Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы политико-просветительной работы"
Описание и краткое содержание "Основы политико-просветительной работы" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л С. ФРИД
Остановлюсь еще на вопросе о методах работы.
Осенью 1928 г. в нашей стране начался культпоход. Первое время культпоход шел с большим воодушевлением. Казалось, исполняется завет Владимира Ильича: «Надо, чтобы массы сами взялись за ликвидацию неграмотности».
Мы видим, как из года в год у нас растет число обученных грамоте. Количественные достижения у нас большие, а насчет качества дело обстоит хуже. Это по всем отраслям народного образования. Нам важно, чтобы человек не только умел расписываться или читать «с пятого на десятое», но чтобы, выучившись грамоте, умел пользоваться книгой, газетой, справочником. Необходимо, чтобы книга помогала в его работе. На это указывал Владимир Ильич. Но у нас часто об этом забывают.
Школа ликбеза дает очень немного. Школа не дает настоящего умения самостоятельно читать, самостоятельно пользоваться книгой. Пользуются ли у нас библиотеками? Пользуются недостаточно. Центральный Комитет партии недавно обратил внимание на то, что массовые библиотеки у нас работают чрезвычайно плохо. Библиотечную работу надо решительно улучшить.
Надо поднять качество всей нашей культурно-просветительной работы.
О ЧЕМ ЧАСТО ЗАБЫВАЮТ СЕЛЬКОРЫОдним из важнейших вопросов является работа с газетой. Самыми активными участниками газеты являются рабкоры и селькоры. У нас здесь большие достижения. Рабкорство и селькорство у нас развиты как ни в одной стране. Но сейчас надо бороться за повышение качества корреспонденции, за улучшение всей работы селькоров. При таких газетах, как «Крестьянская газета», ведется большая работа с селькорами. Мне хочется еще раз подчеркнуть, что селькор должен больше работать над собой и уделять больше внимания культурной работе.
Культурная работа в совхозах и колхозах имеет громадное значение. Я часто получаю письма из колхозов. Колхозники пишут: «Товарищ Крупская, у нас такие-то достижения». Я отвечаю: «Приветствую по случаю достижений, но мне хотелось бы, чтобы вы написали, как у вас по части ликвидации неграмотности, как у вас дело обстоит со школой, клубом, радио».
В Татарскую республику я ответила так: «Прочтите, — говорю, — мое письмо на общем собрании, пусть общее собрание ответит».
Что же они ответили? — Четверть населения неграмотна… Школа есть, учителя нет… Нет ни клуба, ни избы-читальни… А по части радио так даже удивились, что это такое.
Тут надо сигнализировать, потому что если забросить культработу в совхозе и колхозе, то одним приказом ничего не сделаешь.
ПОМЕНЬШЕ ШУМА, ПОБОЛЬШЕ НАСТОЯЩЕГО ДЕЛАМы часто работаем порывами: провели и остыли. Проводим «культштурмы», «культавралы», но толку из этого получается мало. Нужна повседневная, упорная работа. Поэтому Центральный Комитет партии решительно выступает против этих «культавралов» и «культштурмов». Центральный Комитет стоит за повседневную работу. Очень важно, чтобы не с налету работали, не для показа, а чтобы была действительно глубокая работа. Надо не только под рождество проводить антирелигиозную кампанию, а вести ее повседневно.
Помню, как Владимир Ильич однажды пробрал нас, работников Главполитпросвета, за то, что мы отпустили несколько тысяч рублей на «комсомольское рождество». Владимир Ильич говорил, что надо отпускать средства на систематическую антирелигиозную работу, а не отделываться кампаниями.
Повседневная работа очень важна. В нее нужно как можно шире втянуть массы. Это дело каждого культармейца. Необходимо, чтобы в культработе принимали участие широкие массы трудящегося населения. Мы этого еще не сделали, но необходимо основательно подумать, как добиться этого. Когда масса вплотную возьмется за это дело, тогда только и будет культурная революция.
ОРГАНИЗОВАТЬ ПОМОЩЬ КУЛЬТАРМЕЙЦУ В РАБОТЕЦентральный Комитет партии придает культурной работе огромное значение. Надо, чтобы и местные партийные организации уделяли делу культуры достаточное внимание. Центральный Комитет будет помогать работе культармейца.
Партия уделяет сейчас особое внимание развертыванию массовой политической работы в машинно-тракторных станциях. МТС станут опорными пунктами массовой партийной работы в деревне. Политпросветчикам будет работать легче.
Необходимо, чтобы актив, который борется за культуру — культармейцы, — получал помощь в своей работе. У нас есть крестьянские университеты. Важно, чтобы в них как можно лучше была налажена работа. Там должна быть организована постоянная консультация и помощь культармейцам в их повседневной работе.
