И Кирин - Черноморский флот в битве за Кавказ
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Черноморский флот в битве за Кавказ"
Описание и краткое содержание "Черноморский флот в битве за Кавказ" читать бесплатно онлайн.
Наиболее сильная оборона с суши создавалась в районе Поти и Батуми, где было решено оборудовать четыре рубежа: передовой, основной, тыловой и внутренний. Передовой рубеж обороны должен был проходить от базы в расстоянии 35 - 45 км, основной рубеж - в расстоянии 25 - 30 км, тыловой - в расстоянии 10 - 20 км от Поти и Батуми, внутренний - непосредственно на окраинах и в глубине огородов. Для ведения уличных боев предусматривалось строительство баррикад и противотанковых препятствий.
Однако запланированные инженерные оборонительные сооружения не были построены. Передовой и основной рубежи обороны из-за отсутствия рабочей силы совсем не оборудовались, а на тыловом рубеже работы к 25 октября были выполнены только на 75%.
Весь район обороны Поти с суши был разделен на три сектора. Первый сектор оборонял батальон морской пехоты при поддержке одиннадцати орудий береговой артиллерии, второй сектор - школа береговой обороны и пограничный отряд (343 человека и семь орудий), третий сектор - личный состав 1-й бригады торпедных катеров и пограничный отряд (105 человек и восемь орудий). В резерве командира Потийской военно-морской базы находилось около 500 человек. Кроме того, все секторы поддерживались корабельной артиллерией.
В целях лучшего использования сил при обороне побережья было разработано наставление по противодесантной обороне Потийской военно-морской базы.
Однако в организации обороны побережья имелись и существенные недостатки. Созданные в начале 1942 года инженерные сооружения из-за давних сроков их постройки на 30 - 40% пришли в ветхость и требовали солидного ремонта. Береговая артиллерия была плохо подготовлена к отражению противника с суши. На батареях No 716 и 881 совершенно отсутствовали шрапнельные снаряды. Свыше 50% личного состава 164-го отдельного артиллерийского дивизиона не имело винтовок.
Крупные недочеты были и в организации противовоздушной обороны базы, которые вскрылись во время налета вражеской авиации на Поти 16 июля. Прежде всего была слабо отработана система наблюдения и оповещения. Так, из-за расположения вблизи базы дозорных катеров командование базового района противовоздушной обороны нё имело возможности вовремя обнаруживать противника и поднимать истребительную авиацию, а некоторые зенитные батареи даже не оповещались о приближении вражеских самолетов.
Однако, несмотря на все эти недостатки, соединения и части Потийской военно-морской базы обеспечили надежное базирование флота и создали благоприятные условия для действий частей 46-й армии на перевалах Главного Кавказского хребта.
Выводы по действиям Черноморского флота в обороне баз и побережья
В результате пятимесячного наступления во второй половине 1942 года немецко-фашистские войска добились значительных успехов. Они захватили Северный Кавказ и Таманский полуостров, вышли к предгорьям Главного Кавказского хребта и на реку Терек и овладели перевалами. Врагу удалось оккупировать важные в экономическом отношении районы и создать тяжелую обстановку для наших войск на Кавказе, однако ему оказалось не под силу преодолеть оборону наших войск и добиться стратегического успеха.
В ходе ожесточенных оборонительных боев советские войска и Черноморский флот обескровили противника, остановили его наступление в предгорьях и на рубеже реки Терек и тем сорвали гитлеровские планы по захвату всего Кавказа и советского Черноморского флота.
Черноморский флот и Азовская военная флотилия, оперативно подчиненные командованию Северо-Кавказского фронта, а затем Закавказского фронта, тесно взаимодействуя с этими фронтами, оказывали им большую помощь в обороне и разгроме немецко-фашистских войск на Кавказе. Черноморский флот и Азовская флотилия надежно прикрыли приморский фланг наших сухопутных войск, организовав противодесантную оборону Азовского и Черноморского побережий, выделив для этой цели около 40 тысяч человек из состава подразделений морской пехоты, частей береговой и зенитной артиллерии, 200 зенитных орудий, 150 орудий береговой артиллерии, 250 боевых кораблей, судов и плавсредств и до 250 самолетов.
Части морской пехоты, береговой артиллерии и авиации, действовавшие на сухопутных направлениях, проявили стойкость, высокий морально-политический дух, массовый героизм и непреклонную волю к победе над врагом.
Хотя противодесантная оборона побережья Черноморским флотом была организована в соответствии с обстановкой и себя полностью оправдала, следует признать, что она была слабо насыщена стрелковыми частями, что дало противнику возможность высадить 2 сентября 1942 года десант на Таманский полуостров и предпринять попытку высадить в ночь на 30 октября десант на восточный берег Цемесской бухты.
