Андрей Ефремов - Чёрная смородина
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чёрная смородина"
Описание и краткое содержание "Чёрная смородина" читать бесплатно онлайн.
Сюжет из разряда — нарочно не придумаешь. В 90-х годах прошлого столетия публиковались в местной периодической печати небольшие статьи на эту тему. Но дело было реальное, даже несколько уголовно-политическое, в далёком 1937 году, имевшее место быть в селе Атамай колхоза «Красная звезда», ЯАССР. Тем не менее, все характеры и фамилии изменены, за исключением имени главного героя, который ушёл из жизни довольно давно — предположительно в начале XIX века… По материалам известного современного якутского шамана Владимира Кондакова.
Андрей Ефремов
Чёрная смородина
«Кончилось время — пришел срок».
(Якутская поговорка).«Всему своё время».
(Еклесиаст).Глава 1
Шаман Монньогон никогда не камлал, по крайней мере, люди этого ни разу не видели. Но шаманские костюм и бубен у Монньогона были, — эти вещи висели на самом почётном месте в его балагане. Многие по поводу отказа от традиционного обряда камлания проявляли недовольство, но не вслух: шаман был сильный, его недовольство проявилось бы намного сильнее.
Тем не менее, говорят, в соседних и дальних наслегах в разное время находились смелые шаманы, которые пытались навострить на него свои духовные самострелы, но сами от них и погибали. Монньогон всегда учил людей: не делайте людям зла: зло, усиленное во много крат, всегда вернётся обратно. Приносите людям добро, и отец небесный воздаст по заслугам.
Самострелы противников — невидимые орудия, имели громадный размер — их тетива тянулась от вершины одной горы до вершины другой. Но простой человек это духовное оружие никогда не увидит, увидеть его дано только очень опытному и бдительному шаману. Если, конечно, успеет. Монньогон успевал.
Долгую жизнь прожил Монньогон, лечил людей, скот, в годы засухи вызывал обильные дожди, стихии и враги обходили наслег стороной. Даже отряды казаков, собирающие ясак для царя, заодно грабившие и разоряющие и без того нищие селения, не могли найти дорогу к его наслегу, долго плутали по тайге и алаасам и, в итоге, возвращались в город ни с чем.
Но всему свой срок и своё время: верховный Бог дал знак шаману: на рассвете прилетела к его жилищу белая куропатка, прохаживалась у двери и всё смотрела Монньогону в глаза. Когда солнце заняло своё место в зените, всё селение уже знало — через три дня Монньогон уйдёт в верхний мир. Шаман уже приготовил достойное место для своего захоронения и нужно привести к нему девять юношей не познавших женщин, для того, чтобы они совершили обряд погребения, а из табунов выбрать одного пегого ясноглазого жеребца — для жертвы.
К вечеру на его алаас (огромная поляна с озером в центре) пришли все жители наслега, шаман говорил последнее слово-напутствие:
— Совершатся большие изменения в срединном мире. Люди больше не будут уважать друг друга, с криком будут разговаривать между собой. Все ожесточатся, люди будут раздраженными и нетерпимыми по отношению друг к другу. Это будет ужасно, такого ещё не было… — Монньогон оглядел собравшихся ясными пронзительными глазами, взгляда которых не мог выдержать никто, — вы считаете, что сейчас у вас трудная жизнь? — большинство согласно закивали головами, — Нет, станет ещё страшней и тяжелее! Небеса рассердятся на людей, отчего небо станет раскаленным и красным. Люди сами разрушат божественную оболочку земли, из-за чего воздух станет жидким и невкусным. Люди свергнут царя и все разрушат, забудут Бога. Я вижу на много лет вперед и ни одной церкви не вижу. Люди новой власти размахивают красной тряпкой, собираются толпой и очень много говорят. Почему-то эти люди скот и все богатство держат в одном месте. Я вижу, что люди построили огромные просторные дома и живут вместе, отхожее место у них прямо в доме, и никто из них не ходит на охоту, на потолках жилищ висят стеклянные шары с ярким огнём внутри. В лесах не станет дичи. Человек сам превратится в зверя и все уничтожит: и леса, и озёра, и реки, много животных исчезнет. Люди пойдут против природы, и Великий Бог Ур рассердится на них. Появятся странные животные: они похожи на маленькие дома, которые странно грохочут, пускают дым и быстро катятся. У этих зверей огненные глаза и внутри сидят люди. А на небе такие же странные железные звери летают, и в них тоже люди сидят. Люди, размахивающие материей красного цвета, победят власть царя. Много будет крови и греха. Затем начнется небывалая страшная война. С запада на железных зверях прибудут люди в чёрных железных шапках и блестящих торбасах, они начнут истреблять многие народы! Будут воевать не только ружьями, но и оружием, которые мечут молнии. Но эти плохие люди будут побеждены. Очень мало наших людей вернётся с той войны, и у всех на груди будут висеть блестящие красивые железки. Новая власть продержится всего семьдесят лет и сами стоящие у власти свергнут свою власть. Настанет время глупых царей. Все будут питаться нехорошей пищей, которая будет долго храниться в странной тонкой и гибкой посуде. Воздух и вода будут отравлены, и с неба придут бедствия, целые города будут провалиться в недра земли. Звезды на небе будут смещены, и постепенно начнется Хаос. Начнется новая страшная война, небеса содрогнутся от горя и рыданий людей, населяющих срединный мир…
Монньогон ненадолго задумался, отрешённым взглядом посмотрел на небо:
— Вы знаете, что я разговариваю с небесами, но настанут времена, когда все люди будут разговаривать друг с другом через далёкие расстояния посредством каких-то непонятных чёрных коробочек, и это тоже будет приводить к великим бедам…
Шаман замолк. Кто-то из толпы не выдержал:
— Когда же начнётся Хаос, как нам дальше жить?!