Позвольте, товарищи, надеяться, что под руководством партийных организаций всем нам удастся развернуть широкую культурную работу и поднять ее на ту высоту, которой требует переживаемый момент,
1932 г.
ОБСТАНОВКА, В КОТОРОЙ ПИСАЛАСЬ СТАТЬЯ ЛЕНИНА «О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА»
(ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ)
Статья «О значении воинствующего материализма» обдумывалась Ильичей, когда он жил в Корзинкине — ранней весной 1922 г.
Владимир Ильич чувствовал себя плохо. ГПУ считало, что жить в Горках в то время было опасно — оно напало на белогвардейские следы, — и потому его устроили в Корзинкине, в старом помещичьем доме. Дом был нелепый. Внутри — большой темный зал, вышиной в два этажа. Во втором этаже — галерея, из которой шли двери в несколько комнат. В комнатах на стенах висели портреты Л. Толстого и была уймища каких-то сонных мух, которых надо было вытравливать.
Я тоже на недельку приехала к Ильичу. Кстати, надо было просмотреть имеющуюся литературу по антирелигиозному вопросу.
В это время Моно проводил кампанию по антирелигиозной пропаганде в школе. Проводить ее, однако, было трудно, был целый ряд грубых извращений: в одном детском доме с ребят поснимали кресты, в одной деревне «усердный» какой-то парень пальнул в икону. Надо было установить правильные формы антирелигиозной пропаганды, для этого необходимо было повести эту пропаганду среди учительской массы.
Помню, как во Фрунзенском (тогда Хамовническом) районе Москвы в конце доклада одна пожилая учительница вздохнула и сказала: «А как с царством небесным теперь быть?!» В перерыв учителя очень оживленно говорили, как вести антирелигиозную пропаганду среди ребят… Неладно вышло только в Городском районе. Председательница после моего заключительного слова предоставила слово какому-то учителю второй ступени, естественнику, который стал утверждать, что современная наука не только допускает существование бога, но неопровержимо его доказывает. Учительская публика растерялась и стала спешно уходить. Я возражала оратору уже в опустевшем на три четверти зале.
Учителя второй ступени в то время далеки были от воинствующего атеизма. Религиозные настроения стали крепнуть среди этой публики. Серьезно обсуждалось, можно ли заменить вино для причастия клюквенным морсом. В «Педагогической мысли», выходившей в Петрограде, в 1921 г. помещена была статья профессора Гревса «Два педагогических идеала», где он писал: «К свету духовному, научному и религиозному, тянутся людские умы и сердца по неодолимому врожденному влечению, самостоятельному и самодовлеющему, независимо от всякого экономического и иного, личного либо классового интереса, во имя правды, по которой в человеке голод так же неодолим, как и по хлебе»[210]. Среди преподавателей-биологов росли антидарвинские, ревизионистские течения. Обо всем этом я рассказывала Ильичу.
Мне предстояли дальнейшие выступления, и потому я забрала всю популярную литературу, вышедшую в то время, а Иван Иванович Степанов дал мне еще Древса на немецком языке. В № 3 «Коммунистического просвещения» за 1922 г. помещены мои рецензии на имевшиеся тогда книжки — это как раз те книжки, которые я брала с собой в Корзинкино. Там были: В. И. Невский, «Праздники христианские и рабоче-крестьянские»; И. Степанов, «О правой и неправой вере, об истинных и ложных богах»; И. Степанов, «О таинстве святого причащения»; Н. Л. Мещеряков, «Поповские обманы»; С. К. Минин, «Религия и коммунизм»; Э. Даенсон, «О боге и черте»; проф. Р. Ю. Виппер, «Возникновение христианства»; Гуго Винклер, «Вавилонская культура и ее отношение к культурному развитию человека»; Поль Лафарг, «Миф о непорочном зачатии»; Кальвер, «Социал-демократия и христианство»; А. Бебель, «Христианство и социализм»; К. Каутский, «Происхождение первобытной библейской истории»; К. Каутский, «Социал-демократия и католическая церковь»; Поль Лафарг, «Происхождение религиозных верований»; К. Каутский, «Этика и материалистическое понимание истории»; Я. Никулихин, «Почему я не верю в бога»; И. Бляхин, «Как дурманят народ»; Н. М. Никольский, «Иисус и первые христианские общины»; М. Брикнер, «Страдающий бог в религиях древнего мира»; В. Вреде, «Происхождение книги Нового завета».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы политико-просветительной работы"
Книги похожие на "Основы политико-просветительной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы"
Отзывы читателей о книге "Основы политико-просветительной работы", комментарии и мнения людей о произведении.