» » » » Михаил Шохирев - Язык программирования Perl


Авторские права

Михаил Шохирев - Язык программирования Perl

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Шохирев - Язык программирования Perl" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая околокомпьтерная литература, издательство Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Язык программирования Perl
Издательство:
Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру
Год:
2006
ISBN:
5-94774-604-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Язык программирования Perl"

Описание и краткое содержание "Язык программирования Perl" читать бесплатно онлайн.



Курс знакомит с языком программирования Perl, с его принципами, основными возможностями и особенностями в объёме, достаточном, чтобы начать разрабатывать прикладные и системные задачи, включая программирование для сети Интернет.

Расчитанный на полугодовое изучение, курс является достаточно подробным введением в язык программирования Perl. Описывается уникальная культура Perl и особенности, отличающие его от других языков программирования и во многом обусловившие его популярность. Рассматриваются основные средства программирования на языке Perl версии 5.8. Разбираются богатые возможности языка для создания самых разных приложений, а также особый стиль программирования на Perl. Курс ориентирован на студентов, начинающих программистов или разработчиков, применяющих другие языки и желающих писать прикладные или системные программы на Perl.






Взаимодействие с объектом строится на обращении к его методам. Обращение к методу происходит при помощи ссылки на экземпляр конкретного объекта, и при этом первым аргументом в метод автоматически передается ссылка на этот объект. Например:


$hobbit->give_name('Бильбо Бэггинс'); # соответствует вызову: Person::give_name($hobbit, 'Бильбо Бэггинс');


Внутри метода ссылка на экземпляр объекта используется для доступа к данным этого экземпляра и обращения к другим методам. Для обращения к конструктору используется имя класса, так как во время работы конструктора уже существует класс, а экземпляр объекта только должен быть создан конструктором.

Если к ссылке на объект класса Person применить функцию ref(), то она вернет значение не 'HASH', как можно было бы предположить, а 'Person'! Это результат "благословения" объекта ссылки функцией bless().


print "Класс объекта: '", ref($hobbit), "'\n"; # 'Person'


Кроме нотации с оператором "стрелка" ->, традиционно используемой при работе со ссылками, для доступа к методам применяются синтаксические конструкции с использованием косвенных объектов. При использовании этого стиля имя метода стоит перед именем класса или ссылкой на объект, после которой идет список аргументов, иногда заключаемый в круглые скобки. Использование косвенных объектов может сделать текст программы более наглядным и понятным. Приведем пример обращения к объектам в новом стиле:


# способ обращения к методам через косвенные объекты use Person; # используем класс Person my $magician = new Person; # "этот маг - новая личность" give_name $magician 'Гэндальф'; # "назовем мага 'Гэндальф'" my $name = say_name $magician; # "назови себя, маг" print $name, "\n";


В качестве иллюстрации к сказанному на рис. 14.1 изображены языковые конструкции, применяемые при работе с объектами, и их взаимосвязи.

Рис. 14.1.  Конструкции объектного программирования в Perl

Наследование - это мощный механизм конструирования нового класса, позволяющий уточнить существующий класс, изменить его поведение родительского класса или добавить к нему новые свойства. В Perl это делается легко и просто: нужно упомянуть имя родительского класса в специальном массиве @ISA текущего класса. Исполняющая система, не найдя вызванного метода в текущем модуле, продолжает его поиск в пакетах, перечисленных в массиве @ISA. Приведем пример описания класса Wizard, производного от класса Person:


package Wizard; # класс "Маг" our @ISA = qw(Person); # является подклассом Person use Person; # и использует пакет Person # ... описание методов класса Wizard... 1; # вернуть истину для use


Смысл наследования - в создании подклассов, изменяющих поведение базового класса. Для этого в дочерних классах описываются новые методы или переопределяются существующие. В качестве примера опишем для класса Wizard новый метод для работы со свойством 'magic' ("тип магии" - белая или черная):


sub magic { # магия - вот что отличает волшебника my $self = shift; # извлечь ссылку на объект $self->{magic} = shift if @_; # изменить значение return $self->{magic}; # вернуть значение }


Кроме того, переопределим конструктор объектов класса new() так, чтобы он принимал два аргумента для инициализации свойств 'name' и 'magic'. Для создания объекта воспользуемся конструктором родительского класса, затем зададим начальные значения свойств, и, наконец, "дадим благословение" объекту ссылки быть магом:


sub new { # конструктор объектов my $class = $_[0]; # имя класса в 1-м аргументе my $self = new Person; # маг - это личность $self->{name} = $_[1]; # задать имя из 2-го аргумента $self->{magic} = $_[2]; # и тип магии из 3-го bless($self, $class); # "благословить" мага return $self; # вернуть ссылку на объект }


Вызывающая программа, использующая производный класс, будет выглядеть следующим образом:


use Wizard; # подключить производный класс # создать нового черного мага - Сарумана my $wizard = new Wizard('Саруман', 'black'); my $name = say_name $wizard; # "назови себя, маг" print $name, ' ', $wizard->magic(); # 'Саруман black' print ref($wizard); # тип объекта ссылки - 'Wizard'


Естественно, что у объекта класса Wizard можно вызывать не только методы собственного класса, но и любые методы, унаследованные из родительского класса Person.

