» » » » Константин Островитянов - Политическая экономия


Авторские права

Константин Островитянов - Политическая экономия

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Островитянов - Политическая экономия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, год 1955. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Политическая экономия
Издательство:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Жанр:
Год:
1955
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политическая экономия"

Описание и краткое содержание "Политическая экономия" читать бесплатно онлайн.



Настоящий учебник политической экономии написан коллективом экономистов в составе: академика Островитянова К. В., члена-корреспондента Академии паук СССР Шепилова Д. Т., члена-корреспондента Академии наук СССР Леонтьева Л. А., действительного члена Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина Лаптева И. Д., профессора Кузьминова И. И., доктора экономических паук Гатовского Л. М., академика Юдина П. Ф., члена-корреспондента Академии наук СССР Пашкова А. И., кандидата экономических наук Переслегина В. И. В подборе и обработке статистических материалов, включённых в учебник, принял участие доктор экономических паук Старовский В. Н.

При разработке проекта учебника многие советские экономисты сделали ценные критические замечания и внесли ряд полезных предложений по тексту. Эти замечания и предложения авторы учли в последующей работе над учебником.

Огромное значение для работы над учебником имела организованная Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза ноябрьская экономическая дискуссия 1951 г. В ходе этой дискуссии, в которой приняли активное участие сотни советских экономистов, был подвергнут всестороннему критическому разбору представленный авторами проект учебника политической экономии. Выработанные в итоге дискуссии предложения по улучшению проекта учебника явились важным источником для усовершенствования структуры учебника и обогащения его содержания.

Окончательная редакция учебника проведена товарищами: Островитяновым К. В., Шепиловым Д. Т., Леонтьевым Л. А., Лаптевым И. Д., Кузьминовым И. И., Гатовским Л. М.

Сознавая в полной мере значение марксистского учебника политической экономии, авторы намерены продолжить работу по дальнейшему улучшению текста учебника на основе тех критических замечаний и пожеланий, которые будут сделаны читателями по ознакомлении с первым изданием учебника. В этой связи авторы просят читателей присылать свои отзывы и пожелания по учебнику по адресу: Москва, Волхонка, 14, Институт экономики Академии наук СССР.


Авторы

Август 1954 г. г. Москва






4. Внутренний рынок создаётся развитием самого капитализма. Расширение внутреннего рынка означало увеличение спроса на средства производства и средства существования. Мануфактура, основанная на отсталой технике и ручном труде, не в состоянии была удовлетворить возросший спрос на товары промышленного производства. Возникла необходимость перехода к машинной индустрии.


ГЛАВА VI МАШИННЫЙ ПЕРИОД КАПИТАЛИЗМА



Переход от мануфактуры к машинной индустрии.


До тех пор, пока производство базировалось на ручном труде, как это было в мануфактурный период, капитализм не мог осуществить коренного преобразования всей экономической жизни общества. Такое преобразование произошло с переходом от мануфактуры к машинной индустрии, которая стала зарождаться в последней трети XVIII столетия и получила распространение в важнейших капиталистических странах Европы и в США в течение XIX столетия. Крупная машинная индустрия представляет собою третью, наиболее высокую, ступень развития капиталистического производства.

Переход от мануфактуры к машинной индустрии означал полный технический переворот в производстве. Материально-технической основой этого переворота явилась машина.

Всякая развитая машина состоит из трёх частей: 1) машины- двигателя, 2) передаточного механизма, 3) рабочей машины.


Машина-двигатель действует как движущая сила всего механизма. Она либо сама порождает двигательную силу (например, паровая машина), либо получает её извне, от какой-нибудь готовой силы природы (например, водяное колесо, приводимое в движение силой падающей воды).

Передаточный механизм состоит из всякого рода приспособлений (трансмиссий, зубчатых колёс, ремней, электроприводов и др.), которые регулируют движение, изменяют в случае необходимости его форму (например, превращают из прямолинейного в круговое), распределяют его и переносят на рабочую машину. Как машина-двигатель, так и передаточный механизм служат для того, чтобы приводить в движение рабочую машину.

Рабочая машина непосредственно воздействует на предмет труда и производит в нём необходимые изменения в соответствии с поставленной целью. Если присмотреться ближе к рабочей машине, то в ней можно найти, хотя часто в очень изменённой форме, в общем те же орудия, которые употребляются и при ручном труде. Но во всех случаях это уже не орудия ручного труда, а орудия-механизмы, механические орудия. Рабочая машина явилась исходным пунктом переворота, который привёл к замене мануфактуры машинным производством. После того как были изобретены механические орудия, произошли коренные изменения в устройстве двигательных и передаточных механизмов.


В своей ненасытной погоне за наживой капитал обрёл в машине могучее средство повышения производительности труда. Во-первых, применение машин, действующих одновременно множеством орудий, освободило производственный процесс от узких рамок, обусловленных ограниченностью органов человека. Во-вторых, применение машин впервые дало возможность использовать в процессе производства огромные новые источники энергии — двигательную силу пара, газа и электричества. В-третьих, применение машин позволило капиталу поставить на службу производству науку, расширяющую власть человека над природой и открывающую всё новые возможности повышения производительности труда. На основе крупной машинной индустрии утвердилось господство капиталистического способа производства.


