Андрей Кураев - Протестантам о Православии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Протестантам о Православии"
Описание и краткое содержание "Протестантам о Православии" читать бесплатно онлайн.
В этой книге, собственно, нет критики протестантизма. Есть просто защита и объяснение Православия.
Под «протестантами» в этой книге понимаются не наследники Реформации, не немецкие лютеране, не кальвинисты и не англикане. Речь идет о тех гораздо более поздних (и, соответственно, весьма недавних) неопротестанских образованиях, которые, как правило, возникли уже в Америке и оттуда сейчас равнулись в Россию. Соответственно слово «протестант» в этой книге означает именно тех людей, которые под этим именем чаще всего встречаются жителю современной России: это баптисты, адвентисты, пятидесятники, различные харизматические («неопятидесятнические») группы, «церковь Христа», а также многообразные «просто христиане» (на деле – баптисты и харизматики, прячущие свою конфессиональную принадлежность ради того, чтобы было легче привлекать к себе людей, симпатизирующих православию).
416
Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу тверскому Алексию…, с. 10.
417
“‘Да испытывает себя человек, когда ест от хлеба Господня’. При понимании слова ‘воспоминание’ в значении абстрактного представления о чем–то существующем или существовавшем эти наставления были бы бессмысленными» (Успенский Н. Анафора, с. 52).
418
В начале было Слово, с. 214.
419
Этот весьма сильный аргумент приведен у митр. Макария Булгакова (см. его «Православно–догматическое богословие». Т. 2. — СПб., 1857, с. 296).
420
И просто несерьезно пускаться в фальшивые филологические изыскания: мол, «Употребление глагола есть в выражении сие есть тело Мое является образным и обозначает следующее: Сие представляет Мое тело» (Тиссен Г. К. Указ. соч., с. 356).
421
Объяснением этого евангельского места я обязан Л. П. Горбуновой, преподавателю греческого языка и Нового Завета Свято–Тихоновского Православного Богословского Института.
422
См. Успенский Н. Анафора, сс. 46 и 49.
423
См. Буйе Л. Первая Евхаристия на последней вечере. // Буйе Л. Библия и Евангелие. — Брюссель, 1988, с. 227.
424
Эти слова св. Иустина сохранились благодаря цитации у св. Мефодия Олимпского (Указ. соч., сс. 232–233). Спустя полвека после св. Иустина такое же толкование апостольского высказывания развивается у св. Иринея Лионского: «Апостол хочет, чтобы Дух Божий услаждался храмом (нашей плоти) как жених невестою. И как невеста не может брать жениха, но может быть взята женихом, когда жених придет и возьмет ее; так и эта плоть сама по себе не может наследовать царства Божия, но может быть взята в оное Духом в наследие. Ибо живущий получает в наследство достояние мертвого; и иное дело — наследовать, иное — получаться по наследству. Тот господствует и распоряжается тем, что имеет по наследству, как он хочет; а другое находится во власти, покоряется распоряжению и господству обладателя. Что же живет? Дух Божий. А какое достояние умершего? Члены человека, которые истлевают в земле. Эти и наследуются Духом, будучи перенесены в царство небесное. Наследует живущий, а наследуется плоть. Апостол увещевает нас к общению с Духом, как бы так говорит: не живите, как будто вы были только плоть и кровь» (Против ересей. 5,9,4).
425
Протестантизм вообще полагает, что человек есть лишь реципиент спасения, пассивно претерпевающий спасающее действие Божие, и отказывает человеку в праве на сотрудничество с благодатью. Перенесем, однако, этот вопрос в сферу чистого богословия. Поразмыслим так: Христос совершил подвиг нашего спасения. Он совершил этот подвиг только своей Божественной волей? Или и человеческая воля Христа стремилась к исполнению воли Божией? Ясно, что именно человеческая воля Христа совершила подвиг послушания, жертвенной любви и претерпевания страданий. Значит, человечество Иисуса сотрудничало с единой Божественной волей Троицы. А ап. Павел говорит, что в нас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе. Значит, и наша деятельность, и наша воля должны открыть нас для действия в нас той же благодати, что и во Христе. Протестантизм же, полагая, что человек не способен к активному сотрудничеству с волей Божией, умаляет человечество Христа, впадает в ересь монофелизма. Протестантизм считает, что лишь одна божественная природа Христа является субъектом спасающего действия, а человеческая природа становится лишь «местом», в котором Бог Один проявляет Себя автором нашего спасения. Это «моноэнергизм», или «монопраксия». На такой христологии основывается сотериология, сведенная к единственному действию Бога; сотериология, которая отрицает человеческое сотрудничество и его экклезиологические последствия (см. Congar Y. Regards et re0flexions sur la christologie de Luther. // Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. ed. A. Grillmeier & H. Bacht. Vol. 3, Wьrzburg, 1954. Ss. 457–458, 482–486).