В классе может быть описан специальный метод, автоматически вызываемый исполняющей системой при уничтожении каждого объекта. Такой метод называется деструктор (destructor), и он должен иметь зарезервированное имя - DESTROY. Деструктор вызывается при освобождении памяти, занимаемой объектом: это происходит при выходе из блока, где был создан объект, при удалении последней ссылки на объект функцией undef($object) или при окончании программы. Приведем пример шуточного деструктора для класса Person, который при удалении объекта направляет прощание в поток STDERR, называя имя объекта методом say_name():


sub DESTROY { warn('Прощайте, я ухожу... ' . shift->say_name); }


Деструктор может использоваться, если при окончании работы с объектом нужно выполнить какие-то завершающие действия: например, удалить динамически созданные структуры или сохранить данные объекта в файле. Конструктор в этом случае может считывать сохраненные значения из файла, чтобы присвоить объектам начальные значения.

Анонимные хэши - это самый распространенный, но не единственный способ хранить значения атрибутов объекта. Для этого может применяться массив или даже скалярная переменная, лишь бы при создании объекта в конструкторе это хранилище значений было связано с именем класса функцией bless(). Недостатком этого подхода можно считать то, что ограничение доступа к свойствам достигается лишь на уровне соглашения пользоваться только методами объекта. И поскольку существует возможность изменить значение атрибута напрямую, это может нарушить корректную работу программы. Ведь в методе изменение состояния объекта сопровождается необходимыми проверками, чего не происходит при непосредственном изменении атрибута. Тем более, что в некоторых случаях атрибуты вообще должны быть доступны только для чтения (read-only attribute). Например, при использовании хэша для хранения атрибутов вполне возможно такое некорректное присваивание:


$hobbit->{magic} = 'пёстрая'; # добавлен ошибочный атрибут


Для того чтобы надежно обеспечить ограничение доступа к данным, которые хранятся в объекте, применяются замыкания. Чтобы показать, как можно организовать полностью закрытые атрибуты (private attributes) с помощью замыканий, напишем класс Private::Person. В новой версии класса значения атрибутов также хранятся в анонимном хэше, но при создании объекта возвращается ссылка не на него, а на анонимную подпрограмму доступа к данным. Этой функции будет передаваться имя атрибута (и, возможно, новое значение), а она будет возвращать значение атрибута, используя имя атрибута как ключ поиска в анонимном массиве. Это выглядит так:


package Private::Person; # класс "Личность" sub new { # прототипом может быть my $invocant = shift; # класс или объект my $class = ref($invocant) || $invocant; my $self = { # значения атрибутов: NAME => '', # имя и HEIGHT => 0.0 # рост }; my $closure = sub { # функция доступа к данным my $field = shift; # по имени атрибута $self->{$field} = shift if @_; # изменим и return $self->{$field}; # вернем значение }; # объектом будет bless($closure, $class); # ссылка на функцию } # метод доступа к атрибуту name sub name { my $self = shift; # ссылка на объект-функцию &{$self}("NAME", @_); # доступ к скрытому значению } # метод доступа к атрибуту height sub height { # то же, что выше, но несколько короче: &{ $_[0] }("HEIGHT", @_[1 .. $#_ ] ) } 1;


Методы доступа к свойствам объектов получают первым аргументом ссылку на функцию доступа к значениям атрибутов и вызывают ее, передавая ей имя поля и остальные свои аргументы. Приведем пример создания объектов нового класса и обращения к их методам. В вызывающей программе все выглядит так, как будто данные по-прежнему хранятся в анонимном массиве:


package main; # вызывающая программа use Private::Person; # использовать этот класс my $elf = Private::Person->new; # создать объект и $elf->name("Леголас"); # задать значения $elf->height(189); # его атрибутам # получить доступ к значениям атрибутов объекта print $elf->name, ' ', $elf->height, ' '; print ref($elf), "\n"; # тип референта: 'Private::Person'


Из примера видно, что имя класса может быть составным, отражая иерархию классов. Поскольку классы - это пакеты, хранящиеся в файле-модуле, то все, что говорилось в предыдущей лекции об именовании модулей, относится и к классам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Язык программирования Perl"

Книги похожие на "Язык программирования Perl" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Шохирев

Михаил Шохирев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Шохирев - Язык программирования Perl"

Отзывы читателей о книге "Язык программирования Perl", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.