— По древнему обычаю мои потомки должны перезахоронить мои останки через сто лет, и так — три раза. На четвёртом столетии гроб должны окончательно предать земле. Пока я с вами, никто и ничто вас не потревожит! Но и я не всесилен, примерно через полтора века, вначале всеобщего безумия меня начнут забывать, но я напомню о себе и помогу своему роду…
Монньогон привёл парней к месту своего погребения, которое он загодя выбрал:
— Арангас (традиционное шаманское погребение) будет здесь.
Место, куда привёл шаман молодых людей, находилось неподалёку от села, но было довольно глухим. В чаще стояли четыре ели с отпиленными вершинами. Парни знали что нужно делать — на высоте примерно двух метров их необходимо соединить между собой перекладинами. На эти перекладины и будет установлен гроб, представляющий из себя выдолбленную изнутри колоду из двух половинок цельного и достаточно толстого ствола.
Приготовили специальные фиксаторы и клинья, которые будут плотно прижимать верхнюю часть колоды к нижней. С их помощью весь гроб будет неподвижно закреплён на помосте. Чтобы корни деревьев не прогнивали, их обнажили, сняв сверху дерн.
Шаман ушёл из срединного мира в свой срок…
* * *— Смотри, Бааска — чёрная смородина!
Ягоды тяжёлыми гроздьями свисали с кустов, найти такие богатые места — большая удача! Подростки весело накинулись на кусты, обламывали ветки густо облепленные ягодами: собирать же не во что, заодно сразу и кушали.
Не заметили как вышли на небольшую поляну…
Бааска и Ёндёрюська с трепетом в душе разглядывали древний гроб шамана: выдолбленная из толстого ствола колода, в ней покоятся останки настоящего шамана в старинных истлевших одеяниях. Видно — гроб когда-то висел между четырёх елей со спиленными верхушками, от времени некоторые подпорки подгнили, и колода рухнула на землю с двухметровой высоты. Но не перевернулась, только крышка гроба — такая же покрытая крупными трещинами рассохшаяся колода, отлетела в сторону. Удивительно — как невесомые мощи при ударе о землю не повылетали из гроба.
Бааска шумно пришлёпнул комара на щеке:
— Ай!.. бодается…
— Не шуми, — шёпотом приказал друг, — пойдём отсюда.
Как знать, если бы подростки в этот ясный и солнечный день не решили для экономии времени срезать путь по тайге с колхозных сенокосных угодий до посёлка, дальнейшая цепочка событий имела бы совершенно другое и неинтересное для читателя развитие.
Бааска, стараясь сохранить храброе выражение лица, взял в руки пруток, и стал шуровать в открытой колоде истлевшую одежду и кости, огрызнулся:
— А что нам будет? — Пруточку с трудом удавалось рыхлить толстый слой слежавшийся хвои, всё-таки это получалось. В лесном воздухе чувствовался густой запах серого мха, — смотри, железки какие-то. Украшения, что-ли?
— Он нас накажет, — шёпотом ответил Ёндёрюська.
— Кто — «он»? — со смехом спросил друг, — этот скелет?
— Нельзя тревожить дух шамана, — с трудом сдерживая злость и страх, буквально зашипел на товарища Ёндёрюська, — горе всем будет! Я слышал — его похоронили здесь больше ста лет назад… — Теперь запахло озоном — так бывает во время сильной грозы, но ничего похожего на дождь не наблюдалось: светило жаркое солнце, небо было безмятежным и совершенно безоблачным.
— Ха! Советская власть отменила всех шаманов с попами, и старых, и современных! — Бааска даже пнул по колоде ногой, — ты — трус!
Ёндёрюська не выдержав, вырвал прут из рук Бааски, отшвырнул, и молча пошёл.
— Трус, трус! Я всем расскажу, какой ты трус! Ты…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чёрная смородина"
Книги похожие на "Чёрная смородина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Ефремов - Чёрная смородина"
Отзывы читателей о книге "Чёрная смородина", комментарии и мнения людей о произведении.