Опыт обороны Новороссийска и Туапсе показал, что опоздание с организацией сил для обороны, малая глубина обороны и распыление сил привели к значительным потерям в живой силе и технике и потере Новороссийска, а своевременное создание Туапсинского оборонительного района позволило организовать глубокую прочную оборону базы с суши и не допустить противника в обороняемый район. Опыт обороны баз показал также, что одной из основных причин быстрого падения их являлось отсутствие резервов у командования баз, что не позволило своевременно отражать удары противника.
Опыт обороны баз подтвердил необходимость организации взаимодействия и объединения всех сил под единым командованием. Лучшей формой такой организации явился полностью оправдавший себя оборонительный район, разделенный на секторы и боевые участки.
Героическая оборона Кавказа явилась хорошей боевой школой для частей Советской Армии и Черноморского флота. В ходе ее они накопили огромный боевой опыт и освоили тактику действий в горах. Советские войска были перевооружены легким оружием, стрелковые части усилены инженерными соединениями, командиры овладели искусством управления войсками в сложных условиях, тылы наладили снабжение войск в горных условиях, используя авиацию и все виды транспорта, в том числе и вьючный.
Глава 4. Защита морских сообщений вдоль Кавказского побережья
Особенности района. Перевозка морским путем войск, боеприпасов, боевой техники, топлива, продовольствия и других грузов из Батуми, Поти, Сухуми и Туапсе для приморской группы войск Северо-Кавказского, а затем Закавказского фронтов, а также эвакуация фабрик, заводов, предприятий и учреждений из районов, оставленных нашими войсками, имели в период битвы за Кавказ огромное значение для обеспечения боевых действий советских войск на южном крыле советско-германского фронта и для народного хозяйства Северного Кавказа.
По существу морские сообщения вдоль Кавказского побережья в условиях слабо развитых железных и шоссейных дорог в гористой местности были единственными путями, по которым можно было производить перегруппировку наших сил и их снабжение.
Протяженность морских коммуникаций между Батуми и остальными портами Кавказа составляет около 280 миль. Морские пути здесь проходят в непосредственной близости от берега, на глубинах, возможных для постановки минных заграждений. Наиболее опасным в этом отношении был район Новороссийска, так как гитлеровцы начиная с 1941 года систематически ставили в Цемесской бухте мины.
Климатические условия района позволяют авиации, торпедным катерам и подводным лодкам действовать круглый год.
Главную опасность для наших конвоев и транспортов представляла авиация противника, аэродромы которой находились в 300-350 км от берега, и за один час она могла достигнуть района наших морских путей. С занятием немецко-фашистскими войсками аэродромов Кубани это время уменьшилось до 30 минут.
Ввиду большой опасности налетов вражеской авиации плавание транспортов происходило только на участке Батуми - Туапсе, на участке Туапсе - Геленджик плавали только малотоннажные суда, баржи, катера, парусно-моторные шхуны.
Серьезно угрожали коммуникациям Черноморского флота и торпедные катера противника, базировавшиеся в Феодосии и Анапе. Отсюда до Новороссийска и Геленджика 110-117 миль, что позволяло им в течение ночи выходить в район движения наших транспортов и возвращаться в свои базы. Для защиты фарватеров, по которым плавали транспорты, от немецких подводных лодок и торпедных катеров в районе Анапы, Новороссийска, Туапсе и Батуми были поставлены минные заграждения. Безопасное плавание на театре вполне обеспечивала система навигационного ограждения. Все фарватеры имели манипулируемое освещение с большой дальностью видимости.
Бесперебойная доставка кораблями Черноморского флота пополнений, боеприпасов, топлива и продовольствия частям Советской Армии, оборонявшимся на новороссийском и туапсинском направлениях, способствовала срыву немецко-фашистского наступления. Поэтому защита морских сообщений вдоль Кавказского побережья являлась одной из главных задач Черноморского флота. Решалась эта задача повседневно путем поддержания благоприятного оперативного режима на театре, что достигалось непрерывным несением дозорной службы, ведением разведки и наблюдения, организацией всех видов обороны (противовоздушной, противолодочной, противоминной и противокатерной).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Черноморский флот в битве за Кавказ"
Книги похожие на "Черноморский флот в битве за Кавказ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "И Кирин - Черноморский флот в битве за Кавказ"
Отзывы читателей о книге "Черноморский флот в битве за Кавказ", комментарии и мнения людей о произведении.