Надежда Крупская - Трудовое воспитание и политехническое образование

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Трудовое воспитание и политехническое образование"
Описание и краткое содержание "Трудовое воспитание и политехническое образование" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания Ф. С. О3ЕРСКОЙ
Мы живем в такой период, когда снизу пошла борьба за политехническую школу, за повышение качества учебы, за повышение знаний учащихся, за то, чтобы эти знания были теснейшим образом связаны с трудом ребят.
Вы, как активисты, очевидно, переживаете то же самое.
Обмен опытом играет очень большую роль. В статьях, которые писал Ленин в 1921 г., когда он особенно подчеркивал важность построения политехнической школы, он говорил об обмене опытом, об учете этого опыта.
Этот обмен опытом существует на вечерах обмена опытом, которые проводятся Обществом педагогов-марксистов. На последнем собрании одна учительница сказала: «Нам это дает очень много, но надо, чтобы это было не только нашим достоянием, но и было отражено на страницах печати». Огромное значение имеет то, как печать правильно отразит всю работу. Активные работники и корреспонденты педагогической печати должны обратить особое внимание на эту сторону дела.
Владимир Ильич в 1921 г. высказался против абстрактных рассуждений. Прошло уже больше десяти лет, и сейчас мы опять переживаем тот период, когда особенно важно практически взяться за это дело. Важно, чтобы каждая статья была не общим рассуждением о пользе знаний, о важности дисциплины и т. д. Каждая статья должна показывать, как надо поднять дисциплину, как надо поднять качество учебы.
Нужно посмотреть, как все это проводится в жизнь, какие трудности приходится преодолевать и какие пути существуют для преодоления этих трудностей.
Каждый педагогический журнал: «За политехническую школу», «На путях к новой школе» и др. — сейчас должен чувствовать гораздо большую ответственность, чем в предыдущие годы. Каждый журнал представляет собой коллективное творчество.
Мы знаем, какое огромное значение имеет коллективная работа.
О КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЕМаркс в «Капитале» в главе о кооперации говорил о том, что в коллективе рождаются совершенно новые силы. Это много раз повторял Ленин. Он говорил, что миллионы создают в своей работе нечто гораздо более высокое, чем может создать самый большой гений.
Мы уже привыкли коллективно работать, мы знаем, как этот процесс коллективной работы рождает все большее понимание вопроса. Каждый журнал должен отражать работу этой коллективной мысли.
Коллективность заключается не в том, чтобы играть в одну дудку, а в том, чтобы каждый в общую работу вносил свою живую мысль , свой подход , свое углубленное понимание дела . Мнения выкристаллизовываются в общей линии , которая проводится всеми .
Мне вспоминается, как начинала работать партия. Первые шаги партийной работы начинались в разных углах. Была страшная кустарщина, каждый кружок был за себя. Как раз тогда Владимир Ильич указывал па громадное значение печати. Он говорил о важности создания хотя бы и нелегального, но доходящего до масс органа, который бы объединял отдельные опыты, выковывал общую линию. В первых томах сочинений Ленина, особенно в книжке «Что делать?», мы видим, какое громадное значение он придавал коллективной работе и отражению этой работы в печати.
Строительство школы — это кусок соцстроительства, фронт, который с каждым днем становится все более и более важным. Некоторым казалось странным, что ЦК партии вникает в такие вопросы, как преподавать естествознание или что такое школьный режим. ЦК заботится не только об этом. Он ставит на очередь вопрос о детских домах, о библиотеках. Сейчас работает специальная комиссия под председательством Енукидзе, которая подрабатывает вопрос о библиотечном деле.
Необходимо наши журналы сделать достоянием действительных учительских масс. Нужно, чтобы журнал «За политехническую школу» был поднят на ту высоту, которую от журнала требует жизнь.
Позвольте открыть наше совещание и пожелать, чтобы оно дало как можно больше для журнала в том смысле, чтобы журнал «За политехническую школу» мог сделаться таким органом, который помогал бы этому строительству и занял в ряде журналов одно из первых мест.
1932 г.
В ОТДЕЛ ШКОЛ ЦК ВКП (б) т. М. П. МАЛЫШЕВУ
Тов. Малышев, у меня следующие замечания к проекту постановления:
1. Нельзя преподавание труда в начальной школе сводить «к рукоделию». «Рукоделие» — понятие неопределенное, под ним можно понимать и вышивание всяких салфеточек, вязание сумочек и всякую другую дребедень. Можно понимать и «трудовые процессы»: вязание шнурков, шитье на куске полотна разных швов — вперед иголку, взад иголку, строчка и т. д. и т. п.
