Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы политико-просветительной работы"
Описание и краткое содержание "Основы политико-просветительной работы" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л С. ФРИД
Объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) в июле 1926 г. в резолюции «Об итогах перевыборов Советов» особо подчеркивает директиву о всемерном усилении работы по поднятию культурного уровня масс, как обязательного условия для укрепления работы партии по строительству социализма.
На вопросах политпросветработы с большой обстоятельностью останавливается XV конференция ВКП(б) (октябрь — ноябрь 1926 г.), намечая в резолюции большую программу развертывания политпросветработы — строительства клубов и пр.
Объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) (1927) дает директиву укрепить политпросветработу в деревне, особое внимание обратить на развитие деревенских радиоустановок, кино, на усиление сети библиотек и т. п.
XV съезд ВКП(б) (декабрь 1927 г.), имевший такое огромное значение в организации развернутого наступления социализма по всему фронту, в своих резолюциях неоднократно останавливается на задачах политпросветработы, отмечая пути удовлетворения культурных запросов масс и в городе и в деревне, роль в этом профсоюзов, комсомола. В частности, резолюция предлагает: «Укрепить политпросветработу в деревне, повысив ее качество. Особое внимание обратить на развитие дела деревенских радиоустановок, кино, усиление сети библиотек и т. п.»[256]Работа изб-читален должна была приобрести более углубленный характер.
Пленум ЦК ВКП(б) (ноябрь 1928 г.) дает указания наркомпросам о мероприятиях по подъему общего образования и культуры рабочих и предлагает всем партийным, советским и профсоюзным организациям в связи с введением семичасового рабочего дня всемерно содействовать использованию свободного времени для дальнейшего роста культурных завоеваний рабочего класса.
В резолюции ноябрьского Пленума ЦК ВКП(б) (1929) указывается, что в колхозах особое внимание должно быть уделено радио и кино.
XVI съезд партии (1930), подчеркивая, что XV съезд совершенно правильно выдвинул одну из важнейших проблем реконструктивного периода — проблему культурной революции, указывает, что темпы культурного строительства должны быть усилены и что проведение всеобщего начального обучения и ликвидация неграмотности должны стать боевой задачей партии на ближайший период. Этот же съезд устанавливает необходимость принятия энергичных мер к расширению технической пропаганды среди широких рабочих масс.
XVII партконференция (1932), давая директивы к составлению плана второй пятилетки, снова подчеркивает как составную часть общей задачи построения социализма в нашей стране необходимость всемерно ускорить осуществление всеобщей грамотности населения.
Бесспорно, что именно благодаря заботам партии в период первой пятилетки вся система политпросветработы в огромной мере содействовала подъему культуры в нашей стране, разрешению задачи создания рабочей интеллигенции и, следовательно, делу построения социализма.
Тов. Сталин в докладе XVII съезду ВКП(б) (1934), отмечая общие успехи культурного развития СССР, указал, что процент грамотности повысился с 67 % (конец 1930 г.) до 90 % (конец 1933 г.), что число учреждений клубного типа увеличилось с 32 тысяч (1929) до 54 тысяч (1933), а число кинотеатров, киноустановок в клубах и кинопередвижек увеличилось с 9800 единиц (1929) до 29 200 единиц (1933). Тов. Сталин отметил также большой рост культурности в деревне и, в частности, среди женщин. Разумеется, в этом росте культурности в немалой мере сказались и результаты политпросветработы, руководимой партией. На этом же съезде партией были определены конкретные задания для дальнейшего повышения культурного уровня жизни трудящихся в городе и в деревне. В частности, съездом в области политпросветработы намечалось широкое развитие массовой внешкольной работы, тесно связанной с организацией культурного отдыха трудящихся масс, увеличение клубной сети (в городе — на 10,5 %, в деревне — на 130 %), сети массовых библиотек и т. д.
