подъ титлами и проч. подобн. — Өеодосїевской толкъ воспрїялъ начало свое отъ Өеодосїя Васильева отщетившагося въ 1706 или 1707 году отъ Поморянъ и разпространившаго около Новгорода и Пскова ученїе свое заключающееся найпаче въ томъ: что бы при сохраненїи Поморскаго православїя полагать предъ обѣдомъ за покупаемое отъ нечестивыхъ на торгу брашно по 100 поклоновъ, и дѣлать въ печныхъ изразцахъ диры, дабы удобнѣе благодать во время молитвы на уготовляемыя ѣствы дѣйствовала, ради чего и сосуды съ напитками бываютъ у нихъ тогда же отверсты.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Историческое известие о раскольниках"

Книги похожие на "Историческое известие о раскольниках" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пётр Богданов

Пётр Богданов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пётр Богданов - Историческое известие о раскольниках"

Отзывы читателей о книге "Историческое известие о раскольниках", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.