По-моему, в начальной школе надо учить трудовым навыкам, необходимым в быту: сварить самую простую пищу на плите, керосинке, спиртовке, заварить чай, вскипятить молоко, поставить самовар, убрать посуду, убрать за собой, вытереть пыль, вытряхнуть и почистить одежду, сапоги, проветрить комнату. Надо все это связать с основами гигиены. Надо научиться вбить гвоздь, завернуть пакет, заклеить книгу, сделать вырезки из газеты, наклеить их; сшить самую простую вещь, починить дыру, остругать палку, приладить полку, ящик, сделать рамку, научиться обращаться с электричеством, с радио; ухаживать за комнатными цветами, за аквариумом и т. д. и т. п.
Современные ребята окружены техникой: на колхозных полях работают машины, их чинят, работает кузница, проходит мимо железная дорога, едут автомобили, летят аэропланы, звонят телефоны, говорит радио, приходят телеграммы. Все это будит у ребят интерес к технике, и надо этот интерес поддерживать, объясняя им устройство машин, осмысливая то, что ребята видят, что наблюдают. Надо подобрать интересную литературу по вопросам техники.
«Надо использовать то немногое, что у нас есть», — учил Ильич. А у нас теперь очень многое есть, что показать.
Учить труду в начальной школе должен учитель, связывая уроки по труду с составлением задач, с рисованием, с объяснением явлений природы. В педтехникумах должно быть поставлено как обучение гигиене, так и обучение труду. Но в отдельных случаях можно приглашать на помощь учителю столяров, швей, тех или иных рабочих, которые должны помогать учителю, под его руководством вести работу.
В I и II классах труд гораздо более будет связан с игрой, с самообслуживанием; в III и IV классах труд должен носить уже характер производительного труда, и чем нагляднее для ребенка будет польза от его труда, тем интереснее труд будет становиться для ребят. Работа для детсада или яслей, для библиотеки, для пришкольного хозяйства будет увлекать ребят.
При школе начальной нужна рабочая комната, нужно устроить ее где-либо поблизости от школы.
В городе вся обстановка трудового воспитания гораздо более трудна. В городе рабочая комната прямо необходима. Может быть, можно договариваться с ближайшим жилтовариществом об устройстве рабочих комнат для ребят начальных классов.
2. Многие трудности создаются той замкнутостью, которая за последние годы создана в наших школах, и если это менее тяжело отзывается на школах начальных, то отзывается очень тяжело на неполных средних и средних школах.
Если раньше половина работы школ проходила вне стен школы, то сейчас получился отрыв школы от живой жизни, что особенно затрудняет организацию общественно полезного труда. Сейчас полезный труд, производительный труд, сводится только к производству полезных предметов для школьных кабинетов, полезность этого труда очень относительна; надо, чтобы полезность труда выходила за стены школы, чтобы полезные вещи делались и для детсада и для соседних организаций — жилтоварищества, уголков отдыха для взрослых, для библиотеки и т. д.
3. Школьные мастерские особо важны для V–VII классов. Необходимость их диктуется педагогическими соображениями. Возраст от 12 до 15 лет — возраст переходный, в воспитательном отношении решающий. Правильно поставленный труд играет громадную роль. В этом возрасте совсем особую роль играет производительность труда, его коллективный характер, навыки в отделке деталей, осмысливание труда. В этом возрасте превращение производительного труда в обучение «процессам труда» воспитывает отвращение к труду, в этом возрасте особенно важно разделение труда, важно, чтобы над одной вещью работало несколько человек, чтобы работающий подросток чувствовал, что от его работы зависит успех всех. Он плохо сделает свою часть работы — это отзовется на работе всех, отзовется па результатах работы всех. Переходный возраст — возраст особо недисциплинированный, и тут труд может сыграть исключительно большую роль в смысле воспитания общественной (как называл ее Ильич) дисциплины. Тут уже надо в труд вносить элементы соцсоревнования (но очень осторожно), но соревнования не индивидуального, а небольших коллективов. Именно в этом возрасте важно воспитывать сознание ответственности за свой труд, воспитывать сознание важности правильной организации труда, интерес к вопросам организации труда. Переходный возраст характеризуется интересом к деталям (характерны рисунки ребят: в возрасте лет до двенадцати ребята дают общие рисунки, овладевают перспективой, соотношениями, в возрасте переходном рисуют портреты, отдельные дома, деревья, гонятся за отделкой, точностью рисунка), у ребят переходного возраста более углубленный подход к труду. Именно в этом возрасте особенно важна увязка труда с отдельными предметами (физикой, химией, биологией, математикой), особенно важно осмысливание труда. В этом возрасте особенно важно пробуждение интереса к отдельным отраслям труда, в этом возрасте особенно важно обращать внимание на увязку физического и умственного труда.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Трудовое воспитание и политехническое образование"
Книги похожие на "Трудовое воспитание и политехническое образование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Трудовое воспитание и политехническое образование"
Отзывы читателей о книге "Трудовое воспитание и политехническое образование", комментарии и мнения людей о произведении.