Развертывание мощной сети учреждений, осуществляющих политпросветработу, сопровождалось и улучшением качества этой работы. За годы первой и второй пятилеток были подготовлены партией многочисленные кадры работников разных отраслей политпросветработы; за это же время было издано огромное количество учебников, пособий, популярной литературы для политпросветучреждений, для самообразования. Под руководством партии многочисленные политпросветучреждения развертывали в массах огромную разъяснительную работу по всем коренным вопросам социалистической индустриализации страны, содействовали проведению политики партии и правительства в деле коллективизации. В боевые годы первой и второй пятилеток политпросветработа в огромной мере содействовала успешной борьбе за построение социализма, борьбе не только с темнотой и невежеством, но и с врагами индустриализации и коллективизации, с врагами социализма. Сеть учреждений политпросветработы достигла громадного размаха, и ею охвачены десятки миллионов взрослых трудящихся и в городе и в деревне. Постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 16 января 1936 г. было установлено, что за первую и вторую пятилетки было обучено около 40 миллионов неграмотных[257]. На 1 января 1938 г. имелось 1620 Домов культуры и 36 847 изб-читален. Половина избачей — комсомольцы и партийцы.
Выборы в Верховный Совет СССР и верховные советы союзных республик показали, что большинство работников изб-читален, колхозных клубов, красных уголков — коммунисты, комсомольцы, беспартийные большевики — с огромной преданностью и любовью выполняли под руководством партийных и советских организаций возложенные на них задачи по подготовке к выборам, активно участвовали в агитационно-пропагандистской работе. Избы-читальни являются на селе культурными очагами, большую роль играют в них читки, справочная работа, работа читальни, политкружки, художественная самодеятельность, кино, радио, передвижные формы работы, обслуживание полевых станов, экскурсии, выставки. Дальнейшее укрепление советов изб-читален, внимание к ним сельсоветов, партийных и комсомольских организаций, сельской интеллигенции поднимают работу на все большую высоту.
1938 г.
БУДЕМ АКТИВНЫМИ КУЛЬТАРМЕЙЦАМИ
Кто такие культармейцы? Это члены той армии борцов с пережитками старого бескультурья, которые не мирятся с этими пережитками, а, вникая во все мелочи повседневной жизни, выявляют причины, почему люди находятся еще во власти этих пережитков, и помогают всячески устранять их.
Мы знаем, какую большую роль во время культпохода сыграли культармейцы. Со времени культпохода прошел десяток лет, за это время народ стал много сознательнее, культурнее, и армия культармейцев может стать во много раз многочисленнее и сильнее, ее работа может стать гораздо более активной и плодотворной.
К 1 мая 1939 г. в нашей стране должна быть завершена ликвидация неграмотности. Если все это дело возложить на органы народного образования, на платных учителей, можно заранее сказать — эта задача не будет выполнена. Надо, чтобы к этому делу примкнули все, кто хочет по-настоящему, чтобы старое бескультурье было основательно, навсегда угроблено.
Культармеец не непременно преподаватель — он в первую голову организатор.
Мы знаем, что сейчас трудно остаться неграмотным. Окружающая жизнь настоятельно требует грамотности, у нас и стар и млад тянутся к знанию. Неграмотными главным образом остались те, у которых в молодости жизнь была темна и тяжела, т. е. у которых и сейчас трудные бытовые и семейные условия. Кто главным образом сейчас безграмотен? Женщины, перегруженные домашней работой; нацменки, которых не пускали раньше учиться; люди, которые росли в местностях, где раньше не было школы, или те, которые были загружены работой в кустарной промышленности и которых родители поэтому не пускали в школу.
Есть такие области, как Воронежская, Орловская, Курская, где держали крестьян в темноте черносотенные помещики и их слуги — попы, руководители кулацкого сектантства.
Сейчас характерной чертой для неграмотных является их общее бескультурье. И вот надо всеми силами приобщать их к культурной жизни, создать для них условия, при которых они могли бы учиться.
При каждом клубе, избе-читальне, школе детской и школе взрослых, при библиотеке, при пионеротрядах надо организовать ячейки культармейцев. Они будут заботиться о том, чтобы вовлечь неграмотных и малограмотных в культурную жизнь; осведомлять их о том, что делается на международном фронте, что делается у нас в стране, приучать слушать чтение газет, книжек; обеспечить им посещение кино, литературных вечеров, сводить разок-другой в театр; позаботиться, чтобы у них была бумага, карандаш, букварь; помочь дома создать им культурную обстановку, организовать учебу на дому, или по десятидворкам или пятидворкам, как им удобнее; организовать в городах детские ясли, детские уголки, которые раскрепостили бы их от домашних забот.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы политико-просветительной работы"
Книги похожие на "Основы политико-просветительной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы"
Отзывы читателей о книге "Основы политико-просветительной работы", комментарии и мнения людей о произведении.