» » » » Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование


Авторские права

Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Здесь можно скачать бесплатно "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Рейтинг:
Название:
Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Издательство:
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ


Под редакцией

Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА


Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД






Переходим теперь к школам взрослых. В 1917, 1918, 1919 гг. повсюду существовали так называемые народные университеты, привлекавшие многочисленных курсантов. Курс этих народных университетов был весьма неопределенен. Помнится, например, в Витебском народном университете одному Пушкину было посвящено двенадцать лекций… В народных университетах обычно преподавали профессора или учителя средней школы, лекторы — люди, весьма чуждые и прямо враждебные Советской власти. Программы, присылавшиеся с мест во внешкольный отдел Наркомпроса, умышленно были составлены расплывчато, пестрили «историями общественной мысли», «общими теориями права», «философскими пропедевтиками» и т. п. По мере обострения гражданской войны народные университеты отмирали, на смену им пришли в 1920 г. совпартшколы. Острота гражданской борьбы выдвинула на первый план другие формы работы среди взрослых, действовавшие на эмоциональную сторону и тесно связанные с агитацией. Школ взрослых почти не существовало. Теперь, после ликвидации фронтов, когда голод прошлого года изживается, тяга к учебе возросла до чрезвычайности. Потребность в школах взрослых выявилась вполне отчетливо. Стали усиленно расти частные школы взрослых.

Необходимо, чтобы школы взрослых, которые начинают теперь всюду воссоздаваться, не были чем-то бесформенным. Необходимо стандартизировать и их программы, приравнять к 1-му концентру II ступени.

Курс 1-го концентра укладывается в два года (вернее, в две зимы) школы взрослых.

Следующий, третий этап общей системы — это 2-й концентр II ступени, укладывающийся в два года: восьмой и девятый годы нормальной школы. Программа его точно так же должна быть фиксирована. Тут должен быть установлен свой образовательный минимум.

Мы мыслим себе 2-й концентр II ступени распадающимся на две части: на обязательную, общую для всех часть и на занятия по свободному выбору в пределах определенного цикла, ведущиеся учениками самостоятельно, по определенному плану, проверенному преподавателем, под его контролем и руководством. Общеобразовательная часть не очень велика и в школах взрослых может быть пройдена в один год. Рабфаки охватывают собою программы 1 и 2-го концентров II-ступени. То же должны охватывать и совпартшколы, предназначенные для квалифицированных партработников. Только дорога из совпартшкол ведет обычно не в то или иное специальное учебное заведение или университет, а в коммунистический университет.

Такова в общих чертах схема народного образования в РСФСР.

Не будем тут останавливаться на разных типах учебных заведений профессионального характера, строящихся над семилеткой и девятилеткой, и укажем лишь на очередные задачи, вытекающие из вышеприведенной схемы народного образования в РСФСР для политпросветов, — это: 1) широчайшее развитие сети школ малограмотных; 2) развитие школ взрослых повышенного типа, которыми могут пользоваться рабочие и крестьяне, не порывая с повседневным трудом; 3) стандартизация программ школ повышенного типа и совпартшкол (установление для них нормальной, общеобязательной программы, определяющей место этих школ в общей системе). Такие стандартизованные программы могут, конечно, дополняться и по-разному проходиться в различных типах курсов и школ. Так, например, в совпартшколах особое внимание будет уделяться вопросам обществоведения и партстроительства.

В связи с необходимостью установления нормальной общеобразовательной программы-минимум для школ взрослых повышенного типа и для совпартшкол работа по выработке программ в данный момент приобретает особое значение. Она должна вестись в тесном контакте как с Агитпропом ЦК, так и с главками Наркомпроса, так как программа должна быть ввиду ее обязательности особо тщательно проработана и продумана и должна определить место школ повышенного типа и совпартшкол в общей системе образования.

Остановимся еще на вопросе, что должна давать школа взрослых учащимся.

Во-первых, известную сумму технических навыков и приемов, как-то: уменье читать на родном языке, уменье разборчиво и орфографически правильно писать, писать на машинке, гектографировать или каким-нибудь другим способом размножать написанное; уменье вести собрание, участвовать в прениях, составлять протокол, делать выписки, составлять конспекты, пользоваться словарем, библиотекой, считать, владеть техникой арифметических и алгебраических действий, чертить, рисовать, петь, читать ноты и целый ряд других аналогичных умений.