426
Выразив это хотя бы в дарении части своего времени: «Из 168 часов в неделю один лишь единственный час отделил Себе Бог; неужели ты и тот потратишь на дела житейские?» (св. Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии, 9. // Творения. Т. 2. Кн. 1. — СПб., 1896, с. 385).
427
преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, с. 156.
428
преп. Максим Исповедник. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви. // Творения. Ч. 1. — М., 1993, сс. 146–147.
429
св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1, сс. 227, 430, 418.
430
св. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды, с. 418.
431
Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Указ. соч., с. 126.
432
Там же, с. 137.
433
св. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Ефесянам, 3. // Вестник РСХД. № 31, с. 3.
434
преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 4. — М., 1860, с. 329.
435
Формула бл. Августина: Non posse non peccare — Posse non peccare — Non posse peccare.
436
О том, что плоть воскресшего Иисуса «соделана Господом и Христом», стала всецело обоженной — вплоть до утраты своих телесных свойств — см. св. Григорий Нисский. Против Евномия, кн. 6. Но если у этой плоти нет уже свойств нашего обычного тела — то и нечего удивляться, что мы причащаемся хлебом, который никак не похож на мясо. О понятии «духовное тело» в патристике см. Сидоров А. И. Комментарии. // Творения аввы Евагрия. — М., 1994, сс. 323–327.
437
св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 46.
438
преп. Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах, с. 236.
439
Интересно, что признавать хлебопреломление таинством склонны рядовые прихожане протестантских общин (у которых еще весьма сильны привычки православного отношения к святыне). А чем выше ранг пастора, чем более он образован (то есть воспитан в духе протестантских семинарий) — тем более символически он понимает хлебопреломление. Получается, что рядовой русский протестант, подходя к чаше, видит в ней одно, а его пастор — другое. При этом протестантские проповедники не склонны с самого начала объяснять своим прихожанам, что, переступив порог протестантской общины, новообращенным придется отказаться от православно–буквального понимания слов Спасителя: «Сие есть Тело Мое».
440
прот. Михаил Дронов. Писание и Предание. // Журнал Московской Патриархии. 1994, № 1, сс. 12–13.
441
цит. — Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, с.155.
442
Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. С. 302.
443
Цит.: В. Лосский. Вера и богословие. // Вестник РСХД. 1979. С. 105.
444
Преп. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990. С. 157.
445
Цит.: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. С. 88.
446
Цит. архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. С. 221.
447
Цит. Congar Y. La Tradition et les traditiones. Essai historique. Paris, 1960. p. 52.
448
Staniloae D. Iisus Hristos sau restaurarea omului. Craiova,1993, p. 43.
449
Там же.
450
Цит.: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 355.
451
Цит. по: Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. — Рига, 1980. С.196.
452
Минуций Феликс. Октавий. // БТ. М., 1981. №22. С. 160.
453
цит.по: Бальтазар Г. У. Ты имеешь глаголы вечной жизни. Размышления над Свяшенным Писанием. М., 1992, с.83.
454
Малявин В. В поисках традиции. // Восток–Запад. М., 1988, С. 34–36.
455
«Я стал тем, чем не был» — преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 84.
456
Преп. Феодор Студит. // Добротолюбие. Jordanville, 1965, Т. 4. С. 64.
457
Св. Василий Великий. Творения. М., 1846. Т. 4. С. 263.
458
Преп. Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Кн. 1. С. 258.
459
Зелинский В. Приходящие в Церковь. // Журнал Московской Патриархии. 1992, N. 2, С. 10.
460
Цветаева М. . Неизданные письма. Париж, 1972. С. 415.
461
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Протестантам о Православии"
Книги похожие на "Протестантам о Православии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Кураев - Протестантам о Православии"
Отзывы читателей о книге "Протестантам о Православии", комментарии и мнения людей о произведении.