Промышленный переворот.


Начало крупной машинной индустрии было положено в Англии. В этой стране сложились благоприятные исторические условия для быстрого развития капиталистического способа производства: ранняя отмена крепостного права и ликвидация феодальной раздроблённости, победа буржуазной революции в XVII веке, насильственное обезземеливание крестьянства, а также накопление капиталов путём широко развитой торговли и ограбления колоний.

В середине XVIII века Англия являлась страной с большим количеством мануфактур. Важнейшей отраслью промышленности было текстильное производство. Именно с этой отрасли началась промышленная революция, происшедшая в Англии в течение последней трети XVIII века и первой четверти XIX века.

Расширение рынка и погоня капиталистов за прибылью обусловили необходимость совершенствования техники производства. В хлопчатобумажной промышленности, развивавшейся быстрее других отраслей производства, господствовал ручной труд. Главными операциями в хлопчатобумажной промышленности являются пряденье и ткачество. Продукт труда прядильщиков служит предметом труда ткача. Рост спроса на хлопчатобумажные ткани сказался прежде всего на технике ткачества: в 1733 г. был изобретён самолётный челнок, повысивший вдвое производительность труда ткача. Это вызвало отставание прядения от ткачества. На мануфактурах ткацкие станки часто простаивали из-за недостатка пряжи. Возникла насущная потребность в улучшении прядильной техники.

Эта задача была разрешена путём изобретения (в 1765— 1767 гг.) прядильных машин, каждая из которых имела полтора- два десятка веретён. Двигательной силой первых машин был сам человек или рабочий скот, затем появились машины, которые приводились в движение силой воды. Дальнейшие технические усовершенствования позволили не только увеличить выработку пряжи, но и улучшить её качество. В конце XVIII века уже существовали прядильные машины, имевшие до 400 веретён. В результате этих изобретений производительность труда в прядении сильно возросла.

В хлопчатобумажной промышленности возникло теперь новое несоответствие: пряденье обогнало ткачество. Это несоответствие было устранено изобретением в 1785 г. механического ткацкого станка. После ряда усовершенствований механический ткацкий станок получил в Англии широкое распространение и к 40-м годам XIX века полностью вытеснил ручное ткачество. Коренным изменениям подверглись и процессы обработки тканей — отбелка, крашение, печатание. Применение химии сократило длительность этих процессов и улучшило качество продукции.

Первые текстильные фабрики строились по руслам рек, и машины приводились в действие при помощи водяных колёс. Это сильно ограничивало возможности применения машинной техники. Необходим был новый вид двигателя, не зависящего от местности и времени года. Таким двигателем явилась паровая машина (изобретённая в России в 1763 г., но не получившая тогда распространения; в Англии паровая машина была изобретена в 1784 г.).

Применение паровой машины имело огромное значение. Паровая машина представляет собой двигатель универсального значения, свободный от многочисленных недостатков, свойственных водяному двигателю. Потребляя уголь и воду, паровая машина производит двигательную силу, которая находится всецело под контролем человека. Эта «машина подвижна; она освобождает промышленность от привязанности к природным источникам энергии и даёт возможность концентрировать производство в любом месте.

Паровая машина стала быстро распространяться не только в Англии, но и за её пределами, создавая предпосылки для появления крупных фабрик с множеством машин и большим количеством рабочих.

Машины революционизировали производство во всех отраслях промышленности. Они охватили не только хлопчатобумажное производство, но получили применение и в шерстяной, льняной, шёлковой промышленности. Вскоре были найдены способы использования паровой машины па транспорте: в 1807 г. в США был создан первый пароход, а в 1825 г. в Англии была построена первая железная дорога.

Первоначально машины изготовлялись на мануфактурах при помощи ручного труда. Они обходились дорого, были недостаточно мощны и совершенны. Мануфактуры не могли изготовлять такое количество «машин, какое требовалось для быстро растущей промышленности. Задача была разрешена переходом к машинному производству машин. Возникла новая, быстро развивавшаяся отрасль промышленности — машиностроение. Первые «машины изготовлялись преимущественно из дерева. Затем деревянные части машин стали вытесняться металлическими. Замена дерева 'металлом, повысив долговечность и прочность машин, открыла возможность работать с такой скоростью и с таким напряжением, какие раньше были немыслимы. В начале XIX века были изобретены механические (молоты, прессы, металлообрабатывающие станки: токарный, затем фрезерный и сверлильный.

Для производства машин, паровозов, рельсов, пароходов понадобилось огромное количество железа и стали. Стала быстро развиваться металлургия. В развитии металлургии большое значение имело открытие способа плавки железных руд на минеральном топливе вместо древесного. Всё более совершенствовались доменные печи. С 30-х годов XIX столетия холодное дутьё стало заменяться горячим, что ускоряло доменный процесс и давало большую экономию топлива. Были открыты новые, более совершенные способы выплавки стали. Распространение паровой машины, рост металлургии вызвали потребность в огромных количествах каменного угля, что привело к быстрому росту каменноугольной промышленности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политическая экономия"

Книги похожие на "Политическая экономия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Островитянов

Константин Островитянов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Островитянов - Политическая экономия"

Отзывы читателей о книге "Политическая экономия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.