Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы политико-просветительной работы"
Описание и краткое содержание "Основы политико-просветительной работы" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л С. ФРИД
Но это вовсе не значит, что те задачи, которые ставил Владимир Ильич перед политпросветами, снимаются с очереди, — они нисколько не снимаются с очереди. Мы знаем, что сейчас у нас нет безработицы, мы имеем новый и новый приток в ряды рабочего класса из деревни. Принят целый ряд мер для того, чтобы крестьяне из деревни шли в город, потому что не хватает рабочих рук на заводах. И вот эти пришедшие из деревень элементы, только что оторванные от своего хозяйства, идущие на завод, недавние домашние хозяйки, в первое время еще неясно себе представляют те задачи, которые стоят перед рабочим классом; и поэтому на профсоюзах лежит задача помочь им осмыслить все то, что совершается, помочь им отделаться от своих мелкобуржуазных настроений, примкнуть к той великой стройке, которая сейчас идет. В этом отношении надо проделать большую работу. Точно также сейчас мы видим, как у колхозников меняется вся их психология. Мне приходилось говорить со многими колхозницами. Колхозницы говорят, что женщина-крестьянка сейчас повернулась лицом к колхозу, но все же до конца осмыслить и понять не все еще может; в особенности это относится ко вновь вливающимся в колхозы массам. Поэтому нужно вспомнить, что говорил Владимир Ильич о том, как надо экономику увязывать с политикой, как надо политически осмысливать ту экономическую стройку, которая происходит. В этом отношении нужна еще большая работа.
Конечно, мы должны сказать, что за эти десять лет и в области ликвидации неграмотности, и в области культурного строительства вообще сделаны большие успехи, но этого совершенно недостаточно в сравнении с теми запросами, которые сейчас предъявляет масса. Необходимо, чтобы работа глубже ставилась политически, чтобы, когда, например, говорим о севе, о весеннем севе, или говорим о вспашке под зябь, — чтобы мы умели эти вопросы связывать с вопросами колхозного строительства вообще и с теми задачами, которые стоят перед всей нашей страной. Если мы хотим поднять сознательность рабочих масс на необходимую ступень — а сознательность эта на почве соцсоревнования и ударничества, о которых говорил все время Владимир Ильич, за последнее время чрезвычайно возросла, — то необходимо, базируясь на этом, давать широкое политическое освещение всем вопросам нашего экономического строительства. И в этом направлении, конечно, необходимо сейчас развернуть широчайшую политпросветительную работу.
Когда два года тому назад реорганизовали Наркомпрос, тогда слили школьную работу — работу среди подрастающего поколения — с работой политпросветской в одном массовом секторе в тех целях, чтобы не было между ними разрыва. Разрыв недопустим. Тут одна балка, так сказать, должна крепить другую. Надо, чтобы политпросвет помогал, развитию школьного дела, а школьное дело — всеобуч — необходимо строить таким образом, чтобы у нас грамотность росла, чтобы у нас не было так, что обучили неграмотных, а выросли новые неграмотные. Так что увязка между политпросветской и школьной работой необходима. Сейчас Наркомпрос вновь восстанавливает Политпросвет как организационную базу, которая давала бы больший размах всей работе. И вот, товарищи, перед нами, перед Обществом педагогов-марксистов, также встает задача создания политпросветской секции, где обсуждались бы все эти вопросы — вопросы о том, как увязывать работу политпросветскую с политическими задачами, стоящими перед страной, как эту работу строить все глубже и добиваться не только того, чтобы она шла вширь, но чтобы она и качественно становилась более высокой.
Мы создаем эту политпросветсекцию при Обществе педагогов-марксистов, и хотелось бы, чтобы в ней приняли участие старые политпросветчики, которые уже принимали в свое время в этой работе большое участие, и чтобы примкнула к ней также и та молодежь, перед которой эта задача встает во весь рост.
1931 г.
ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЫ
(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МОСКОВСКОМ ОБЛАСТНОМ СОВЕЩАНИИ ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТНИКОВ)
Товарищи, постановления XVII партконференции ставят перед политпросветами ряд серьезнейших задач.
