» » » » Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование


Авторские права

Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Здесь можно скачать бесплатно "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Рейтинг:
Название:
Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Издательство:
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ


Под редакцией

Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА


Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД






Когда-то, в 1928–1930 гг., при Наркомпросе существовал журнал «О наших детях», который ставил себе целью педагогическую пропаганду среди широких масс населения в городе и на селе. Журнал был архипопулярный. При реорганизации Наркомпроса он был закрыт. Много лет прошло с тех пор, выросла культура масс в городе и на селе, но значит ли это, что потребность в широкой педагогической пропаганде отпала?

Конечно, нет. Нигде так прочно не держатся пережитки старых взглядов, как в быту.

Недавно я была свидетельницей такого факта. Мальчик семи лет, приехавший из глухого села, живет и учится теперь в одной подмосковной школе в приготовительном классе. Его любят ребята всей школы, любят учителя, над ним взял шефство один из учеников VI класса, Вася, который заботится о нем, помогает в учебе, — рисует для него. Мальчонка очень хороший. Сделала я ему пособие по арифметике, он не просто вежливо сказал, как сурово приказала мать, «спасибо», но сделал мне из бумаги гармошку и говорит: «Вы ее себе возьмите, совсем возьмите». Я дала ему еще как-то раскрашенную картинку с портретом папанинцев и развевающимся над Северным полюсом красным флагом. Мальчик долго смотрел на картинку, а потом сказал: «Я их знаю», — назвал каждого. Подумал и прибавил: «Вася хорошо рисует, он нарисует папанинцев, мы вам их пришлем…» Затем начал говорить мне разные стихи, которые он выучил; волнуясь, вполголоса сказал: «Я еще стих знаю — «Товарищ Ворошилов, народный комиссар…»

Таким растет наш советский мальчуган, таким растит его школа. Мать берет сына на выходные дни к себе. Она сравнительно молодая женщина, выросла в глухом селе. Отец ее, зажиточный крестьянин, сурово обращался с детьми, заставлял ее еще подростком варить самогон, выдал силком замуж за какого-то парня, который скоро ее бросил, платит алименты и не интересуется, как живут его бывшая жена и сын. А она уехала в Москву, поступила на фабрику, три года уже ходит в школу малограмотных, по вечерам учит уроки, — «помешалась» на диктовках, на «хорошо» и «отлично», но ничего не читает. Ходит в кино, в театр, однако в том, что видит, не разбирается. Ездила в деревню: «Деревню, — говорит, — не узнать, деревня стала колхозной, богатой, все учатся». А как меняются отношения между людьми, в семье — об этом не задумывается. С сыном она говорит лишь нахмуря брови, заставляет ребенка целый день учиться, не умея помочь ему в учебе, бьет его ремнем, говорит про сына, что он плохой, злой. Мать. колотит его, как ее били когда-то отец и мать, а мальчик не дается, забивается под кровать, хватает что попало, чтобы защититься…

Так новое переплетается со старым.

В отчетах о школах ликбеза и школах для малограмотных говорится часто о большом отсеве учащихся. Я считаю, что причина отсева скрыта в том, что, увлекаясь диктовками, правописанием, мы часто даем учащимся слишком мало знаний, нужных в быту, нужных для строительства нового жизненного уклада.

Нужны учащимся знания о том, как устроено и живет человеческое тело, знания начал санитарии, знания, дающие понимание того, как надо воспитывать грудных ребят, дошкольников, школьников. Не знакомим мы конкретно взрослых учащихся с государственным устройством, не даем конкретных знаний этого на живых примерах, не даем указаний, как применять знания на практике. Если такие знания будут даваться в тесной увязке с жизнью, не будет никакого отсева. Надо ставить учебу ближе к окружающей жизни.

Той культурной революции, о которой писал Ленин перед смертью, в быту еще нет. Одним из фронтов этой революции является перестройка семейного воспитания на основе разумной заботы о ребенке, уважения к нему, умения с малых лет воспитывать из него ленинца не путем приказов, наказаний, а путем умелого подхода к нему. Надо широко развернуть популярную педагогическую пропаганду среди населения.

Другой раз некоторые педагоги считают, что родителям надо лишь внушить, чтобы они строже требовали от ребят вежливости, послушания, приготовления уроков, наказывали их за плохие отметки, за шалости (ремнем ли били, или в чулан запирали, или только грозили всякой всячиной, или в кино обещали сводить, конфет купить — эти вопросы не обсуждаются обычно при беседе с родителями), а совместные обсуждения с населением педагогических вопросов некоторые администраторы считают недопустимым, боятся, что это снизит роль учителя. Ленин считал необходимым по важнейшим вопросам социалистического строительства советоваться с массой. По линии же педагогики это практикуют лишь отдельные педагоги — педагоги-энтузиасты.

