Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ
Под редакцией
Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА
Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД
«…Мы должны понять, что без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом. Чтобы достигнуть этой цели, сотрудники журнала «Под Знаменем Марксизма» должны организовать систематическое изучение диалектики Гегеля с материалистической точки зрения, т. е. той диалектики, которую Маркс практически применял и в своем «Капитале» и в своих исторических и политических работах… Опираясь на то, как применял Маркс материалистически понятую диалектику Гегеля, мы можем и должны разрабатывать эту диалектику со всех сторон, печатать в журнале отрывки из главных сочинений Гегеля, истолковывать их материалистически, комментируя образцами применения диалектики у Маркса, а также теми образцами диалектики в области отношений экономических, политических, каковых образцов новейшая история, особенно современная империалистическая война и революция, дают необыкновенно много. Группа редакторов и сотрудников журнала «Под Знаменем Марксизма» должна быть, на мой взгляд, своего рода «обществом материалистических друзей гегелевской диалектики». Современные естествоиспытатели найдут (если сумеют искать и если мы научимся помогать им) в материалистически истолкованной диалектике Гегеля ряд ответов на те философские вопросы, которые ставятся революцией в естествознании и на которых «сбиваются» в реакцию интеллигентские поклонники буржуазной моды»[127],
Теперь изданы IX и XII Ленинские сборники, которые вскрывают весь процесс мысли Ленина при проработке им основных произведений Гегеля, вскрывают, как применял он метод диалектического материализма к изучению Гегеля, как тесно связывал он это изучение с углубленным изучением высказываний Маркса, с умением превратить марксизм в руководство к действию в самых различных условиях.
Не только над Гегелем работал Ленин. Он прочитал, например, письмо Маркса к Энгельсу от 1 февраля 1858 г., где тот дает резкий отзыв на книгу Лассаля «Философия Гераклита Темного из Эфеса» (2 т.), называя этот труд «ученическим». Ленин вначале дает краткую формулировку отзыва Маркса: «Лассаль просто повторяет Гегеля, списывает его, пережевывает миллион раз по поводу отдельных мест Гераклита, снабжая свой труд невероятной бездной ученейшего, гелертерского-архи, балласта»[128]. Но все же Ленин берется за изучение этой работы Лассаля, конспектирует ее, делает выписки, пишет свои замечания к ним и в конце подводит итог: «В общем итоге верен отзыв Маркса. Книгу Лассаля не стоит читать»[129]. Но самому Ленину работа над этой книгой дала более углубленное понимание Маркса, понимание того, почему ему так не понравилась эта книга Лассаля.
В заключение укажу еще на одну форму работы Ленина над Марксом — это популяризация им учения Маркса. Если популяризатор подходит к своей работе «всерьез», ставит себе целью дать в наиболее простой, понятной форме изложение самой сущности той или иной теории, эта работа дает ему самому чрезвычайно много.
Ленин к этой работе относился как нельзя более серьезно. «Ничего бы я так не хотел, как научиться писать для рабочих», — писал он из ссылки Плеханову и Аксельроду.
Учение Маркса хотел сделать он близким и понятным рабочим массам. В 90-х гг., занимаясь в кружках, он старался изложить им прежде всего I том «Капитала», иллюстрируя изложенные там положения примерами из жизни своих слушателей. В 1911 г. в партийной школе в Лонжюмо (под Парижем), где Ленин работал над подготовкой кадров для руководства поднимающимся революционным движением, он читал рабочим лекции по политической экономии, стараясь изложить как можно проще основы учения Маркса. В своих статьях в «Правде» Ильич старался популяризировать различные моменты учения Маркса. Образцом популяризации является ленинская характеристика, во время споров о профсоюзах в 1921 г., того, как надо изучать предмет, явление, применяя метод диалектики. Ленин говорил: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это — во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении… В-З-х, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х, диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна», как любил говорить, вслед за Гегелем, покойный Плеханов»[130].
Эти немногие строки — квинтэссенция того, к чему пришел Ленин в результате долгих лет работы над вопросами философии, все время пользуясь методом диалектического материализма, все время «советуясь» с Марксом. Эти строки в сжатой форме указывают все то существенное, что должно быть руководством к действию при изучении явлений.
То, как работал Ленин над Марксом, учит нас, как надо изучать Ленина. Его учение неразрывно связано с учением Маркса, это — марксизм в действии, это — марксизм эпохи империализма и пролетарских революций.
1933 г.
ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МИНИМУМЕ
Нет надобности повторять, какие громадные достижения имеем мы в области промышленности и сельского хозяйства. Нет надобности повторять, как изменился весь общественный уклад. Он стал социалистическим. Неизмеримо выросла сознательность масс и города и деревни. Неизмеримо выросли культурные потребности масс. Жажда знаний громадна. За первую пятилетку многие миллионы обучились грамоте, наша Страна Советов в основном стала грамотной.
Но разве этого достаточно? Есть постановление ЦК о самообразовательной работе. Есть постановление ЦИК о библиотеках. Но для того, чтобы по-настоящему могла развернуться самообразовательная работа, чтобы библиотеки могли по-настоящему служить орудием вооружения масс знанием, чтобы можно было лучше наладить, организовать труд, окультурить весь быт, необходимо вооружить массы известным общеобразовательным минимумом. Жизнь настоятельно требует этого.
Вот почему общеобразовательные школы взрослых приобретают сейчас особо важное значение. Эти общеобразовательные школы взрослых должны давать знания в объеме начальной школы в отношении родного языка и математики; известные навыки в области пользования газетой, книгой, библиотекой, радио; должны давать известную сумму географических и исторических знаний, знаний из области родиноведения, из области мироведения, без которых невозможна никакая самообразовательная работа, никакая общественная работа. Программа должна быть точно установлена, должны производиться испытания, выдаваться свидетельства об овладении общеобразовательным минимумом.
Чтобы продвинуть дело, надо сейчас же установить обязательную сеть-минимум общеобразовательных школ, начать подготовку к новому учебному году: в отношении обеспечения материальной помощи этому делу, в отношении помещений, их отопления, освещения, в отношении снабжения их учебниками, бумагой, чернилами, картами, подготовки преподавательского персонала, снабжения программой, методическими указаниями.
Но обеспечение правильной подготовки к началу учебного года — лишь часть задачи, которая выдвинута жизнью. Ильич говорил в отношении ликвидации неграмотности: важно, чтобы массы сами взялись за это дело. Его слова блестяще подтвердились опытом культпохода. Благодаря тому что массы сами взялись за это дело, за первую пятилетку удалось ликвидировать безграмотность многих миллионов. Подпортили дело излишнее администрирование, излишняя спешка, всякие культавралы и пр., но на основе проделанного опыта сейчас можно избежать имевших место ошибок.
Если Советы, Красная Армия, комсомол, профсоюзы, колхозы, общественные организации, в первую голову ОДН, возьмутся за дело помощи массам в овладении культминимумом, дело пойдет быстрыми шагами.
Что нужно для этого сделать? Установить твердую программу, точно формулировать требования культминимума; выработать и утвердить форму свидетельства о том, что человек владеет общеобразовательным культминимумом; установить, какие преимущества будет давать это свидетельство вообще, в деле продвижения в частности, — это во-первых. Во-вторых, надо будет установить, когда и где можно подвергаться испытаниям и где получать свидетельства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.