Кроме того, школа должна знакомить с методами работы, с методом постановки проблем и способами их разрешения в различных областях знаний. Надо показать, какой тип проблем ставит математика и каким методом она их разрешает; какой тин проблем ставит естествознание и какими путями их разрешает; в частности, какие проблемы ставит себе техника; то же и в различных областях общественных наук.

На эту сторону дела обычно обращается очень мало внимания, а между тем именно она имеет громадное значение. Что такое экономический материализм? Определенный метод классификации общественных явлений, дающий возможность сознательно относиться к окружающему. А между тем лишь в редких случаях заботятся о том, чтобы ученики II ступени овладели этим столь важным методом.

Третье, что должна давать школа, — это знание известной суммы фактов. Школа не может обойтись без этого. Важно только, чтобы был правильно сделан выбор фактов. Дефектом старой школы было не то, что она сообщала факты, а то, что она заставляла запоминать уйму ни на что не нужных фактов, неверно учитывала их значение и освещала их. Изучить все факты невозможно, надо отобрать из них те, которые нужны. Нужны для чего? Для правильной организации личной и общественной жизни, для их налаживания. Этот критерий и надо прилагать при выборе фактов. Проходим мы, скажем, в школе историю. Для чего нужна история? Потому ли мы ее проходим, что «так делалось искони», что «история интересна» и т. п.? Нет, она нам. нужна для того, чтобы лучше, яснее понять действительность. Прошлое нам нужно для понимания настоящего. Поэтому в истории изучается не то, что, вообще говоря, когда-то было, а то, что имеет ценность, что оттеняет, заставляет рельефнее выступать современные явления, определяет тенденцию развития тех или иных из них.

Четвертое, чему должна учить школа, — это применению приобретенных умений и знаний к жизни. Некоторые понимают это в слишком узком смысле. Думают, что хороша только профессиональная школа. Профессиональная школа дает навыки и знания только в одной области, в области техники. Но в жизни для ее организации надо знать не только это. Нужно также уметь разбираться в общественных явлениях, нужно уметь разбираться в людях и т. д. и т. п.

Практический уклон чрезвычайно важен, он делает школу близкой и понятной, но практический уклон может касаться не только узкотехнических знаний, он может проявляться в чем угодно. Марксизм, например, весь целиком построен на таком практическом уклоне. Какова его цель? Преобразовать современность в интересах человечества. Это архиутилитарная цель, но не узкоутилитарная, не чистотехническая. Смешно было бы думать, что рабочие нуждаются лишь в узкопрактических знаниях, а в широкопрактических не нуждаются, а на это постоянно сбиваются фанатики профобразования, на это сбиваются спецы, чуждые психологии рабочего класса. Конечно, и марксизм можно преподавать схоластически. Излюбленное жевание вопроса, что такое ценность и т. п., является, например, примером такой схоластики, таким убиванием живой души марксизма.

И надо, чтобы практическая цель выступила перед слушателем во всей ее выпуклости.

В переживаемый нами период экономического строительства и узкоутилитарная постановка дела не может игнорироваться. Профессиональный уклон законен там, где борьба на экономическом фронте совпадает с задачами рабочего класса. Но профессиональный уклон профессиональному уклону рознь. Есть «спецовский» профессиональный уклон и есть коммунистический профессиональный уклон. В первом деревья заслоняют лес, во втором деревья являются составной частью леса, заставляют понимать его как целое.

Мы совсем еще не умеем придавать нашим политпросветучреждениям коммунистического профессионального уклона, и наши учреждения носят какой-то угловато-неподвижный, застывший, совсем не диалектический, то есть нежизненный, не таящий в себе семена развития, характер. Мы совсем мало ориентируемся на жизнь, на слушателя.

В результате получается, что в нашей земледельческой стране мы совершенно не имеем типа школ взрослых, приспособленных к потребностям деревни, отвечающих на ее современные духовные потребности.

В. Дании имеется «высшая крестьянская школа», — а где «крестьянская коммунистическая школа»? Мы о ней даже и не думаем. Мы беспомощны в этом отношении. А такие школы, нащупавшие жизненный нерв, имели бы у нас в России колоссальный успех; о средствах на них не пришлось бы хлопотать: они бы моментально нашлись.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Крупская

Надежда Крупская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.