Вторая пятилетка будет громадным шагом в направлении к бесклассовому обществу, в направлении полного осуществления социализма. Это не значит, что классовая борьба ослабеет, но формы ее будут иные. Особенно остра она будет на идеологическом фронте. В резолюции по докладам «Директивы к составлению второго пятилетнего плана народного хозяйства СССР (1933–1937 гг.)» говорится о том, что задачей второй пятилетки является «преодоление пережитков капитализма в экономике и сознании людей, превращение всего трудящегося населения страны в сознательных и активных строителей бесклассового социалистического общества»[208]. Это означает, что по линии политпросветработы нам надо развернуть очень широкую работу, помочь массам понять до конца, в чем эти пережитки старого заключаются и как их надо изживать. Надо уметь развертывать широкую политпросветработу, устраивая все расчетливо и в то же время не допуская «буржуазно-нэпманских извращений принципа хозрасчета…»[209]
За последнее время внимание к политпросветработе несколько ослабело. Сеть политпросветучреждений, правда, растет даже, но качество их работы должно быть поднято на гораздо более высокую ступень — оно должно идти в ногу со всем строительством. Глубже должны быть поставлены вопросы пропаганды и агитации в массах, широко развернута техническая пропаганда, библиотечная работа, кино и радио.
Немного еще прошло времени с момента XVII партконференции, но уже чувствуется некоторый сдвиг в области политпросветработы. По отдельным разговорам, по отдельным письмам, по отдельным статьям, которые появляются, видно, что идет собирание политпросветских сил, и эта работа приобретает сейчас исключительную важность, поэтому она должна быть продумана особенно тщательно с марксистско-ленинской точки зрения.
ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА МАССЫЯ говорила о том, что необходимо охватить все население, всех трудящихся. Что это значит? Значит ли это, что мы должны ввести уравниловку, на манер буржуазной: кто больше заплатит, тот лучшую книжку получит, безразлично к тому, кто этот читатель? Я просматривала недавно официальные данные по библиотекам САСШ и чрезвычайно удивилась. По этим данным, в больших городах на одного человека книжек приходится столько же, сколько и у нас. Правда, там технически дело поставлено лучше и обращаемость книжки больше. Но что мы там имеем? Там охват населения библиотеками 20 %, — значит, пользуется библиотеками только «верхушка». А у нас должна быть другая ориентация — ориентация на массы. Было бы совершенно не по-ленински, не по-марксистски, если бы мы стали одинаково подходить ко всем слоям населения, если бы не выясняли, что требуется в данный момент для обслуживания каждого слоя. Вот сейчас библиотечным делом занялись профсоюзы. Конференция профсоюзов, которая проходила недавно, показывает, что на отдельных заводах (вроде Путиловского, Электрозавода) создаются новые формы обслуживания — там книга идет в самые широкие рабочие массы и доходит до каждого рабочего. Профсоюзы говорят: «Мы рабочих должны обслуживать в первую голову». Это верно. Почему? Потому, что рабочий класс — ведущий класс. А если рабочие сами читать не умеют, если они безграмотны, если никаких книжек не видали, то как же они будут осуществлять свою ведущую роль?
Если мы всмотримся в жизнь, то увидим, что рабочий сейчас не тот, что был раньше. В капиталистических странах под рабочим понимается тот, кто стоит «у станка». У нас рабочий сегодня стоит «у станка», а завтра он председатель колхоза; сегодня он «у станка», а завтра он идет на рабфак, по пути учебы. У нас в этом смысле начинается известное изменение самого понятия «рабочий класс». Если возьмем рабочий класс 90-х годов, то это одно; рабочий класс перед 1917 годом — уже другое, а теперь, на пятнадцатом году революции, рабочий класс — уже совсем иное: он (рабочий класс) уже из рамок класса вырастает, перерастает рамки — является руководителем целого ряда областей работы.
Мы видим, что рабочие усиленно учатся, мы видим, что в теоретическую работу втягиваются всё большие и большие слои рабочих через рабфак, через всевозможные курсы. Мы ввели всеобщее обучение, создаем единую политехническую школу, которая будет содействовать изжитию разрыва между умственным и физическим трудом. Правда, еще очень многое нужно сделать, но уже сейчас наравне с физическим трудом и умственный труд в жизни рабочего играет все большую и большую роль и самый рабочий класс, повторяю, перерастает уже свои классовые рамки.
У нас, в пролетарском государстве, рабочий играет ведущую роль и будет все больше и больше играть эту роль. Поэтому ему нужно как можно лучше подковаться, поэтому нельзя подстригать всю политпросветработу под одну гребенку. Мы должны на предприятиях в первую голову поставить как можно лучше и клубную и пропагандистско-агитационную работу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы политико-просветительной работы"
Книги похожие на "Основы политико-просветительной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы"
Отзывы читателей о книге "Основы политико-просветительной работы", комментарии и мнения людей о произведении.