В огне революции зародились так называемые советы народного образования, где обсуждались важнейшие вопросы обучения, воспитания. Владимир Ильич хотел, чтобы в пункт программы партии о просвещении были внесены и советы народного образования[194]. Прислушиваясь к массам, педагоги на советах народного образования учились ближе связывать учебу с жизнью, воспитание с перестройкой быта, а население с жадностью слушало педагогов — авторитет педагога поднимался, к нему ходили за советом, получалась смычка между общественным и семейным воспитанием. Педагоги и родители учились рука об руку растить из ребят настоящих ленинцев.

Сейчас надо при школах взрослых проводить занятия по педагогике, в библиотеках подбирать книги по этим вопросам, в клубах педагогам совместно с населением организовать обсуждение вопросов, чему и как учить. Дело это очень большой важности.

1938 г.

СТАВИТЬ ВОПРОС СО ВСЕЙ РЕЗКОСТЬЮ (ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СОВЕЩАНИИ УЧИТЕЛЕЙ МОСКОВСКИХ ШКОЛ В НАРКОМПРОСЕ РСФСР)

Слушая речи выступающих, я вижу, что каждый волнуется, потому что дело по обучению неграмотных в Москве идет плохо. Отрицать этого нельзя. Тут, конечно, много причин, и одна из них — формальное отношение к делу. Я не склонна винить в этом только руководителей работой школ взрослых Московского городского отдела народного образования, в частности т. Вигдорова. По-видимому, здесь была целая система, из которой очень трудно было выпутаться. Люди формально учитывали, переучитывали неграмотных, и этот формальный учет загораживал самую суть дела.

Мне кажется, одна из основных болезней и причин отставания — это неправильное отношение к учащимся. Самих учащихся не втягивают, как того требовал Ленин, в работу по поднятию грамотности, по повышению уровня знаний. За последнее время стали всё сводить к инспектуре: инспектор должен прийти и посмотреть, и этим все решается. А нужно спросить и самих рабочих, какие они видят недостатки в постановке обучения, что они предлагают, чтобы улучшить дело. Тут есть уже большой опыт. В 1917 г. мне пришлось работать в Выборгском районе Петрограда. Приходит раз рабочий и спрашивает: «Какую вы учительницу дали?» Я отвечаю: «Мне говорили, что это хорошая учительница». Рабочий рассказал, почему учащиеся ею недовольны: «Разве можно так вести урок? Она сначала одного вызовет к доске, с ним занимается, потом другого. Нужно так вести урок, чтобы весь класс все время принимал участие в работе». Не знаю, как сейчас, контролируя учебу в группах неграмотных и малограмотных, обращают ли инспектора внимание на умение учителя так вести урок, чтобы весь класс напряженно работал все время, был втянут в общую работу. Когда слышишь разговоры об «аттестованных» и «неаттестованных», то есть вызванных и невызванных учащихся, то начинаешь бояться, что у многих учителей нет умения вести урок так, чтобы весь класс принимал участие.

Достаточно ли мы учитываем запросы учащихся?

Учпедгиз издает учебники, но надо смотреть, чтобы это были учебники, в которых теория была бы тесно связана с практикой. Например, математику надо связать со статистикой, прохождение анатомии и физиологии — с личной и общественной гигиеной, надо, чтобы не только учили об органах пищеварения, но чтобы и не лили в суп некипяченой воды.

Сейчас массы очень волнуют вопросы воспитания детей. Нет матери, которая не говорит об этом. У нас много еще пережитков старых взглядов на воспитание. Вот получаешь письма: «Как вы смеете вовлекать моего шестнадцатилетнего сына в общественную работу? Милиция устроила комнату для беспризорных, мой сын ведет там общественную работу, хотя я запрещаю». Видно, что это письмо писал враждебно настроенный человек, и все же мальчика в конце концов лишают права вести общественную работу, так как отец запрещает. Или мать своего сына, прекрасного мальчонку, лупит ремнем: без этого нельзя-де, родители вправе бить своих ребят — их ребенок, как хотят, так и делают. Все эти вопросы сейчас стоят очень остро. Необходимо, чтобы в учебниках для малограмотных было просто написано о воспитании.

Массы хотят сейчас побольше знать о Конституции — надо, чтобы это было простым языком изложено. У нас было как-то совещание преподавателей Конституции в школах взрослых. Замечательное было совещание, действительно ключом била жизнь, хороший опыт был показан[195].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Крупская

Надежда Крупская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.